Драма семьи Алена Делона: почему актер и его дети судятся друг с другом
За последние 20 лет почти в каждом интервью Ален Делон сообщал журналистам, что очень устал от жизни, от мира, в котором творятся какие-то совсем невыносимые вещи, да и от себя — от болезней, одиночества, воспоминаний. «Все в прошлом, все кончилось», — говорил он со сцены Дворца фестивалей в Каннах, когда в 2019 году получал почетную «Золотую пальмовую ветвь».
Стоявший рядом директор главного киносмотра планеты Тьерри Фремо виновато улыбался — награда слишком поздно нашла героя, стала прощальным приветом единственной настоящей кинозвезде второй половины ХХ века (так Делона называл Жан-Пьер Мельвиль, снявший его в «Самурае», «Красном круге» и «Полицейском»).
Канны, как и режиссеры новой волны или их наследники из журнала Cahiers du cinema, десятилетиями относились к Делону снобистски — а в итоге вернулись к нему с повинной, чтобы «самурай» отпустил им все их грехи, особенно гордыню. Годар пригласил его на главную роль в фильм «Новая волна» в 1990-м, фестиваль наградил в 2019 году.
Cahiers du cinema за эти годы пролил в честь актера столько чернил, сколько слез зрители перед экраном — ведь никто не умирал в кадре так часто и так убедительно, как Делон. Тем печальнее выглядит сюжет, разворачивающийся вокруг него сегодня, — насмешка судьбы или закономерность? Злые языки и вовсе шутят, что Ален Делон разучился умирать.
В 2021-м в конкурсе Канн участвовал фильм Франсуа Озона «Все прошло хорошо» — экранизация одноименной автобиографической книги Эммануэль Берхайм — история преданной дочери, помогающей отцу самостоятельно уйти из жизни, то есть совершить в швейцарской клиники эвтаназию. Из мемуаров «Между собакой и волком», написанных старшим сыном Энтони, мы знаем, что фильм произвел большое впечатление на Алена Делона. Он уже не раз делился с прессой, что эвтаназия — идеальный вариант для него закончить свои дни. Тем более что мать Энтони и бывшая жена актера Натали Делон готовилась к эвтаназии в том же 2021 году, не желая мучиться от онкологии, но умерла своей смертью.
В 2022 году было объявлено, что Ален Делон тоже начал все необходимые приготовления и вроде бы уже выбрал соответствующее медицинское заведение, как вдруг его имя возникло на страницах газет не в траурной рамке, а совсем по другому поводу. Делон взял видеоинтервью у президента Владимира Зеленского, в ходе которого сказал, что в ближайшие месяцы планирует посетить Киев.
В комментариях к интервью значилось, что с Украиной у Алена Делона исторически тесные связи, ведь украинский культурный центр в Париже располагается в особняке на авеню де Мессин, когда-то принадлежавшем звезде. Именно по этому адресу Делон впервые принял у себя Жан-Пьера Мельвиля, приехавшего зачитать ему вслух сценарий «Самурая». Легенда гласит, что, не услышав за 10 минут ни одной реплики, а лишь описание молчаливого путешествия Джеффа Костелло сквозь парижскую непогоду, Делон прервал Мельвиля и пригласил его в спальню. Там, над кроватью, застеленной меховым покрывалом, поблескивал в темноте самурайский меч.
В Киев Делон, конечно, не отправился. Состояние здоровья не позволило ему совершить столь долгий и опасный путь. Следующим новостным поводом вспомнить об актере стали торги в июне 2023 года, организованные аукционным домом Bonhams Cornette de Saint Cyr, на которых с молотка ушла значительная часть его коллекции искусства.
Собственно, Корнет де Сен-Сир, умерший через месяц, в августе 2023-го, начиная с 60-х был главным консильери Делона. Благодаря ему актер, как и его герой из картины Эдуарда Молинаро «Спешащий человек», без устали курсировал между Парижем и Лондоном, пытаясь приобрести редкие бронзы Бугатти или рисунки Теодора Жерико.
Известно, что больше всего Делона увлекали произведения искусства, воспевавшие животных, в особенности тигров (фильм «Самурай» начинается с несуществующей цитаты из Бусидо: «Нет более глубокого одиночества, чем одиночество самурая, разве что одиночества тигра в джунглях») и лошадей (лошадь для актера — тотемное животное, чуть ли не самым любимым его фильмом с юности был шедевр Джона Хьюстона «Асфальтовые джунгли», в финале которого Стерлинг Хейден умирает в поле, окруженный пасущимися лошадьми).
Торги июня 2023 года стали третьими по счету — Делон уже распродавал свою коллекцию в 2007 и 2016 годах — и принесли актеру €8 млн. А 5 июля дети Делона — Энтони, Анушка и Алан-Фабьен — подали в суд на Хироми Роллен, охарактеризованную ими в иске как «сиделку», за злоупотребление полномочиями в корыстных целях и плохое обращение как с самим Делоном, так и с его многочисленными собаками. Кроме того, Хироми Роллен была выдворена из поместья актера Души.
С Хироми Роллен актер познакомился в 1990 году на съемках фильма «Танцевальная машина». Роллен давно трудилась в кино в качестве ассистентки режиссера, в том числе, например, у Бертрана Блие, автора «Вальсирующих». В 1991 году Роллен и Делон вместе работали над фильмом «Возвращение Казановы», с площадки которого в журнале Le Point не так давно была опубликована фотография — на ней мы видим Делона, одетого в камзол на абсолютно голое тело, распахивающего его полы перед проходящей мимо Роллен.
Согласно свидетельствам близкого друга обоих — автора снимка, фотографа Мишеля Маризи, — Делона и Роллен связывали интимные отношения в течение 30 лет, более того, в последний год Делон и Роллен часто упоминали в разговорах о планах сочетаться браком. Именно Роллен заботилась об актере после двух инсультов, случившихся с ним летом 2019-го. Дети Делона, по ее словам, появлялись в Души редко и только лишь затем, чтобы разместить селфи с отцом в Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена).
Изгнанная со скандалом из жизни Делона Роллен подала встречный иск — за нанесение физических увечий в процессе выдворения и за ущерб чести и достоинству. Оба иска — и детей, и Роллен — по решению суда остались неудовлетворенными. Тем не менее с тех пор вход Роллен на территорию Души строжайше запрещен.
Последнее Рождество вместе
В первых числах января 2024 года Энтони Делон дал большое интервью журналу Paris Match, а также пообщался без купюр с телевидением. Он поведал журналистам, что отец при смерти, что прошедшее Рождество, на котором он присутствовал с братом Ален-Фабьеном, станет для отца последним. Также он намекнул, что их сестра Анушка подталкивает Делона к изменениям в завещании.
Согласно версии Энтони, Анушка скрывала от братьев, что состояние их отца сильно ухудшилось, ведь ее не интересует ничего, кроме денег. Анушка через сутки подала иск против Энтони, который, уже по доброй традиции семейства Делон, тут же заручившись поддержкой Ален-Фабьена, подал иск против нее. Обмен любезностями через адвокатов сопровождался обменом оскорблениями в соцсетях.
Особо стоит отметить пост Алена-Фабьена, опубликовавшего у себя в Instagram запись разговора Анушки с отцом в начале января. На этой записи Анушка кричит на отца и спрашивает, почему он позволяет разрушать их отношения. Видимо, в результате этой беседы Делон, собрав остатки сил, намерен инициировать иск против Энтони — за распространение ложных сведений, оскорбляющих его честь и достоинство.
Состояние Алена Делона оценивается приблизительно в €245 млн (Швейцария, налоговым резидентом которой числится Делон, — страна не только эвтаназии, но и банковской тайны). Согласно завещанию, обнародованному в начале года, половина наследства Делона должна достаться его дочери Анушке, уже управляющей его компанией Alain Delon International Distribution (ADID), вторая же половина поделена поровну между сыновьями Алан-Фабьеном и Энтони.
Разумеется, подобный расклад не мог удовлетворить сыновей, и теперь, после очередного медицинского освидетельствования, ими же инициированного, Делона частично ограничили в дееспособности. Кроме того, у Энтони с Ален-Фабьеном есть шанс доказать юридически, что и существующее завещание было написано в интеллектуальном и моральном состоянии, далеком от дееспособного.
Сложная семейная история
Отношения отцов и детей в клане Делон всегда были катастрофическими. Родители Алена развелись довольно рано, оба заново устроили свою жизнь, в которой ему места не было. По этой причине большую часть детства и отрочества Делон провел в приемных семьях (в том числе в семье привратника знаменитой тюрьмы в городе Френ, во дворе которой казнили коллаборационистов — по утверждению актера, он слышал, как там расстреляли Пьера Лаваля 15 октября 1945 года), еще не достигнув совершеннолетия, записался во флот и отбыл на войну в Индокитай.
Впоследствии Делон признавался, что был сильно обижен на родителей, особенно на мать. А в интервью Бернару Пиво, автору и ведущему телепередачи «Апостроф», сказал, что попросит у Святого Петра, оказавшись на том свете, увидеть родителей, ведь только в загробном мире они наконец-то смогут провести время втроем, как настоящая семья.
С сыном Энтони, рожденным в браке с Натали Делон (единственной женщиной, на которой Делон был женат официально), у актера долгие годы был конфликт. Энтони, как и Ален, рос, предоставленный сам себе: родители тоже развелись рано. Актерская карьера, как это часто случается с детьми гениев, не заладилась. Свои силы Энтони решил попробовать в бизнесе — в 1980-х он стал производить модные кожаные куртки и джинсы под брендом AD.
Ален Делон, не желая ассоциироваться с продукцией сына, но прежде всего стремясь защитить интересы собственной бизнес-империи и бренда Alain Delon (коньяк, парфюмерия, сигареты, аксессуары), запретил использование инициалов AD в суде, а, по неофициальным данным, угрожал сыну и его партнерам, используя обширные связи в мафии (молва об этих связях идет с 1968 года, когда Делона обвинили в причастности к убийству его телохранителя — так называемое дело Марковича).
Телезрители Франции помнят, как спустя несколько лет, когда бизнес-инициативам Энтони давно уже был положен конец, Делон внезапно обратился к сыну во время интервью с просьбой «заткнуться» — речь, впрочем, шла о политических разногласиях, связанных с нараставшей в тот момент в стране популярностью ультраправой партии Марин Ле Пен.
Другой драматический сюжет развернулся между Делоном и Кристианом Аароном Булонем, так и не признанным актером внебрачным сыном, рожденным в мимолетных отношениях с солисткой группы Velvet Underground Кристой Пэффген, выступавшей под псевдонимом Нико. Ари Булонь всю жизнь, трагически оборвавшуюся в 2023 году, пытался по суду добиться, чтобы Делон признал отцовство, в котором ни у кого не было сомнений. Дело не только в феноменальном портретном сходстве: Ари воспитывался матерью Делона, Эдит, она и дала ему фамилию своего второго мужа — Булонь.
Иски Ари не были удовлетворены. Делон предлагал незаконнорожденному сыну выплачивать небольшую пенсию, на что Ари заявил в прессе: «Слишком много для самозванца, слишком мало для родного ребенка». В мае 2023 года тело Ари Булоня обнаружили спустя несколько недель после смерти в его парижской квартире. В последние годы он сильно пил и злоупотреблял антидепрессантами.
Младшие дети Делона, рожденные в отношениях с бельгийской фотомоделью Розали ван Бремен, известной прежде всего своей книгой «Искусство разводиться» (не с Делоном, а с другими состоятельными мужчинами), — Анушка и Ален-Фабьен — выросли в относительно спокойной обстановке, хотя и с их матерью Делон расстался довольно быстро. Анушка пользовалась безоговорочной любовью отца, что не помогло ей сделать карьеру актрисы, зато позволило получить должность вице-президента компании Делона ADID и, разумеется, стать основным бенефициаром завещания.
Именно Анушка сопровождала отца в Канны в 2019-м, она же занималась организацией аукционных торгов 2023 года, предварительно прокатив коллекцию по всему миру. Что касается Ален-Фабьена, то он пробовал подвизаться на актерском поприще — безуспешно. Затем попал в полицейскую хронику: проживая в квартире отца в Женеве, устроил там вечеринку, в разгар которой серьезно ранил из пистолета 16-летнюю девушку. Пять лет назад Ален-Фабьен выпустил автобиографический роман «Раса господ» (в фильмографии Алена Делона есть картина с таким же названием). В этой книге Ален-Фабьен рассказал, как груб был с ним отец и как сильно его травмировал своим равнодушием и высокомерием.
Чудовищные дрязги вокруг постели умирающего — сюжет классический. Другая расхожая истина — искусство требует жертв — во многом объясняет раздоры в клане Делон. Человечество будет помнить великие фильмы актера, а его ближний круг никогда не сможет забыть нанесенных им великих обид. Потому что Алену Делону кино всегда было важнее кого бы то ни было, потому что кино для Делона равнялось Делону. Недаром он столько лет говорил о себе в интервью лишь в третьем лице. Его самой знаменитой репликой можно считать фразу Джеффа Костелло из «Самурая»: «Я никогда не проигрываю, никогда по-настоящему».
Увы, жизнь взяла верх над кино. Только в кино можно умереть красиво.