Чувство локтя: как братья Константин и Владимир Маковские создавали русский стиль
На выставке «Маковские. Константин и Владимир» в Серпуховском историко-художественном музее (СИХМ) представлено 87 работ из региональных и федеральных музеев, включая Третьяковскую галерею и Эрмитаж. Это первый проект музея в новом выставочном пространстве — бывшем Каретном сарае, реставрация которого продолжалась последние 4,5 года. Изначально это здание было частью ансамбля городской усадьбы купцов Мараевых. В главном особняке, построенном по проекту Романа Клейна, сегодня экспонируется постоянная коллекция музея, а также частично представлены шедевры искусства ХХ века. В новом пространстве, оборудованном под временные выставки, также будет находиться открытое хранение, позволяющее демонстрировать обширные фонды музея.
Прежде чем осматривать выставку, нужно осознать, что Маковских в истории русского искусства было даже не двое, а гораздо больше. И хотя это большое художественное семейство все же не столь разветвленное как, например, Брейгели, представлять себе их генеалогию необходимо, чтобы не запутаться. Первым в историю искусств вошел Егор Иванович Маковский, многолетний бухгалтер в московской экспедиции кремлевских строений, художник-любитель и коллекционер гравюр. В 1832 году он вместе с друзьями основал «Натурный класс», десятилетие спустя превратившийся в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В этом училище учились сыновья Егора Ивановича, Константин и Владимир Маковские. Творчеству этих двух братьев посвящена выставка в Серпухове. При чем старший брат, Константин, и при жизни считался успешнее младшего, Владимира, и в наше время.
Но в семье Егора Маковского всего было пятеро детей, четверо из которых стали художниками: Николай Маковский, как и е го братья Владимир и Константин, был членом товарищества передвижников, а сестра Александра писала преимущественно пейзажи в импрессионистической манере. Только сестра Мария выбрала путь актрисы, а не художницы. Сын Владимира Маковского, Александр Владимирович, продолжил династию, став художником-передвижником и профессором Императорской академии художеств. Его двоюродная сестра Елена, дочь Константина Маковского, с 20-летнего возраста жила в Европе, выставляла портреты и натюрморты, работала как график и иллюстратор. Брат Елены, Сергей Константинович Маковский стал поэтом и известным художественным критиком Серебряного века. В редакции журнала «Мир искусства» Александр Бенуа дал ему хлесткое прозвище Papa Mako.