Как сериал «Медленные лошади» меняет представление о шпионских детективах
Сериал «Медленные лошади» (Slow Horses) — условная, но все же экранизация серии романов Мика Геррона — переворачивает классическое представление о том, каким должен быть шпионский детектив. Но он не только меняет привычный жанр, но и привносит в сухой сюжет искрометный британский юмор и насмехается над самим феноменом шпионских саг про агентов, из раза в раз спасающих мир. В этом сериале героям разрешается быть неуклюжими и растерянными, а еще — ошибаться.
Безусловная удача, что авторы сериала собрали в кадре артистов сразу нескольких поколений: опытный скакун Гари Олдман здесь вынужденно соседствует с необъезженными и «зелеными» артистами (Джек Лоуден, Розалинд Элизар), которым он годится в отцы. Это в свою очередь создает не просто напряжение внутри сюжета, а выводит его на уровень поколенческой драмы.
О чем этот сериал
«Медленные лошади» — авторский проект Уилла Смита (не того Уилла Смита), до этого работавшего над вторыми «Приключениями Паддингтона» и политической сатирой «Вице-президент». Из первого Смит привнес в мета-шпионскую сагу юмор и какое-то особое ощущение уюта — как бы не ругались и не иронизировали друг над другом герои, они всегда находят путь примирения, оставляя после каждого сезона приятное послевкусие.
У «Вице-президента» Смит позаимствовал внутреннюю динамику и напряжение — плоха та шпионская история, от которой не захватывает дух и не учащается пульс. «Медленные лошади» находят идеальный баланс между тем, чтобы не дать зрителю заскучать: спасибо отличным погоням, перестрелкам и свойственным для жанра бесконечным поискам «крысы» в стане своих. Но одновременно и предоставляет возможность отдохнуть, когда погони сменяют искрометные диалоги, сбивающие излишнюю серьезность.
В центре истории — группа сотрудников британской разведки MI5, которые не сумели пройти финальный экзамен во время учебы или успели сесть в лужу в начале трудовой практики, поэтому были списаны как «неликвид»: и уволить их не решились, и доверить им серьезные дела не могут. Теперь они имитируют иллюзию деятельности в специальном отделе «Медленные лошади» в лондонском «Слау Хаусе».
Номинально ими руководит бывалый спецагент Джексон Лэмб (Гари Олдман), который давно утратил интерес к профессии и делает все для того, чтобы лишить его юных подчиненных. Каждый раз он придумывает нелепые задания, вроде копания в мусоре или перекладывания документов из одной груды никому не нужных папок в другую. Но план Лэмба работает не со всеми.
Так, молодой и жадный до приключений Ривер Картрайт (Джек Лоуден) вечно рвется в бой. Когда в первом сезоне неизвестные похищают стендапера-мусульманина в Лондоне, он в числе первых идет по следу похитителей, рассмотрев в преступлении нечто большее — угрозу национальной безопасности. Его коллеги, да и сам Лэмб, присоединяются к нему скорее от скуки. Но рядовое похищение и правда оборачивается политическим заговором на самом высоком уровне.
Такие же неожиданные сюжетные повороты случаются с героями во втором и третьем сезонах, когда они сталкиваются с новыми профессиональными вызовами, требующих от них нестандартных решений. Например, они то и дело оказываются в оппозиции вышестоящему начальству в лице холодной Кристин Скотт Томас. Или подвергаются испытанию на прочность, когда их сталкивают лбами с другим, элитным отделом MI5 «Тигры». Подуставшие «лошадки» стараются одолеть конкурентов не столько опытом, сколько выносливостью и находчивостью. Это те самые школьные двоечники, которым прочили безнадежное будущее, а они возьми да и окажись ловчее зубрил-отличников.
Почему это свежо и интересно
И нетленная «бондиана» Яна Флеминга, и собственная «бондиана» Тома Круза (а его агент ЦРУ Итан Хант из франшизы «Миссия невыполнима» — американский аналог британского шпионского хита) рассказывают нам про героев, которым море по колено. Они бегают по крыше несущегося поезда, с легкостью управляют самолетами и вертолетами, в одиночку сражаются с толпой наемных убийц, соблазняют искушенных красавиц и всегда выглядят безупречно.
«Медленные лошади» проводят ревизию жанра и откровенно насмехаются над его основными составляющими. Герой Гари Олдмана, несмотря на острый ум и большой опыт, своим внешним видом может только отталкивать. 65-летний актер старше Дэниела Крэйга всего на 10 лет, но кажется на его фоне почтенным пенсионером. «Агент 007» в исполнении Крейга взбирался на вершины небоскребов и пробегал марафоны. Джексон Лэмб может разве что выпить рекордное количество алкоголя и поразить противников числом хронических заболеваний в медицинской карте. Но прелесть сериала в том, что очаровывает зрителей герой Олдмана своим цинизмом и юмором, а не тем, как он смотрится во фраке с бабочкой.
Под стать ему совершенно иначе представлены и другие герои сериала. Этим шпионам-неудачником дозволены обычные человеческие слабости: они часто выглядят неуклюжими, ранимыми и большую часть времени не понимают, как разгрести всю ту груду проблем, которые сами же создали. Но они искренни, честны и действительно преданны своему делу. Их не уважает начальство, о них не расскажут в новостях, но оказывается, что именно эти списанные лошадки спасают мир, оставаясь на его задворках.
Этот свежий взгляд на жанр шпионских детективов оказался не просто рабочим, но и востребованным у аудитории и профессионалов. На сайте Rotten Tomatoes рейтинг сериала не опускался ниже 95% из 100% возможных. А Гари Олдман за роль шпиона старой школы номинировался на «Золотой глобус» и награду британской киноакадемии BAFTA (пока безуспешно, но впереди еще минимум два сезона и есть шанс, что свое актер «дожмет»).
«Медленные лошади» напоминают пост-мета версию классических шпионских сюжетов, в которы все перевернулось с ног на голову. Пока продюсеры «бондианы» подыскивают очередного агента 007 и ту волшебную пыльцу, с помощью которой получится освежить подуставшую франшизу, авторы сериала создают проект, у которого достаточно лошадиных сил, чтобы продержаться на том же высоком уровне еще несколько сезонов и не разочаровать. И коль Гари Олдман грозится завершить актерскую карьеру после закрытия сериала, в наших интересах надеяться на то, что шоу просуществует как можно дольше.