К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Коровин за £100 000 и коллекция наследника Hermès за €23 млн: новости арт-рынка

Обстановка особняка Юбера Герран-Эрмеса (Фото Sotheby’s)
Обстановка особняка Юбера Герран-Эрмеса (Фото Sotheby’s)
Аукционные дома начали подводить итоги года, стали известны самые громкие продажи новой московской ярмарки современного искусства Catalog, из французского музея украли 200 платков Hermès. Об этих и других актуальных новостях арт-рынка — в еженедельной подборке Forbes Life

Новости аукционных домов: Christie’s и Bonhams подводят итоги года

Christie’s первым из крупных мировых аукционных домов подвел итоги уходящего года. Суммарный объем продаж составил $6,2 млрд. По сравнению с 2022 годом, который был беспрецедентно успешным для Christie’s, спад составил 25%. Если же сравнивать с допандемийным и вполне крепким 2019 годом, то нынешний показатель вырос на 7%. 

Генеральный директор Christie’s Гийом Серутти винит во всем «сложную макроэкономическую ситуацию» и общий спад на арт-рынке, называя уходящий год «парадоксальным». При этом он хвалится ростом доли частных продаж (плюс 5%) и притоком новых и молодых клиентов. Представителей поколения Z на аукционах Christie’s за год стало на 60% больше. Число коллекционеров из материкового Китая, участвующих в международных торгах, выросло на 30%.

Годовой объем продаж Bonhams составил рекордные для аукционного дома $1,2 млрд: это на 14% больше, чем в прошлом году. 

 

Предстоящие торги: Коровин и редкий фарфор

На 23 декабря запланирован ежемесячный аукцион русского и западноевропейского искусства дома «Русская эмаль». В секции живописи одним из топ-лотов станет принадлежащий кисти Игоря Грабаря «Портрет доктора филологических наук профессора М. Е. Грабарь-Пассек». Полотно 1958 года, на котором изображена жена брата художника, оценено в 6,4—10 млн рублей. С эстимейтом в 2,8—3,5 млн рублей на продажу выставлена картина Константина Коровина «Интерьер». Она была написана в 1914 году на даче «Саламбо» в Гурзуфе, которую художник построил по собственному проекту. Подлинность работы подтверждает экспертное заключение НИНЭ им. П. М. Третьякова. 

В тот же день, 23 декабря, пройдут петербургские торги «Литфонда», посвященные живописи, графике и предметам декоративно-прикладного искусства. При стартовой цене в 1 рубль на все лоты коллекционеры уже готовы заплатить (на момент публикации материала) 95 000 рублей за пейзаж Карла Розена «На закате» и 280 000 рублей за «Купальщицу» Тимофея Неффа. В секции декоративно-прикладного искусства к топ-лотам относятся редкие изделия Первомайского фарфорового завода («Лыжница») и Ленинградского фарфорового завода имени Ломоносова («Виолончелист Бурдин»).

 

Прошедшие торги: непроданный Айвазовский на MacDougall’s, $8,5 млн за Моне

Две недели потребовалось MacDougall’s на подведение итогов онлайн-торгов «Парижская школа и другие мастера», прошедших 5 декабря на французской онлайн-платформе Drouot. Проданными на сайте аукционного дома числятся 34 лота из 91 (37%). Из них 10 лотов помечены как проданные в частном порядке без объявления цены. Вероятно, именно этим фактом и объясняется задержка в объявлении результатов. К числу частных продаж относится считавшаяся топ-лотом аукциона «Герцеговинка в дозоре» Василия Поленова (£150 000—200 000). Другой топ-лот — марина Ивана Айвазовского «Бриг в открытом море» (£250 000—350 000) — не продан. Из реализованных лотов самым дорогим оказалась картина Константина Коровина «Париж ночью», ушедшая с молотка за £100 000.

Константин Коровин. «Париж ночью» (Фото MacDougall’s)

Выручка прошедших 13 декабря главных вечерних торгов Sotheby’s, посвященных коллекции бывшего совладельца бренда Hermès Юбера Герран-Эрмеса, составила чуть меньше €23 млн. Итоговая цена 60 лотов почти втрое превзошла их суммарную оценочную стоимость. Ушли все выставлявшиеся на продажу работы, из которых самым дорогим лотом стала пара бронзовых фигурок в виде обезьян работы Франсуа-Ксавье Лаланна, проданная за €2,7 млн. Цена кресла из версальских покоев Марии-Антуанетты составила €2,6 млн при эстимейте в €300 000—500 000. В секции живописи абстрактная «Картина» Пьера Сулажа 1970 года была продана за €3 млн.

Клод Моне. «Сена возле Живерни» (Фото Bonhams)

Прошедшие 14 декабря нью-йоркские торги Bonhams, посвященные собранию четы Хартман, собрали $22,2 млн. В коллекции, которую бывший арт-дилер Алан Хартман и его жена Симона собирали более полувека, преобладали произведения модернистов и импрессионистов, а также работы авторов из стран Азии. Топ-лотом вечера стал пуантилистский пейзаж Поля Синьяка «Систерон» (небольшая коммуна на юго-востоке Франции), проданный заметно дороже эстимейта за $8,5 млн. Картина Клода Моне «Сена возле Живерни» нашла своего нового владельца за $6,3 млн.

 

Итоги ярмарки Catalog

С 15 по 17 декабря в Москве на площадке исторической типографии Ивана Сытина прошла первая ярмарка современного искусства Catalog, организованная Ассоциацией галерей (АГА). В ярмарке приняла участие 31 галерея. Число участников и ценовой диапазон представленного искусства (от 10 000 до 4,8 млн рублей) позволил «Каталогу» занять нишу ровно посередине между Blazar и Cosmoscow. Из требований организаторов — наличие на стенде работ хотя бы одного молодого и малоизвестного автора. Стенды между галеристами распределялись методом жеребьевки. Их стоимость составляла 250 000 рублей для членов АГА и 300 000 рублей  для всех остальных. За время работы ярмарку посетило более 6000 человек. По данным организаторов, более 50% всех покупок было совершено новыми коллекционерами. 

На стенде галереи «Триумф» (ее совладелец Дмитрий Ханкин — один из создателей новой ярмарки) самой дорогой из 20 проданных работ оказалась картина Миши Никатина за €5000. Еще один инициатор проекта, галерея «11.12», подтвердила продажу работы Алексея Азарова за 550 000 рублей. 

Со стенда галереи pop/off/art было продано 18 произведений, продолжаются переговоры с потенциальными клиентами еще по нескольким работам. Самой громкой продажей стала картина «Зеркало» Вики Бегальской и Александра Вилкина, ушедшая за €7000. У посетителей превью большим спросом пользовалось творчество Михаила Левиуса: по итогам ярмарки было продано восемь его работ, включая холст Hello Mister (470 000 рублей). Среди четырех проданных работ Анны Фобии самой дорогой оказалась вариация на «Остров Мертвых» Беклина, выполненная в технике коллажа с использованием фрагментов изображений банкнот (420 000 рублей). 

Михаил Левиус. Hello Mister (Фото рop/off/art)

Галерея Artzip отчиталась о продаже 25 работ, из которых самая дорогая — «Устойчивость» Эльмиры Сафиной из серии «Челночницы»  (260 000 рублей). Также были проданы пять живописных произведений нижегородской художницы Юлии Ивановой от 40 000 до 70 000 рублей.

Представители галереи Artstory подтвердили продажу 80 работ стоимостью от 5000 до 450 000 рублей. Из них самой дорогой стала многослойная картина Александра Кабина «Там ничего нет», проданная за 450 000 рублей.

 

Отдельный стенд под названием Fresh Talents с работами начинающих авторов был организован «Открытыми студиями» «Винзавода». За время ярмарки было совершено 19 сделок. Отдельные работы художниц 10-го сезона студий пополнили собой музейные собрания. Sketchbook художницы Таисии Камышан был продан за 100 000 рублей в коллекцию Мультимедиа Арт Музея в Москве. Книга «Брод» Ольги Михальчук была приобретена директором ММOMA Василием Церетели за 10 000 рублей. Триптих из серии «Лучезарный город» Елены Шаргановой ушел в частную коллекцию Дмитрия Пинского за 160 000 рублей. «Киндер Сюрприз» Ульяны Елкиной пополнил собрание галериста Ольги Поповой (31 500 рублей).

В следующий раз ярмарка Catalog пройдет в Москве весной.

Музейные новости: пополнение коллекции Эрмитажа и кражи платков Hermès во Франции

Коллекцию Государственного Эрмитажа пополнили почти 500 листов печатной графики мастеров Ленинградской школы. Несмотря на разнообразие имен художников (Георгий Верейский, Всеволод Воинов, Александр Агабеков, Александр Ведерников и другие), все эстампы были выполнены в одной мастерской, более того — одним мастером печати, Валерием Судаковым. В общей сложности в подборку входит 467 портретов, пейзажей, натюрмортов, бытовых сцен и книжных иллюстраций 120 художников, активно работавших в середине и второй половине ХХ столетия.

Георгий Верейский. «Дуб» (Фото Эрмитаж)

Музею набивных тканей в Мюлузе (Франция) удалось вернуть 76 платков Hermès, украденных в числе прочих нескольких сот экспонатов в 2018 году. При очередной инвентаризации вскрылась пропажа более чем 200 изделий Hermès, 3000 книг с перечнями редких тканей и нескольких ваз работы Эмиля Галле. В их пропаже подозревается хранитель музея Жан-Франсуа Келлер, который уже признал часть вины. Предметы, которые музею удалось вернуть, начали появляться на вторичном рынке, в том числе на eBay.

 

Русский музей планирует включить работу Карла Брюллова «Христос во гробе», конфискованную 20 лет назад у коллекционера Александра Певзнера, в число экспонатов ретроспективы художника. Выставка, приуроченная к 225-летию со дня рождения Брюллова, намечена на следующий год. Певзнер купил картину в 2003 году в Брюсселе, заплатив за нее €100 000. Когда позднее он привез ее в Санкт-Петербург на экспертизу, работу арестовали, самого владельца обвинили в контрабанде, а картину передали в Русский музей. Разбирательства в отношении работы продолжались несколько лет, а суды разных инстанций то признавали Певзнера законным владельцем, то отказывались это делать. Фактически «Христос во гробе» был включен в государственную часть музейного фонда в 2021 году.

Созданный на территории московского Центра дизайна и архитектуры Artplay в прошлом году «Открытый музей» пополнили новые работы. С 1 декабря здесь можно увидеть световые инсталляции современных художников и граффити-райтеров Максима Има и Миши Маркера, а также напоминающий маяк объект Алексея Луки. Они дополнили подборку муралов, скульптур, малых архитектурных форм, инсталляций и объектов дизайна, уже вошедших в собрание «Открытого музея», посетить который можно бесплатно в часы работы центра Artplay.

Новый культурный фонд и открытые конкурсы

В Москве появился новый фонд поддержки искусства, запущенный коллекционером и медиаменеджером Олегом Лещуком. Презентация «Лещукфонда» прошла на прошлой неделе в Музее АРТ4, где до 21 января следующего года показывают почти сто работ из коллекции Лещука. Среди других работ на выставке «Лещи и щуки» (куратор — Александр Дашевский) можно увидеть произведения Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Константина Звездочетова, Анатолия Зверева и современных авторов — от Павла Пепперштейна до Вовы Перкина. «Основными направлениями деятельности фонда будут поддержка проектов в области современного искусства и литературы, в том числе издание книг неизвестных или малоизвестных авторов. Также мы планируем работать с премиями в области кино», — отмечает Олег Лещук.

Илья Кабаков. «Иллюстрации» (Фото «Лещукфонд»)

Фонд MaxArt объявил открытый конкурс, по итогам которого будут отобраны участники третьего сезона арт-резиденции «Сфера» для художников в области современного искусства в Перми. Заявки принимаются до 18 января следующего года, результаты будут объявлены 1 февраля. Победители получат возможность двухмесячного проживания и работы в резиденции, а также грант в размере 60 000 рублей на реализацию своего проекта. 

 

До конца января следующего года продолжается open call для галерей и независимых авторов, желающих принять участие в первом выпуске ярмарки современного дизайна Sample Design Fair. Подготовкой ярмарки, которая пройдет Москве весной 2024 года, занимается команда галереи Sample и ярмарки Blazar.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+