К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Белые медведи» Фаберже на Урале и старые мастера за $80 млн: новости арт-рынка

Камнерезная композиция Фаберже «Белые медведи на льдине» (Фото «Литфонд»)
Камнерезная композиция Фаберже «Белые медведи на льдине» (Фото «Литфонд»)
Картина Рембрандта продана на Sotheby’s за $13,6 млн, аукционный дом «Литфонд» открыл новую площадку в Екатеринбурге, самые громкие продажи ярмарки Art Basel Miami Beach. Об этих и других актуальных новостях арт-рынка — в еженедельной подборке Forbes Life

Новости рынка: часть акций Sotheby’s могут продать Катару, улажен спор Рыболовлева и Бувье

Женевский суд 20 ноября закрыл иск российского миллиардера Дмитрия Рыболовлева против швейцарского арт-дилера Ива Бувье. Как утверждают юристы Рыболовлева, «стороны пришли к конфиденциальному соглашению в отношении всех своих разногласий <…> и больше не имеют претензий друг к другу». В разбирательствах, которые длились с 2015 года, шла речь о совершенных в 2003–2014 годах при посредничестве Бувье сделках на общую сумму в €2 млрд. Как утверждал Рыболовлев, Бувье обманом выманил у него почти половину этой суммы. Обстоятельства достигнутого соглашения не разглашаются, но Бувье уже говорит о «завершении девятилетнего кошмара». При этом Рыболовлев все еще добивается компенсации в размере $380 млн от Sotheby’s. Он обвиняет аукционный дом в мошенничестве при продаже части работ, купленных для него Ивом Бувье.

По данным Financial Times, потенциальным европейским и ближневосточным клиентам было предложено стать миноритарными акционерами Sotheby’s. Одним из них мог быть Суверенный фонд Катара (QIA). Журналисты связывают возможность такого решения с финансовыми проблемами медиахолдинга Altice, другого актива владельца Sotheby’s Патрика Драи. Исполнительный директор аукционного дома Чарли Стюарт отрицает, что подобные переговоры имели место.

Предстоящие торги: «Литфонд» осваивает Урал, Bonhams продает работы нонконформистов

Bonhams анонсировал очередные торги «Бунтарский дух», посвященные работам нонконформистов из европейских собраний. Они пройдут 25 января 2024 года в Париже. На продажу выставят более 80 произведений с эстимейтами от €200 до €70 000. Топ-лотом станет «Натюрморт с черепом и паяльной лампой» Дмитрия Плавинского (€50 000–70 000). С молотка также пустят «Амфоры» Дмитрия Краснопевцева (€40 000–60 000), картину Оскара Рабина «Адам и Ева» (€25 000–30 000), работы Наталии Гончаровой, Михаила Рогинского.

 
Дмитрий Плавинский, «Натюрморт с черепом и паяльной лампой» (Фото Bonhams)

Уже завтра, 14 декабря, пройдут первые торги «Литфонда» на только что открывшейся екатеринбургской площадке аукционного дома. По случаю 300-летия Екатеринбурга на тематические торги «От Демидова и Строганова до Ельцина и Бутусова» выставлено 220 лотов. Самый дорогой из них — выполненная из нефрита и горного хрусталя композиция «Белые медведи на льдине» фирмы Фаберже. В свое время она принадлежала нефтяному королю Эммануилу Нобелю. Стартовая цена лота — 40 млн рублей.

В 120 млн рублей «Литфонд» оценил подборку из 210 произведений русского искусства, которые будут распродаваться 16 декабря. Самые дорогие лоты — «Портрет Великого Князя Александра Павловича» кисти Федора Рокотова (2,4 млн рублей), комплект из двух портретов супруги художника Натана Альтмана (1,4 млн рублей) и архив из 36 предметов Марка Шагала, включая его личные фото и письма (550 000 рублей).

 

Топ-лотом онлайн-торгов ARTinvestment.RU, продолжающихся до конца этой недели, стала работа Бориса Кустодиева. Эстимейт датированного 1916 годом двухметрового полотна «Катанье. Белые ночи» не называется. Мировая аукционная история знает много громких продаж Кустодиева. В 2005 году его «Одалиска» ушла на Christie’s за £1,7 млн, став одним из первых произведений русской живописи, цена которого превысила отметку в £1 млн (годом ранее этот рекорд впервые побила картина Айвазовского). «Одалиску» тогда купил фонд Aurora, среди учредителей которого — миллиардер Виктор Вексельберг. Текущий рекорд на работы Кустодиева держится на отметке в $7 млн. В 1998 году за эту сумму на Christie’s был продан его «Извозчик». Комментируя выставленное на торги «Катанье. Белые ночи», руководитель ARTinvestment.RU Егор Молчанов заявляет, что это первый случай, когда на аукционе появляется работа Кустодиева столь крупного размера.

Прошедшие торги: цветные бриллианты и Рембрандт за $13,6 млн

Суммарная выручка лондонской серии аукционов Sotheby’s и Christie’s, посвященных искусству старых мастеров, составила $80 млн. Первым вечерние торги провел Sotheby’s. Топ-лотом вечера стала недавно приписанная кисти Рембрандта картина «Поклонение волхвов ($13,6 млн). Кроме того, Sotheby’s установил ценовой рекорд на работы Франческо Ринальди: его портрет могольской красавицы нашел своего нового владельца за $1 млн. Цена экземпляра одного из самых знаменитых офортов Рембрандта «Христос перед народом» составила $800 000.

Главным успехом прошедших 7 декабря вечерних торгов Christie’s, посвященных живописи старых мастеров, стала продажа пары венецианских видов кисти Каналетто за $12,2 млн, то есть по верхней планке оценочной стоимости. Отдельные торги Christie’s посвятил коллекции тиражных работ Рембрандта из коллекции Сэмюэля Йозефовица. Полсотни листов принесли аукционному дому $10 млн. Дороже остальных оказался офорт «Святой Иероним, читающий на фоне итальянского пейзажа» ($1,9 млн).

 
Пара венецианских видов кисти Каналетто (Фото Christie’s)

Проходившие 6 декабря в Нью-Йорке ювелирные торги Christie’s собрали в сумме $38 млн. Перед самым началом аукциона с продажи был снят один из топ-лотов — украшенные крупными желтыми бриллиантами серьги с романтичным названием «Калифорнийский закат». Эстимейт лота составлял $7–12 млн. В итоге самым дорогим лотом стало кольцо с беспорочным голубым бриллиантом весом 3,49 карата, проданное за $5,5 млн. Следующие две строчки в списке топ-лотов заняли кольца с кашмирскими сапфирами — одно Cartier ($3 млн), а другое  Tiffany & Co. ($2 млн). 

Итоги Art Basel Miami Beach, первая ярмарка Catalog

С 15 по 17 декабря Ассоциация галерей (АГА) проводит первую ярмарку Сatalog на территории исторической типографии Ивана Сытина. Цены на современное искусство будут в среднем варьироваться от €200 до €25 000. В ярмарке примет участие 27 галерей. Одной из самых дорогих работ ярмарки считается графика Эрика Булатова Exit — Exit , оцененная в €48 000, на стенде галереи pop/off/art. 

Московская галерея Ruarts будет показывать на ярмарке Catalog работы художников «уличной волны», включая объекты Алексея Луки (от 180 000 до 450 000 рублей), а также абстрактную живопись Кирилла Ashesteen (от 200 000 до 500 000 рублей) и Марата Морика (350 000 рублей). Яркие работы Nazar ISSUE будут продаваться по 150 000 рублей.

Нижегородская галерея FUTURO везет в Москву работы Паши Бумажного. Цены на его стенде — от 20 000 до 300 000 рублей. Кроме того, у галереи будет отдельная стена с керамическими скульптурами Даниила Антропова из серии «Спят усталые игрушки», часть из которых создана в коллаборации с художником Яном Тихоненко (от 50 000 до 170 000 рублей).

Онлайн-галерея ARTZIP предложит посетителям ярмарки работы Ивана Симонова, Тани Пеникер, Сергея Колосова и нижегородской художницы Юли Ивановой, которая будет представлена произведениями из проекта soulmates (от €370 до €600). 

 
Юля Иванова, Teriyakimonkey (Фото ARTZIP)

Скульптура Алексея Морозова HDV_M на стенде a-s-t-r-a оценена в €23 500. В более демократичном ценовом сегменте представлена текстильная работа Дарьи Кротовой «Лыжник» из серии «Мемы» (55 000 рублей). Владелица галереи Алина Крюкова стала одним из инициаторов проведения Catalog наряду с основательницей «Винзавода» Софьей Троценко, галеристами Дмитрием Ханкиным («Триумф») и Александром Шаровым (галерея 11.12).

С 8 по 10 декабря в США проходила 21-я ярмарка Art Basel Miami Beach, собравшая более 270 галерей со всего мира. В день превью среди коллекционеров были Шакира, Леонардо Ди Каприо и Джаред Лето. Основатель Amazon Джефф Безос был замечен на стенде галереи Pace, которая вскоре отчиталась о продаже мраморной скульптуры дуэта Elmgreen & Dragset за $275 000. Самой громкой продажей предпоказа стала работа Филипа Гастона, чья ретроспектива в Тейт Модерн стала самой ожидаемой и противоречивой выставкой этого года. Его полотно «Художник в ночи» ушло со стенда Hauser & Wirth за $20 млн. Брюссельская галерея Xavier Hufkens продала свежую картину Трейси Эмин «Глубокое чувство» за $1,6 млн. Представители галереи David Zwirner подтвердили продажу картины Марлен Дюма «Школьники» за $9 млн, а также отдельных работ Яёи Кусамы, Элис Нил и Элизабет Пейтон за суммы свыше $1 млн.

Новое пространство pop/off/art gallery, реальная выставка онлайн-галереи Shift 

Созданная летом этого года онлайн-галерея современного искусства Shift открыла первую реальную выставку. В качестве  площадки была выбрана галерея Si19. Проект «Когда вернется солнце» объединил работы четырех художников, которые продаются на сайте галереи. Так, например, видеоарт Александры Тен Blackout оценен в 40 000 рублей, а работы Анны Комаровой из серии «(Не)существующее» продаются по 70 000 рублей.

Анна Комарова, из серии «(Не)существующее» (Фото Shift)

В Москве открылся филиал галереи pop/off/art. Камерное пространство, всего 30 м², в самом центре столицы (Большой Палашевский переулок, 9), по словам владельца Сергея Попова будет работать по «европейскому типу»: свободный вход для всех желающих без предварительной записи. Опыт работы в Европе у галереи Попова имеется: с 2012-го по 2014 год у pop/off/art был филиал в Берлине. В выставках акцент обещают сделать на искусстве второй половины ХХ века. Основная площадка pop/off/art на «Винзаводе» будет специализироваться на актуальных авторах. С 14 декабря в Палашевском переулке будет работать групповая выставка «Жизнь плотская»: нетипичная графика Юрия Злотникова, живописная «Даная» Александра Панкина, отчасти напоминающая женские фигуры Виллема де Кунинга, а также работы Аркадия Петрова, Ивана Чуйкова и других художников. На февраль-март следующего года запланирована выставка произведений Михаила Рогинского.

 

Предновогодний арт-маркет, премьера фильма о Коровине и фестиваль и фестиваль современного искусства «Красота» в Йошкар-Оле

С 10 декабря три зимних месяца в столице республики Марий Эл Йошкар-Оле открыт фестиваль современного искусства «Красота». На набережной открылось пространство, объединившее галерею современного искусства, шоу-рум российских брендов и игровую комнату для детей «Сказка». Художница Саша Фролова установила свою надувную скульптуру Miraclescope.

С 14 декабря до конца января 2024 года будет проходить новогодний арт-маркет Sistema Gallery, где продают работы 50 молодых современных художников в самом разном ценовом диапазоне. В секции живописи цены варьируются от 25 000 до 300 000 рублей. Отдельные графические работы, объекты и авторские елочные игрушки можно приобрести от 5000 рублей.

До 4 февраля 2024 года в Фонде культуры «Екатерина» открыта выставка «Зима, и всё опять впервые». Экспозиция состоит сплошь из звездных имен отечественного искусства — от Игоря Вулоха и Игоря Шелковского до Владислава Мамышева-Монро, Константина Звездочетова, Виноградова и Дубосарского. Все они так или иначе визуализируют зимнюю тему.

Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, «Новый год» (Фото Фонда «Екатерина»)

На 15 декабря намечен премьерный показ «Константин Коровин. Портрет любимых друзей», создателем которого стала основательница галереи «Веллум» Любовь Агафонова. В съемках картины (режиссер — Игорь Волосецкий) приняли участие художники Андрей Бартенев и Вова Перкин, писатель и художник Павел Пепперштейн, а также балерина Мария Александрова.

 

Открытые конкурсы: сайнс-арт, дизайн, фотография и кинематограф

До 20 декабря 2023 года принимаются заявки на участие в третьем выпуске проекта BMW Art Makers. Программа, запущенная автомобильным концерном в рамках ярмарки Paris Photo, направлена на поддержку молодых талантов в сфере современного визуального искусства, работающих в разных областях от фотографии до кинематографа. Победители конкурса, которых объявят в январе 2024 года, получат грант для художника (€10 000), грант для куратора (€8000) и бюджет на реализацию проекта в размере €15 000.

До середины апреля 2024 года художники, работающие в области сайнс-арта, могут присылать свои заявки для участия в резиденции «БазаровЛаб». Авторы, прошедшие конкурс, смогут реализовать свои проекты на площадке галереи «Ходынка» совместно со специалистами из самых разных научных институций, включая «Сколтех». Итоговые работы будут показаны в рамках очередного выпуска фестиваля научного искусства «Частоты», создателем и куратором которого стала Елена Ковылина. В этом году фестиваль проходил одновременно на нескольких площадках Выставочных залов Москвы, включая галерею «Здесь» на Таганке, где до 22 декабря 2023 года можно увидеть проект «Очарованный кварк».

АРТскважина, «Квантовый орган» (Фото фестиваля «Частоты»)

Дар фонда Cosmoscow и новые пополнения мировых музеев

Фонд Cosmoscow выделил 1,8 млн рублей на закупку новых произведений в коллекцию пермского музея современного искусства PERMM (в этом году он стал «Музеем года» ярмарки). Этот дар позволит увеличить представленность женщин-художниц в собрании музея с 16% до 19%. Всего в коллекцию PERMM войдет 23 произведения, включая работы пермского художественного дуэта Ольги Субботиной и Михаила Павлюкевича, масштабный живописный «Цикл» молодой екатеринбургской художницы Лизы Нестеровой, а также работы Аси Маракулиной, Елены Слобцевой, арт-группы «Нежные бабы» и Лейли Аслановой.

Лиза Нестерова, «Цикл» (Фото Cosmoscow)

Мировые музеи продолжают рассказывать о закупках, совершенных в уходящем году. Музей Пола Гетти подтвердил покупку трех шедевров европейской живописи. Речь идет о картинах Герарда Давида, Лутгера том Ринга Младшего и Антона Рафаэля Менгса. Точная сумма сделки не раскрывается. 

 

Собрание Бруклинского музея пополнили более 300 работ, преимущественно женских. Такое расширение коллекции выглядит удивительным на фоне жалоб музея на недостаточность средств в последние несколько лет. В 2020 году музей заявил о решении продать часть коллекции, чтобы собрать $40 млн на эндаумент, доход от которого позволил бы ему получать устойчивое финансирование. В начале октября 2020 года музей продал на Christie’s 10 работ, включая «Лукрецию» Лукаса Кранаха Старшего, ушедшую с молотка за $5,07 млн (львиная доля от общей выручки в $6,6 млн). Чуть позже состоялся аукцион Sotheby’s, который принес музею $19,9 млн, вырученные за работы Моне, Дега, Матисса и других художников. Отдельная сессия русских торгов Sotheby’s в декабре 2020 года была посвящена 17 предметам Фаберже. Коллекция ушла за рекордные $4,5 млн. Тогда же музей впервые заговорил  о том, что средства будут направлены на «компенсацию последствий ухудшающейся экономической ситуации». То есть деньги планировалось потратить не на создание эндаумента, а на самые насущные нужды, на зарплаты. Вероятно, средства, полученные на аукционах, ушли и не на эндаумент, и не зарплаты, а на диверсификацию коллекции. 

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский в интервью РБК рассказал о пополнении коллекции музея, о приобретении собрания русского искусства. Как рассказали Forbes Life в Эрмитаже, речь идет о покупке коллекции санкт-петербургского антиквара Юрия Абрамова, создателя Музея дворянского быта на Конюшенной площади, человека, «близкого Эрмитажу», как его называл Пиотровский. На протяжении многих лет Абрамов дарил Эрмитажу предметы из своего собрания, например мраморного Юпитера работы венецианского мастера Тарсиа. «Хороших вещей у меня нет, есть очень хорошие и выдающиеся», — говорил он о своей коллекции.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+