К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Законом (не) запрещено: каким фильмам в России не дают прокатные удостоверения

Кадр из фильма «Сказка»
Кадр из фильма «Сказка»
Только осенью 2023 года несколько российских фильмов либо не получили прокатные удостоверения, либо лишились их накануне показов. Режиссер Александр Сокуров назвал происходящее актом цензуры. О том, зачем вообще получать прокатные удостоверения, как они влияют на показы в интернете и какие фильмы теперь рискуют отправляться на полку, разбирался Forbes Life

13 октября 2023 года, за два дня до открытия международного фестиваля «КАРО.Арт», режиссер Александр Сокуров, чей фильм должен был открывать программу, написал в официальном Telegram-канале, что Минкульт запретил показ фильма «Сказка» в Москве. 

Режиссер также отметил, что ожидает, что его работа не получит прокатного удостоверения в России. «Очевидно, впереди отказ на выдачу «Сказке» прокатного удостоверения — цензурный запрет на показ фильма у меня на родине. И негласный запрет на показ всех моих кинематографических работ, созданных ранее. Я не просто протестую против цензуры — я заявляю протест против нарушения моего конституционного права свободного общения моих произведений с соотечественниками», — говорилось в сообщении Сокурова. 

Действительно, только в 2023 году произошло несколько громких кейсов с отказом Министерства культуры в выдаче прокатных удостоверений. Так, в сентябре Роскомнадзор выдвинул требование убрать фильм Степана Бурнашева «Айта» из библиотек онлайн-платформ, а в октябре прокатное удостоверение не получил победитель кинофестиваля «Маяк» — фильм «Каникулы» Анны Кузнецовой.

 

Кинокритик Антон Долин (признан иностранным агентом) считает, что сегодня основная задача государства — установить содержательную цензуру: «Положение дел в индустрии неясное. Но фильмы, которые запрещаются, не имеют прямого отношения к индустриальному и коммерческому кино (например, «Сказка» или «Один маленький ночной секрет»), тут речь о содержательной цензуре, а не попытке контролировать отрасль. Тем более что отрасль и так у государства давно под контролем. Последовательность существует, но она не содержательная: ничто не должно содержать даже намека на крамолу. Сама же крамольность понимается чиновниками и цензорами интуитивно, вряд ли там существует четкий свод правил (если же он существует, то только для внутреннего употребления)».

Кадр из фильма «Айта»

19 ноября в Москве состоялся закрытый показ «Сказки» Александра Сокурова, организованный Ксенией Собчак, а 3 декабря запись дискуссии вместе с самим фильмом опубликовали на YouTube. Тогда же режиссер Александр Сокуров заявил: «Я не работаю над новыми проектами, теперь мне нельзя будет снимать и показывать кино в России. Моя профессиональная карьера, как мне кажется, из-за данного запрета, отказа в прокате завершилась». Однако затем он подчеркнул, что «у него именно нет возможности работать сейчас в России».

 

При этом Антон Долин в комментарии для Forbes указывает на различия между цензурой в СССР и текущей ситуацией: «Параллели уместны, но не стоит слишком ими увлекаться. Нынешняя ситуация все-таки сохраняет следы рыночности: если у тебя есть деньги, ты можешь снять на них любое кино (в теории), только в прокат его вне ведома Минкульта выпустить невозможно. С другой стороны, есть YouTube. В СССР таких шансов не было, кино полностью контролировалось государством и могло быть создано исключительно на его деньги».

Зачем фильмам получать прокатное удостоверение?

Прокатное удостоверение (ПУ) — документ, необходимый для публичного показа кино в России. Его выдает Министерство культуры в соответствии с правилами, утвержденными в 2016 году и дополненными в декабре 2022-го. Без ПУ нельзя показывать фильмы в кинозалах, выпускать их на материальных носителях и прокатывать «другими техническими способами». 

Однако на ряде кинофестивалей (их перечень утверждает Минкульт) можно проводить специальные показы фильмов без удостоверения. «Сказку» Александра Сокурова впервые в России показали именно так — во время 10-го фестиваля Voices, который проходил в Вологде. Причем один из показов прошел в СИЗО, где Сокуров лично представил картину заключенным. 

 

Одновременно наличие прокатного удостоверения не обязательно для онлайн-кинотеатров, так как в этом случае показ считается индивидуальным. Стриминговые платформы регулируются другим ведомством (Роскомнадзор) и другим законом. Ограничения, предусмотренные им, схожи с требованиями для получения ПУ, но из-за размытых формулировок ведомства могут трактовать их по-разному. В некоторых случаях это позволяет легально показывать кино зрителям (так, например, получилось с сериалом «Монастырь» Александра Молочникова и фильмом «Купе номер 6» Юхо Куосманена). 

Кадр из фильма Юхо Куосманена «Купе номер 6»

Исполнительный продюсер российского независимого продакшена, пожелавший остаться анонимным, в разговоре с Forbes Life объясняет: «Эта лазейка в законе, которая и не лазейка вовсе, а неспособность госаппарата охватить информационную энтропию интернета, позволяет платформам транслировать фильмы без ПУ. Что, кроме прочего, дает нам прекрасную возможность наслаждаться контентом с ненормативной лексикой. Несмотря на это, некоторые платформы с оглядкой на позицию Минкульта, требуют от правообладателей обязательно предоставлять ПУ. Думаю, в настоящий момент, когда выделились основные игроки [среди стриминговых сервисов], государство вполне может реализовать решение распространить требование оформления ПУ и на платформы. Разумеется, оно потребует гибкости, чтобы соблюсти баланс между бюрократией и созданием контента, однако конструктивный диалог здесь возможен».

Так, в сентябре 2023 года Роскомнадзор выдвинул требование убрать работу Степана Бурнашева «Айта» (ставшую самым кассовым фильмом за историю якутского кино) из библиотек онлайн-платформ, они подчинились. «Кейс с фильмом «Айта» показал, что полномочия Роскомнадзора простираются шире, нежели роль ПУ, поэтому платформы исключили фильм из библиотек. Проблема двойного регулирования показала себя наиболее ярко», — заключил продюсер.

Что может стать причиной отказа при выдаче прокатного удостоверения?

ПУ в России начали выдавать еще в 1993 году, но до 2012 года его получение было достаточно формальной процедурой. На сегодня это инструмент, который позволяет напрямую контролировать выход картин. При этом правила получения «прокатки» остаются достаточно размытыми, так что далеко не всегда можно понять, в чем кроется причина отказа. 

В регулирующем документе прописаны пункты о материалах, которые нарушают законодательство РФ о противодействии терроризму и экстремистской деятельности, содержат информацию о способах изготовления наркотиков, пропагандируют насилие и жестокость, порнографию, «нетрадиционные сексуальные отношения», педофилию, смену пола.

 

Последние три пункта появились в редакции документа от 30 декабря 2022 года, после того как в ноябре того же года был принят закон о запрете пропаганды ЛГБТ и педофилии в России. Особняком в списке стоит пункт «ж» статьи 18 с формулировкой «в иных определенных федеральными законами случаях».

Анонимный продюсер в разговоре с Forbes Life отметил, что отказ в выдаче или отзыв прокатного удостоверения — это не массовая практика, а скорее, показательные дела. «Не соглашусь с утверждением, что сегодня многие фильмы получают отказ — как правило, это громкие истории и их не так много. Думаю, продюсеры всегда работают с оглядкой на такую возможность, поэтому существующие кейсы вряд ли вызовут тектонический сдвиг в производстве контента. В этой ситуации обращают на себя внимание не столько отказы, сколько отзывы выданных ПУ, например «Убийца «Священный паук», «Айта» или «Непосредственно Каха. Другой фильм» — примечательные и противоположные истории, из которых продюсеры делают выводы о трендах».

Демонстрация неравенства лиц по национальному признаку

С этой формулировкой прокатного удостоверения лишили криминальный триллер якутского режиссера Степана Бурнашева «Айта». Точнее сначала фильм, ставший хитом проката в Якутии со сборами свыше 25 млн рублей, пропал из библиотек российских онлайн-кинотеатров по требованию Роскомнадзора, а затем лишился ПУ. 70 критиков и киноведов подписали письмо в поддержку «Айты», а глава Якутии Айсен Николаев выступил в защиту режиссера.

 

По сюжету фильма девочка Айта, живущая в якутском поселке, пытается покончить с собой, оставив предсмертную записку со словами «Афоня, я тебя ненавижу». Подозрение местных жителей, готовых чинить самосуд, падает на русского полицейского Афанасия, который накануне подвез героиню до дома. 

Кадр из фильма «Айта»

Позже выяснится, что полицейский ни при чем, речь шла о школьнике из соседнего поселка. Автор фильма однозначно говорит о том, что ксенофобия, самосуд и разобщенность народов до добра не доведут, но это не помешало Роскомнадзору обнаружить в картине «деструктивную информацию, противоречащую принципам единства народов России».

В конце ноября Министр культуры РФ Ольга Любимова прокомментировала решение ведомства: «Фильм вызвал неоднозначную реакцию, мы знаем, как болезненно относятся к любому упоминанию самой тематики межнациональной розни в нашем обществе. Насколько это постоянно спорная тема. Изначально фильм, который получил прокатное удостоверение и прошел на фестивалях (...) и был представлен в российских кинотеатрах, когда появился на онлайн-платформах, вызвал очень резко негативную реакцию и в социальных сетях, были направлены сотни обращений людей, которые видели фильм немного иначе».

Пропаганда ЛГБТ (ЛГБТ-движение признано в России экстремистским и запрещено)

 

Практически одновременно с запретом «Айты» в выдаче ПУ отказали другой якутской картине — комедии Дмитрия Шадрина «Кандидат». Достоверно неизвестно, стала ли причиной именно «пропаганда ЛГБТ», но, вероятно, дело в персонаже фильма, который переодевается в женскую одежду. Глава Якутии Айсен Николаев высказался и в поддержку «Кандидата», заявив: «Если запрещать фильм Димы Шадрина «Кандидат», то надо запрещать «Джентльменов удачи», «Здравствуйте, я ваша тетя», «В джазе только девушки».

За пропаганду ЛГБТ отозвали ПУ и у «Купе номер 6» Юхо Куосманена. Причем фильм — лауреат Каннского кинофестиваля успели показать в кинотеатрах — премьера состоялась в ноябре 2021-го, а «передумали» в Минкульте лишь в марте 2023-го, после заявления группы «Гражданское общество». А 30 ноября 2023 года Верховный суд признал «международное движение ЛГБТ» экстремистским, а значит, контроль за этой тематикой в кино будет только усиливаться. 

Пункт «ж»

Именно на него сослался Минкульт, отказав в выдаче ПУ фильму «Сказка». Дальнейших разъяснений от ведомства не последовало, сам же Александр Сокуров назвал решение Министерства «очередным этапом цензуры». 

 

Фильм «Сказка» был впервые представлен на кинофестивале в Локарно в 2022 году. Его действие происходит в загробном мире, где на просторах условного чистилища встречаются Гитлер, Сталин, Муссолини и Черчилль (их изображения были скрупулезно собраны из документальных хроник, а актеры принимали участие лишь в озвучании).

Кадр из фильма «Каникулы»

Пункт «ж» не подразумевает комментариев и, по мнению Антона Долина, оставляет пространство для маневра. «Сокуров долго казался всем — включая чиновников — неприкосновенным, лично Путин распоряжался выделять ему деньги на съемки «Фауста» и поздравлял с победой в Венеции, Сокуров был в президентских советах. И сейчас первое лицо государства, в теории, может вступиться за режиссера. Так что чиновники осторожничают. В крайнем случае скажут, что ошиблись и перепутали». 

Но Сталин не первый раз становится камнем преткновения. В 2018 году фильму Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина» сначала дали прокатное удостоверение, а затем отозвали его за день до премьеры. На тот момент ведомство воспользовалось формулировкой «выявление при публичной демонстрации фильма материалов, запрещенных законом». Впрочем, в то время в комментариях еще присутствовала конкретика. Так, Министерство «обращало внимание прокатчика и на крайнюю неуместность в принципе выхода подобной картины на экраны в канун 75-летия исторической победы под Сталинградом». 

В настоящее время пункт «ж» не комментируют, тем самым лишь подкрепляя мнение о цензурной природе запретов. Так, фильму Анны Кузнецовой «Каникулы», получившему гран-при фестиваля «Маяк», выдали ПУ исключительно под даты фестиваля без каких-либо пояснений.

 

Продюсер, беседовавший с Forbes Life, предположил, почему Минкульт прибегает к пункту «ж»: «Думаю, ответ лежит в плоскости «потому что может», однако технически здесь действительно нечего противопоставить — официальный ответ дан, дальнейшие попытки продюсеров прояснить ситуацию вряд ли что-то дадут».

Несоответствие возрастной маркировке

Нарушение возрастного ценза тоже может послужить поводом для отказа в получении ПУ. Наглядным примером служит «Ампир V» Виктора Гинзбурга, работа над которым шла еще с 2011 года. Фильм должен был выйти в прокат 31 марта 2022 года, но Министерство не устроила маркировка «16+» — это официальная версия. По неофициальной, причиной отказа стало участие в картине рэпера Oxxxymiron (Мирон Федоров, признан иностранным агентом).

«Культура замены»

 

На карьере кинематографистов и судьбе работ, в которых они приняли участие, действительно сказывается их общественная позиция. Максим Виторган неоднократно высказывался против «спецоперации»* России на территории Украины. В результате его персонажа в сериале «Контакт» заменили дипфейком, а имя актера убрали из титров. Также актер заявил, что новый сезон «Беспринципных» будут снимать без его участия. 

В сентябре на фестивале «Новый сезон» отменили показ сериала «Бар «Один звонок» с Данилой Козловским в главной роли — работа не получила прокатное удостоверение без указания причин («Новый сезон» не входит в перечень фестивалей, для показа на которых не нужно ПУ. — Forbes Life). Антон Долин, отвечая на вопрос Forbes Life о том, связан ли отказ непосредственно с личностью Данилы Козловского, сказал: «Можно предположить, что да. Наверняка никто не знает».

Во время деловой программы первого фестиваля актуального российского кино «Маяк» исполнительный директор фонда «Кинопрайм» Антон Малышев высказался за то, что в киноиндустрии должны быть более четкие правила, которые позволят авторам не заниматься самоцензурой, пытаясь угадать, насколько благосклонным будет Министерство культуры к тому или иному артисту. А продюсер Игорь Толстунов добавил: «Не хотите рисков — не занимайтесь кино».

Менее оптимистичный прогноз по вопросу самоцензуры дает Антон Долин: «[Авторы фильмов] уже стали и станут еще осторожнее. Не рискует никто — ни с точки зрения тем и сюжетов, ни с точки зрения актерского или авторского состава, чтобы не дай бог никто не был занесен в какой-либо черный список (в их существовании никто не сомневается, но эти списки тоже скрыты). Самоцензура царит в российском кино не первый год, становясь все жестче».

 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+