Розовый бриллиант за $11 млн и шляпа Наполеона за €1,9 млн: новости арт-рынка
Предстоящие аукционы: коллекция наследника Hermès и русские торги Vladey
В середине декабря Sotheby’s проведет серию из четырех аукционов, в ходе которых с молотка пустят коллекцию картин старых мастеров и антикварной мебели бывшего совладельца бренда Hermès. Юбер Герран-Эрмес, праправнук основателя модного дома (изначально — мастерской по изготовлению экипировки для экипажей и верховой езды), умер в 2016 году в возрасте 76 лет. Для торгов Sotheby’s отобрал порядка 1000 работ из обширного собрания французского коллекционера и бонвивана, намереваясь выручить за них примерно €15 млн. Большинство из них украшали собой расположенный на левом берегу Сены особняк, окна которого смотрели на здание Музея Орсе (Герран-Эрмес входил в совет директоров музея). Он был знаком с Энди Уорхолом, который даже планировал создать работу с изображением Юбера и его брата-близнеца Ксавье. Австрийский арт-дилер Тадеуш Ропак познакомил его со многими художниками, включая Ансельма Кифера и Энтони Гормли. Одним из топ-лотов торгов станет пара фигурок обезьян работы Франсуа-Ксавье Лаланна (€1—2 млн). Кресло из версальских покоев Марии-Антуанетты аукционисты оценили в €300 000 — 500 000, а «Купальщицу» Пабло Пикассо 1938 года в €150 000 — 200 000. В секции современного искусства выставлены работы Пьера Сулажа, Лучо Фонтаны и Ансельма Кифера.
До €10 млн Sotheby’s (совместно с Concierge Auctions) планирует выручить за австрийский замок, в котором, считается, бывали Моцарт и Наполеон. Ставки принимаются до 14 декабря. Замок Ступпах в Глогнице был построен в начале XII века. Во второй половине XVIII века его владельцем был граф фон Вальзегг, заказавший Моцарту знаменитый «Реквием». Как известно, Моцарт умер, не успев завершить произведение. Его дописывал другой композитор, живший в одной из полусотни комнат Ступпаха. Сегодня в честь «Реквиема» названа одна из башен замка.
На 4 декабря намечены вечерние торги Vladey Russia, на которых традиционно выставляются произведения российского искусства — от древних икон до работ молодых авторов. В разделе икон на торги снова предлагаются экземпляры из собрания сооснователя рок-группы «Звуки Му» Александра Липницкого. Часть из них продавалась в апреле в рамках «Арт Москвы» на стенде Vladey Modern, а затем летом — на торгах Vladey (тогда, например, «Царские Врата» коллекции Липницкого ушли за €250 000). Раздел соцреализма будет представлен работами классиков, включая рисунок Александра Дейнеки «Боксеры» 1927 года (€15 000 — 20 000). На летних торгах Vladey Russia одноименный лист из этой же серии вырос в цене почти в восемь раз и ушел с молотка за €150 000. Один из главных топ-лотов аукциона — работа Олега Целкова «Театр» 2008 года (€120 000 — 150 000). На €5000 (до €55 000 — 75 000) аукционисты снизили эстимейт «Стены» Валерия Кошлякова, которая осталась непроданной летом.
У арт-пространства Cube.Moscow появилась собственная платформа для проведения аукционов. Первые онлайн-торги современного искусства на Cube.Auction закроются 7 декабря (оставлять ставки уже можно на сайте). Вниманию коллекционеров предлагают 30 лотов: от картин нонконформистов до современных работ. Главный топ-лот — датированное 1983 годом полотно Оскара Рабина «Забастовка мусорщиков в Париже №842» (старт: 2 млн рублей). В секции актуального искусства выставлены две работы, которые можно было видеть осенью на ярмарке blazar: объект Миши Гудвина из серии Crashtest (старт: 120 000 рублей) и картина Маргариты Варакиной Render Standarts 2 (старт: 120 000 рублей). Все лоты выставлены в пространстве Cube.Moscow с 1 декабря.
Прошедшие торги: шляпа Наполеона за €1,9 млн и розовый бриллиант за $11 млн
Суммарная выручка ювелирных торгов Christie’s, проходивших в Гонконге 27 ноября, составила $63 млн. Топ-лотом стало кольцо с уникальным розовым бриллиантом Pink Supreme весом 15,42 карата. Украшение было продано за $10,7 млн. Согласно сертификату Геммологического института Америки (GIA), это один из крупнейших и редчайших камней в своем роде, обладающий выдающимися характеристиками прозрачности и насыщенности цвета.
Самым дорогим лотом проходившего 25 ноября ежемесячного аукциона русского и западноевропейского искусства «Русская эмаль» стала написанная в 1960-е годы картина Аркадия Пластова «Жаркий полдень», ушедшая за 1,1 млн рублей. Более чем в пять раз превысила свой эстимейт датированная 1973 годом пастель Ильи Глазунова под названием «Нередица» (850 000 рублей). Эскиз Светозара Русакова к мультфильму «Ну, погоди!» («На пирсе», 1970-е годы) поднялся от старта в 10 000 рублей до итоговой цены в 340 000 рублей. Часы «Полет» с дарственной гравировкой Леониду Брежневу в честь 50-летия Октябрьской революции были проданы за 215 000 рублей.
За прошедшую неделю на мировых торгах был продан целый ряд заметных исторических артефактов и предметов меморабилии. На парижских торгах Hotel Drouot двууголка Наполеона, в которой император, как предполагают историки, бежал из ссылки с острова Эльба в 1815 году, была продана за рекордные €1,9 млн. Джинсы Курта Кобейна, в которых он снимался в клипе на песню Heart-Shaped Box группы Nirvana, ушли с молотка на торгах Julien’s за $412 750, в 40 раз превысив оценочную стоимость лота.
Второй выпуск ярмарки «Тупик» и итоги Антикварного салона
С 1 по 3 декабря в московском Музее АРТ4 во второй раз пройдет ярмарка современного искусства «Тупик». Будет выставлено более 200 работ 47 художников, часть из которых приглашал музей (Дмитрий Гутов, Ирина Корина, Артем Филатов), а остальные были отобраны экспертным советом по итогам открытого конкурса (Владимир Абих, Ян Посадский, Екатерина Попченко). Цены на ярмарке будут варьироваться: от €10 000—50 000 (отдельные работы Полины Штанько, Жени Соломатиной, Анны Слобожаниной) до €18 000 за серию из трех работ Дмитрия Гутова («Ничто», «Верещагин», «Все») или €38 000 за холст дуэта ППСС «Изгнание из Рая».
Основатель АРТ4 и коллекционер Игорь Маркин подтвердил Forbes Life планы по запуску лондонской галереи. Новое пространство на Кромвель-плейс откроется в январе 2024 года выставкой работ Димы Филиппова. «Название ART4 совпадает с московским музеем, но сейчас это совпадение почти случайно, возможно, когда-то в далеком будущем оно сработает позитивно», — говорит Маркин. В марте в галерее стартует выставка работ Лизы Бобковой, совместно с которой коллекционер запустил новый проект. По словам Маркина, галерея также планирует принимать участие в европейских ярмарках.
Своя ярмарка появится у основанной в 2020 году Ассоциации галерей (АГА). Проект под названием |catalog| намечен на 15—17 декабря этого года. Площадкой смотра станет историческая типография Ивана Сытина на Пятницкой улице. Выпуск этого года объединит 27 участников (как членов АГА, так и другие галереи), которые покажут произведения 180 художников. Предполагается, что ярмарка будет проходить ежегодно, не только в Москве, но и в других городах России. В каждом из них организаторы планируют учитывать локальный контекст и особенности местной художественной сцены. Формат проекта предполагает совмещение в рамках одного стенда как уже признанных, так и молодых авторов.
Проходивший в московском Гостином дворе с 22 по 26 ноября 49-й выпуск Российского антикварного салона в общей сложности посетило более 40 000 человек, что на 15% больше, чем в прошлом году. В ярмарке приняли участие 250 антикварных галерей и частных коллекций, представивших более полумиллиона экспонатов. О продажах по итогам салона организаторы и участники информации не сообщают. В топ-лист отмеченных экспертами лучших произведений искусства, представленных на салоне, вошли работы Сурикова, Серова, Брюллова, Перова, Саврасова, Поленова, Айвазовского и многих других. Среди любопытных экспонатов стоит отметить представленную на стенде антикварной галереи «Богема» картину Юлия Томашевского-Бонча «Московское посольство в Александровской слободе. Иван Грозный в 1565 году». Владелец галереи Александр Хочинский позиционирует ее как крайне актуальную в преддверии президентских выборов, объясняя этим цену в €350 000.
Нижний Новгород на художественной сцене
В нижегородском Арсенале на прошлой неделе открылась третья часть выставочного проекта «Названо Вазари», на этот раз посвященная маньеризму. В экспозиции гравюры, картины и скульптуры из коллекции ГМИИ имени А. С. Пушкина соседствуют с работами современных художников (Влад Кульков, Кирилл Гаршин, Оля Австрейх). По замыслу организаторов выставки, само пространство должно помочь зрителю совершить своего рода «путешествие во времени». Этому способствует и напоминающая лабиринт архитектура проекта, разработанная бюро PS Culture. Отправной точкой путешествия служит мрачный и тесный черный павильон, напоминающий о Sacco di Roma — разграблении Рима войсками Карла V Габсбурга. Остальная экспозиция с пространствами, носящими условные названия «библиотека» или «альков», представляет собой попытку изживания травмы, полученной от крушения империи. В этих поисках зрителю помогают рифмы между современными работами и шедеврами итальянских и французских мастеров. Финальными аккордами выставки стали религиозные полотна Пармиджанино и Понтормо, а также экземпляр «Жизнеописаний» Вазари — источники веры и знаний, которые помогают сохранять гармонию даже в непростые времена. Выставка в Арсенале продлится до 24 марта 2024 года.
В московской галерее «Триумф» открылась выставка «Хроника цветущих событий» (до 21 января 2024 года), подготовленная совместно с нижегородской студией «Тихая» и представляющая работы более 20 современных авторов из Нижнего Новгорода. Помимо резидентов «Тихой» (Артема Филатова, Лены Лисицы, Алексея Старкова) на выставке можно увидеть работы группы Bomse, предоставленные галереей 9Б (она же показывала их на недавнем выпуске blazar).
В московской Krokin Gallery до конца декабря этого года проходит выставка Александра Константинова «Формулируя пейзаж», представляющая собой своего рода тизер масштабных ретроспектив художника, которые по случаю его 70-летия в следующем году проведут ДК «ГЭС – 2» и Третьяковская галерея. Krokin Gallery решила сосредоточить внимание на малоизвестных живописных и графических работах Константинова середины 1980-х годов.
В галерее Atelier CHOUTKO до 14 декабря можно увидеть новую выставку «Переплетение 1966—2023» с работами советских мастеров ткаческого искусства и современных художников, работающих с тканью. В экспозиции также представлена шпалера известного питерского художника-нонконфомриста Андрея Геннадиева и ткаческие работы известных художников Люси Вороновой и Александра Повзнера, созданные в мастерских Atelier CHOUTKO.
Музей Фаберже запустил проект с нейросетью, Музей «Собрание» работает со студентами
К своему 10-летию Музей Фаберже запустил в своем сообществе «ВКонтакте» нейросеть, с помощью которой любой желающий может создать уникальный дизайн собственного яйца Фаберже. В основу проекта легла практика самого Карла Фаберже и мастеров основанной им фирмы, которые учитывал интересы заказчика при создании драгоценных изделий.
В музее «Собрание» до 10 декабря проходит выставка «Из прошлого в будущее». Проект, подготовленный совместно с МГХПА им. С. Г. Строганова, объединил предметы из фондов музея с дипломными и курсовыми работами студентов кафедры художественного металла последних двух лет. Это скульптурные работы, предметы ювелирного искусства и инсталляции.
Судьба шедевров: рисунки Айвазовского и «скифское золото»
Центр художественной экспертизы имени И. Е. Репина установил подлинность двух парных графических работ Ивана Айвазовского 1880-х годов. В первую очередь специалисты исследовали стилистику рисунков, выполненных графитным карандашом, который не имеет собственных признаков старения, в отличие от бумаги. Для Айвазовского типично использование в качестве основы папье-пелле (papier-pelle). Это фабричная грунтованная гипсом бумага, слегка тонированная или вовсе без тона, которая стала очень популярна среди рисовальщиков Европы и России во второй половине XIX века. Особенностью работы на папье-пелле было и то, что рисунок нельзя было править, поэтому требовалось особое мастерство рисовальщика. Подлинность подобной бумаги можно определить по типу волокон использованного картона, а также по результатам рентгенофлуоресценого анализа, который позволяет определить материал грунта и его соответствие материалам XIX века. Все эти детали позволили подтвердить подлинность двух рисунков Айвазовского.
В Киеве на днях начался процесс таможенного оформления привезенного из Амстердама «скифского золота». Речь идет о порядка 2000 золотых артефактов, переданных в феврале 2014 года четырьмя крымских музеями для выставки в нидерландском Музее Алларда Пирсона. Представители России заявляют, что «скифское золото» принадлежит Крыму и должно вернуться туда.
Итоги IV «Московской Арт Премии»
В парке «Зарядье» на прошлой неделе подвели итоги IV «Московской Арт Премии». В номинации «Изобразительное искусство» первое место эксперты присудили циклу работ фотохудожника Владимира Клавихо-Телепнева «Реконкиста красоты». На втором месте — авторская роспись интерьеров Южного Речного вокзала Антона Чумака. Третье место занял проект художницы Евгении Буравлевой «Чужие впечатления», реализованный в составе выставки «Женское тотально». Общий призовой фонд премии во всех пяти номинациях, включая «Театр», «Музыка», «Кино» и «Литература», составил 33 млн рублей.