К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Женщины и галлюцинации: чему обязана своим успехом ярмарка фотографии Paris Photo

Ярмарка фотоискусства Paris Photo (Фото Глеба Косорукова)
Ярмарка фотоискусства Paris Photo (Фото Глеба Косорукова)
С 7 по 10 ноября в Париже в Гран-Пале-Эфемер в 26-й раз прошла международная ярмарка фотоискусства Paris Photo, в которой участвовала 191 галерея, а также 159 музеев и издательств. Фотограф Глеб Косоруков — о вкусах покупателей и главных продажах ярмарки

Ярмарка Paris Photo отчиталась об успехах: ее посетило более 65 000 человек, что на 7% больше, чем в прошлом году. Чуть меньше половины участников и зрителей приехали из-за границы. Кажется, искусство фотографии меняется так же стремительно, как новые технологии и гендерно-расовый состав участников. 

Например, специальная секция ярмарки Curiosa для начинающих фотографов представила публике 17 новых имен. А благодаря специальной программе Elles x Paris, учрежденной в партнерстве с Министерством культуры Франции, число женщин-фотографов на ярмарке увеличилось за шесть лет с 20% до 36%. В цифровой секции, впервые открытой на Paris Photo, представлены галереи и платформы, чьи художники используют новые технологии в фотографии. 

Работы Roope Rainisto на стенде Fellowship (Фото Глеба Косорукова)

Но главное, Paris Photo по-прежнему один из главных центров продаж фотографии. Число работ, купленных на Paris Photo в этом году, выросло на 10 % по сравнению с предыдущим. 

Голубые фишки

Одна из знаковых продаж ярмарки: американский музей приобрел серию фотографий Греты Штерн в галерее Julian Sander  за €250 000. Howard Greenberg продала серию Дэйва Хита «Диалог с одиночеством» за €190 000. RX & SLAG — семь фотографий из монументальной панорамы Фалез-де-Бамиан Паскаля Конверса по €22 000 за каждую. 

 

Галерея Gagosian представляла работы таких известных фотографов, как Ричард Аведон, Ро Этридж и Салли Манн. Здесь также были выставлены произведения Нэн Голдин, с которой Gagosian работает почти год, тем самым помещая ее в иконостас великих. 

Вообще, голубые фишки — работы  Синди Шерман, Джефа Волла, Андреаса Гурски, Томаса Руффа, Томаса Струца, Нан Голдин, Вольфганга Тильманнса, Хироши Сугимото, Грегори Крюдсона — нужно было выискивать на стендах. Спрос на первые имена настолько высок, что работы выкупают коллекционеры и музеи до ярмарки. Так, одновременно с подорожанием фотографии моды радикально сократилось на ярмарке количество работ таких авторов как Ги Бурдэн, Хельмут Ньютон, Ричард Аведон, Ирвинг Пенн.

 
Работы Вивиан Сассен на стенде галереи Stevenson. Фото Глеба Косорукова

Среди проданных исторических фотографий — работы Мэн Рэя у галереи Bruce Silverstein, фотография Константина Бранкузи 1921 года (€80 000) и фотография Андре Кертеша 1928 года под названием «Под землей в метро» за €90 000 в галерее Gilles Peyroulet. 

Два  стенда полностью продали свои работы: у голландской галереи Tegenboschvanvreden ушла моновыставка Пола Койкера, а у парижской Ruttkowski;68 — работы Франсуа Халара. Лучше всего в галерее Edwynn Houk продавались фотографии Валери Белин (по €33 000) и Салли Манн (по €32 000). 

Дебютант ярмарки, итальянская галерея M77, продала несколько произведений на сумму от €50 000 до €60 000, в том числе единственную работу итальянского неореалиста Нино Мильори. Несколько музеев присматривались к персональной выставке Юргена Теллера (его представляла галерея Suzanne Tarasiève). Отдельные фотографии почти открыточного формата, входившие в инсталляцию Теллера, были проданы по €6500 каждая. 

Новые тренды

Активно покупали женщин-художниц, участниц программы Elles x Paris. Так, южноафриканская галерея Stevenson продала «Валик для волос» Фриды Орупабо и шесть работ Маме-Диарры Ньянг. Галерея Thomas Sander продала американскому частному собранию  серию из 18 фотографий Тарры Крайнак. Галерея Yancey Richardson — четыре работы Занеле Муоли по ценам от €16 000 до €25 000, а также работы Микален Тома и Кэролин Дрейк. Брюссельская галерея Stiegliez 19 продавала работы Пикси Ляо в разных форматах по ценам от €2400 до €4500.

 

Несмотря на растущий интерес рынка к фотографиям мира моды, на ярмарке почти не было произведений голландки Вивиан Сассен, чья персональная выставка идет на трех этажах парижского Музея фотографии (MEP). На предыдущих ярмарках графичные, насыщенные цветом и африканским колоритом фотографии Сассен с успехом представляли несколько галерей. В этот раз коллажи Вивиан, заметно отличающиеся от ее прежде лаконичного стиля, были представлены только на стенде галереи Stevenson из Йоханнесбурга, много лет сотрудничающей с фотографом. 

Работа Roope Rainisto на стенде Fellowship (Фото Глеба Косорукова)

Впервые на ярмарке появился стенд платформы Fellowship и галереи Louise Alexander, где выставляли художников, работающих с искусственным интеллектом. До пандемии Fellowship работала с традиционной фотографией, но с 2020 года активно включилась в продажи на основе блокчейна, создав платформу для онлайн-аукционов NFT, цифрового искусства и фотографии. 

Несмотря на крах рынка NFT, платформа Fellowship продолжает работать как с традиционными фотографиями известных авторов, так и с изображениями, сгенерированными с помощью искусственного интеллекта. Кроме того, Fellowship продает тиражные отпечатки традиционной фотографии и произведений искусственного интеллекта. Так, одна из стен стенда была отдана под тиражные черно-белые отпечатки Джоэла Неймеровица. Платформа на протяжении 10 лет ежедневно будет продавать по одной NFT-фотографии Неймеровица. Так же Fellowship продавала тиражные отпечатки его работ по €12 500, а NFT-фотографий — от $300 до $5000. Отличие в том, что NFT-фотографии представляют собой цифровой файл размером 4000 пикселей по меньшей стороне, а при печати тиражного отпечатка используется файл необходимого размера, который часто значительно больше, чем проданный NFT. 

Произведения художников, работающих с использованием искусственного интеллекта, продаются по такой же схеме: NFT на онлайн-аукционе и тиражные отпечатки разных размеров по существенно более высокой цене, чем NFT. Например, представленные на стенде работы Roope Rainisto размером 164 х 210 см (тираж три экземпляра и два авторских отпечатка) продавались по €17 000, в то время как NFT этих же фотографий были проданы ранее на аукционе за гораздо меньшие суммы. Roope Rainisto создал 500 работ с помощью искусственного интеллекта.  

Фотографии Джоэла Мейеровица на стенде Louise Alexander·Fellowship (Фото Глеба Косорукова)

Перспективы рынка искусства, созданного при помощи искусственного интеллекта, пока не определены. Сообщество коллекционеров таких произведений только формируется и наверняка будет отличаться от тех, кто собирает традиционное искусство и фотографии. 

Пока нельзя не отметить внешнюю эффектность того, что возникает благодаря использованию ИИ. Произведения не уступают большинству из выставляемых на ярмарке традиционных фотографий, а часто и превосходят их по силе воздействия. Представленные на стенде работы Roope Rainisto, Simon Raion и Alcan Avcioglu  одновременно и реалистичны и похожи на яркие сны и галлюцинации. 

 

В итоге оказывается, что почти все работы, представленные на ярмарке, носят откровенно коммерческий характер. Сюжеты произведений максимально далеки от политических и социальных проблем современности, а авторов, отражающих актуальную повестку, стало заметно меньше, чем до пандемии. 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

При участии Леоноры Бернацкой.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+