Женщины и галлюцинации: чему обязана своим успехом ярмарка фотографии Paris Photo
Ярмарка Paris Photo отчиталась об успехах: ее посетило более 65 000 человек, что на 7% больше, чем в прошлом году. Чуть меньше половины участников и зрителей приехали из-за границы. Кажется, искусство фотографии меняется так же стремительно, как новые технологии и гендерно-расовый состав участников.
Например, специальная секция ярмарки Curiosa для начинающих фотографов представила публике 17 новых имен. А благодаря специальной программе Elles x Paris, учрежденной в партнерстве с Министерством культуры Франции, число женщин-фотографов на ярмарке увеличилось за шесть лет с 20% до 36%. В цифровой секции, впервые открытой на Paris Photo, представлены галереи и платформы, чьи художники используют новые технологии в фотографии.
Но главное, Paris Photo по-прежнему один из главных центров продаж фотографии. Число работ, купленных на Paris Photo в этом году, выросло на 10 % по сравнению с предыдущим.
Голубые фишки
Одна из знаковых продаж ярмарки: американский музей приобрел серию фотографий Греты Штерн в галерее Julian Sander за €250 000. Howard Greenberg продала серию Дэйва Хита «Диалог с одиночеством» за €190 000. RX & SLAG — семь фотографий из монументальной панорамы Фалез-де-Бамиан Паскаля Конверса по €22 000 за каждую.
Галерея Gagosian представляла работы таких известных фотографов, как Ричард Аведон, Ро Этридж и Салли Манн. Здесь также были выставлены произведения Нэн Голдин, с которой Gagosian работает почти год, тем самым помещая ее в иконостас великих.
Вообще, голубые фишки — работы Синди Шерман, Джефа Волла, Андреаса Гурски, Томаса Руффа, Томаса Струца, Нан Голдин, Вольфганга Тильманнса, Хироши Сугимото, Грегори Крюдсона — нужно было выискивать на стендах. Спрос на первые имена настолько высок, что работы выкупают коллекционеры и музеи до ярмарки. Так, одновременно с подорожанием фотографии моды радикально сократилось на ярмарке количество работ таких авторов как Ги Бурдэн, Хельмут Ньютон, Ричард Аведон, Ирвинг Пенн.
Среди проданных исторических фотографий — работы Мэн Рэя у галереи Bruce Silverstein, фотография Константина Бранкузи 1921 года (€80 000) и фотография Андре Кертеша 1928 года под названием «Под землей в метро» за €90 000 в галерее Gilles Peyroulet.
Два стенда полностью продали свои работы: у голландской галереи Tegenboschvanvreden ушла моновыставка Пола Койкера, а у парижской Ruttkowski;68 — работы Франсуа Халара. Лучше всего в галерее Edwynn Houk продавались фотографии Валери Белин (по €33 000) и Салли Манн (по €32 000).
Дебютант ярмарки, итальянская галерея M77, продала несколько произведений на сумму от €50 000 до €60 000, в том числе единственную работу итальянского неореалиста Нино Мильори. Несколько музеев присматривались к персональной выставке Юргена Теллера (его представляла галерея Suzanne Tarasiève). Отдельные фотографии почти открыточного формата, входившие в инсталляцию Теллера, были проданы по €6500 каждая.
Новые тренды
Активно покупали женщин-художниц, участниц программы Elles x Paris. Так, южноафриканская галерея Stevenson продала «Валик для волос» Фриды Орупабо и шесть работ Маме-Диарры Ньянг. Галерея Thomas Sander продала американскому частному собранию серию из 18 фотографий Тарры Крайнак. Галерея Yancey Richardson — четыре работы Занеле Муоли по ценам от €16 000 до €25 000, а также работы Микален Тома и Кэролин Дрейк. Брюссельская галерея Stiegliez 19 продавала работы Пикси Ляо в разных форматах по ценам от €2400 до €4500.
Несмотря на растущий интерес рынка к фотографиям мира моды, на ярмарке почти не было произведений голландки Вивиан Сассен, чья персональная выставка идет на трех этажах парижского Музея фотографии (MEP). На предыдущих ярмарках графичные, насыщенные цветом и африканским колоритом фотографии Сассен с успехом представляли несколько галерей. В этот раз коллажи Вивиан, заметно отличающиеся от ее прежде лаконичного стиля, были представлены только на стенде галереи Stevenson из Йоханнесбурга, много лет сотрудничающей с фотографом.
Впервые на ярмарке появился стенд платформы Fellowship и галереи Louise Alexander, где выставляли художников, работающих с искусственным интеллектом. До пандемии Fellowship работала с традиционной фотографией, но с 2020 года активно включилась в продажи на основе блокчейна, создав платформу для онлайн-аукционов NFT, цифрового искусства и фотографии.
Несмотря на крах рынка NFT, платформа Fellowship продолжает работать как с традиционными фотографиями известных авторов, так и с изображениями, сгенерированными с помощью искусственного интеллекта. Кроме того, Fellowship продает тиражные отпечатки традиционной фотографии и произведений искусственного интеллекта. Так, одна из стен стенда была отдана под тиражные черно-белые отпечатки Джоэла Неймеровица. Платформа на протяжении 10 лет ежедневно будет продавать по одной NFT-фотографии Неймеровица. Так же Fellowship продавала тиражные отпечатки его работ по €12 500, а NFT-фотографий — от $300 до $5000. Отличие в том, что NFT-фотографии представляют собой цифровой файл размером 4000 пикселей по меньшей стороне, а при печати тиражного отпечатка используется файл необходимого размера, который часто значительно больше, чем проданный NFT.
Произведения художников, работающих с использованием искусственного интеллекта, продаются по такой же схеме: NFT на онлайн-аукционе и тиражные отпечатки разных размеров по существенно более высокой цене, чем NFT. Например, представленные на стенде работы Roope Rainisto размером 164 х 210 см (тираж три экземпляра и два авторских отпечатка) продавались по €17 000, в то время как NFT этих же фотографий были проданы ранее на аукционе за гораздо меньшие суммы. Roope Rainisto создал 500 работ с помощью искусственного интеллекта.
Перспективы рынка искусства, созданного при помощи искусственного интеллекта, пока не определены. Сообщество коллекционеров таких произведений только формируется и наверняка будет отличаться от тех, кто собирает традиционное искусство и фотографии.
Пока нельзя не отметить внешнюю эффектность того, что возникает благодаря использованию ИИ. Произведения не уступают большинству из выставляемых на ярмарке традиционных фотографий, а часто и превосходят их по силе воздействия. Представленные на стенде работы Roope Rainisto, Simon Raion и Alcan Avcioglu одновременно и реалистичны и похожи на яркие сны и галлюцинации.
В итоге оказывается, что почти все работы, представленные на ярмарке, носят откровенно коммерческий характер. Сюжеты произведений максимально далеки от политических и социальных проблем современности, а авторов, отражающих актуальную повестку, стало заметно меньше, чем до пандемии.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
При участии Леоноры Бернацкой.