«Ласт Квест»: авторский сериал Петра Федорова о том, до чего могут довести наркотики
18+
Олег (Петр Федоров) — риелтор в мегаполисе. На одну из сделок он приезжает, прикрывая проспавшего коллегу Петра (Николай Добрынин): клиент уже «горячий», готов отдать за квартиру аванс наличными. У Олега как раз трудная жизненная ситуация и в семье, и с деньгами: машину арестовали за долги, кредитные карты заблокировали, жена Лена (Александра Серзина) и сын Егор (Максим Матузный) без пяти минут окажутся на улице за долги по аренде квартиры. Все это усугубляется тем, что Олег плотно сидит на запрещенных веществах, причем самых разных типов. Он с легкостью может «достать» многое — на стимуляторы, например, деньги всегда находятся.
В жизни героя есть и любовница Ляля (Анастасия Щеглова), которая может не только украсить вечер Олега, но и раздобыть наркотики. Пока жена находится в поездке, герой выбирается за очередной закладкой, взяв с собой сына. По (не)счастливой случайности Олег обнаруживает куда более ценный клад, чем тот, за которым изначально приехал. Пустившись в бега от настоящих хозяев запрещенных веществ, Олег еще больше все усложняет: владельцы даркнет-магазина берут в заложники его сына.
«Ласт Квест» — сериальный дебют Петра Федорова, в котором актер выступил настоящим «мультиинструменталистом»: он здесь и режиссер, и автор сценария, и исполнитель главной роли, и даже композитор. Подобное нечасто встретишь в отечественном кинопроизводстве — разве что так работал Юрий Быков в своих ранних картинах («Начальник», «Жить»). Сериал вырос из одноименной короткометражки 2019 года, главную роль в ней исполнил Александр Яценко, звезда «Аритмии». Впрочем, тематику проекта уникальной не назвать — сегодня фильмы и сериалы на тему наркопотребления и связанных с ним последствий разных масштабов совсем не редкость.
На этом «поле» проект Петра Федорова старается выделиться, причем с первых же эпизодов. Бросается в глаза необычная визуальная стилистика: ручная камера, следующая за героями, может сменяться пролетами на коптере; плавный монтаж за долю секунды становится резким. Цветовая гамма здесь преимущественно холодная — за редким исключением в виде ярких фигур со множеством узоров, которые то напрямую, то опосредованно всплывают в кадре. Кажется, оператор сериала Алексей Куприянов вдохновлялся сразу несколькими визионерами, среди которых и Николас Виндинг Рефн, и Педро Альмодовар.
Герой «Ласт Квест» — типичный «маленький человек». Камера отдельно подчеркивает это, например, оставляя его в хаотичной пустоте на дальних планах. Атмосферу потерянности и без намека на масштаб личности усиливает выкрученный на минимум контраст, в котором герой Федорова буквально теряется, становится тенью самого себя. Характер героя проще описать одним словом — туфяк. Олег словно из пластилина: каждый человек, который возникает в его жизни и вступает с ним в коммуникацию, способен слепить такую ответную реакцию персонажа, которая будет выгодна в данный момент времени. В первых двух эпизодах Федоров толком и не думает возникать: кажется, он на это вообще не способен. Тем более он находится в измененном сознании из-за наркотиков.
Интересно, что Okko не первый раз делает проекты о наркопотребителях. В прошлом году уже выходил «Оффлайн» с Никитой Ефремовым, правда, там в центре его сюжета не столько трагедия «маленького человека», сколько криминальная драма вокруг IT-технологий и даркнета. «Ласт Квест» местами выглядит как бюджетная вариация боевика «Никто»: тот же доведенный до отчаяния персонаж встает на путь насилия, хотя старался до такого не доводить. Вот только Петр Федоров излишне увлекается внешней стороной — визуалом и спецэффектами, практически не наполняя сюжет смыслообразующими элементами. Чего только стоят гигантские проекции живых людей, с которыми Олег разговаривает по телефону (еще одна фишка, чтобы подчеркнуть его никчемность).
Судя по первым эпизодам, нас ждет эпопея по возвращению сына (надеемся, что в целости и сохранности). Вероятно, Федоров добавит порцию экшена и продолжит удивлять изысканным визуалом. Смотреть сериал сложно: 40-минутные эпизоды смотрятся так, будто увяз в болоте, хотя всего лишь вышел на прогулку в парке. Почва под ногами расползается — точь-в-точь как у героя Федорова, который вглядывается в узоры на советском ковре и в очередной раз ловит наркотические галлюцинации.
Есть вопросы к социальному подтексту, который неизбежно возникает при просмотре такого сериала. Употребление наркотиков, зависимости, разрушение социальной ячейки, бизнес даркнет-магазинов — перечень тем, за которые взялся Федоров, внушительный. Если перед нами обыденный интертейнмент для взрослых — это одна история. Но, кажется, Федоров хочет копнуть глубже и показать весь цикл саморазрушения (либо, напротив, процесса реабилитации) человека, живущего в режиме «употребляю и дома, и на работе, и в такси». Если это так, в первых эпизодах сериалу не достает хотя бы некоторых элементов контента, который относят в категории social impact.
Не до конца ясно, в какую аудиторию метит «Ласт Квест»: подросткам такое смотреть не стоит (ограничение 18+ тут по делу), а взрослых причудливая сказка с сеансами галлюцинаций и пресными характерами вряд ли по-настоящему удивит. Сериалу не хватает интересной, лихо закрученной истории. На одной харизме Федорова проект далеко не уедет, а останется в хвосте современных кинотрендов. Завязку о похищенном ребенке, которого должен спасти страдающий от зависимостей человек, можно развернуть в какую угодно сторону — пока «Ласт Квест», кажется, смотрит в сторону «Во все тяжкие» с оттенком «Джона Уика». Только по-русски, со значительно меньшим бюджетом и скупыми на детали и эмоции диалогами, которые словно нейросеть писала, а не живой человек.