От Джексона до Монро: рейтинг умерших знаменитостей с самыми высокими доходами ― 2023
В 2023 году 13 покойных музыкантов, писателей и прочих лидеров ежегодного рейтинга самых высокооплачиваемых умерших знаменитостей заработали порядка $470 млн, то есть на 70% меньше по сравнению с рекордными $1,6 млрд в 2022-м.
Резкое снижение показателей отчасти связано с уменьшением числа сделок по продаже музыкальных каталогов за девятизначные суммы. Если точнее, в нынешнем году такая сделка состоялась всего один раз: фонд Рэя Манзарека, покойного клавишника рок-группы The Doors, совместно с гитаристом Робби Кригером передал права на работы коллектива в пользу компании Primary Wave. Источники Forbes сообщают, что на двоих музыканты получили $80–100 млн, в результате чего Манзарек оказался в свежем рейтинге на третьей строчке. Но это совсем не большая сумма — в сравнении с $500 млн, которые в 2022-м за Middle Earth Enterprises «получил» Джон Р. Р. Толкин, давно скончавшийся автор «Властелина колец» и «Хоббита», или $250 млн, тогда же доставшимися фонду Дэвида Боуи после продажи музыкального каталога и мастер-записей.
В этом году на вершину списка вернулся Майкл Джексон, заработавший примерно $115 млн. На второй строчке расположился его покойный тесть Элвис Пресли. В первой пятерке двое всемирно известных исполнителей оказались вместе с Доктором Сьюзом (4-е место) и создателем «Мелочи пузатой» Чарльзом М. Шульцом (5-е место).
Бернард Резник, адвокат в развлекательной индустрии, представляющий интересы как живых, так и умерших знаменитостей, считает, что спад в продажах каталогов объясняется рядом причин. На то, чтобы подобные инвестиции начали приносить существенный доход, обычно уходят долгие годы. «Компании, скупающие музыкальные каталоги, в каком-то смысле исчерпали собственный капитал, ― заявляет эксперт и добавляет, ― а еще подорожали кредитные средства». Из-за этого приобретать каталоги «в больших количествах и за крупные суммы» таким фирмам становится сложнее.
Проблему Резник видит и в дефиците «товара»: «Фонды многих известных артистов и писателей уже продали их творчество. Предложений на рынке осталось не так уж и много». К тому же у владельца каталога ограниченное временное окно ― авторские права сохраняются только на протяжении 70 лет после смерти исполнителя. «В случае с умершими знаменитостями идет обратный отсчет», ― отмечает Резник. Это значит, что работы давно ушедших звезд менее востребованны, чем тех, кто скончался совсем недавно.
Помимо всего прочего, растет число музыкантов, продающих права на свою дискографию еще при жизни. В текущем году именно так поступили Джастин Бибер, Кэти Перри, Dr. Dre и некоторые другие ― каждый при этом заработал не менее $200 млн. «Это все равно что выиграть в лотерее, ― говорит Резник об артистах, обналичивающих свой талант в молодости. ― Хотите получить деньги сегодня и приумножать их до конца жизни или желаете гарантированный доход на 25 лет вперед?»
Как бы то ни было, некоторые звезды после смерти начинают новую жизнь. Джимми Баффетт, миллиардер — исполнитель легендарной песни Margaritaville, в сентябре 2023-го умер от рака, а несколько недель спустя впервые за всю карьеру его композиция оказалась на вершине хит-парадов.
Методология
В рейтинге самых высокооплачиваемых умерших знаменитостей этого года учитывается доход до вычета налогов, полученный от продаж, стриминга, лицензионных контрактов и других источников за период с 1 октября 2022 года по 30 сентября 2023 года. Forbes составляет список с помощью данных отраслевого агентства Luminate и бесед с экспертами индустрии. Из сумм доходов, приведенных в рейтинге, не вычтены гонорары агентов, менеджеров и юристов.