К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Ванны с кровью марала, амулеты и шаманы: почему в России процветает народная медицина

Фото DR
Фото DR
Бизнесмены лежат в ваннах с кровью марала, чтобы обрести вечную молодость, в соцсетях массово продают амулеты на удачу, а поездка к шаманам стала обычным туристическим маршрутом: как ни странно, вера в эти методы у россиян растет пропорционально доступности и развитию официальной медицины. Forbes Life выяснил, почему так происходит

По данным недавнего опроса ВЦИОМ, 72% россиян периодически прибегают к нетрадиционным способам лечения. 40% считают, что альтернативная медицина может быть эффективнее традиционной, а каждый третий одновременно принимает прописанные врачом препараты и народные средства. Самые популярные у россиян методики — фитотерапия, баня, иглоукалывание, ароматерапия, «чистка от шлаков» и домашние приборы для биорезонансной терапии. Причем адепты такого лечения — на большую долю жители с высшим образованием городов-миллионников. А почти 5% опрошенных прибегают к услугам целителей и практикуют заговоры от сглаза и болезни. 

Интерес к мистическим практикам — и возможности лечения с их помощью — тоже растет. По подсчетам Ozon, в начале 2023 года по сравнению с тем же периодом 2022-го на 95% вырос спрос на амулеты и браслеты для защиты от порчи и сглаза. А в октябре верховный шаман России Кара-оол Допчун-оол впервые приехал в Москву, чтобы очно принять пациентов, — около 50 желающих в день. 

Справедливости ради, тренд на альтернативное (и порой очень экзотическое) лечение растет во всем мире. В августе ВОЗ впервые в истории провела саммит по народной медицине, на котором фитотерапевты наравне с министрами здравоохранения стран G20 обсуждали, можно ли ввести нетрадиционные практики в официальную систему. «Похоже, пришла пора дать альтернативным методикам шанс показать свой потенциал и объединить их с научными достижениями», — заявил председатель саммита, представитель ВОЗ Шияма Курувилла.

 
Во время гирудотерапии (Фото Павла Головкина·ТАСС)

Назад к истокам

Правда, далеко не все врачи готовы признать потенциал нетрадиционных практик — и на то есть объективные причины. «Бесплодие — одна из самых благодатных областей для целителей и прочих деятелей псевдомедицины, — рассказывает Елена Младова, главный врач Института репродуктивной медицины Remedi. — За 20 лет моей работы было много впечатляющих историй. Например, когда пришла образованная пара, где муж был серьезным ученым, работающим в сфере высоких технологий. У них было бесплодие, невынашивание и прямые показания к ЭКО — чем раньше, тем лучше.

Выслушав мои рассказы о том, как они замечательно забеременеют и родят здорового ребенка, муж и жена сказали: «Да нет, спасибо, мы лучше  целебными грязями полечимся». По словам Младовой, такие случаи в практике бывают регулярно: ЭКО представляется пациентам максимально противоестественным методом зачатия, и многие готовы на любые экзотические способы, лишь бы его избежать.

 

«Другая пациентка, у которой с нашей помощью получилось родить двоих детей — причем с большим трудом, на грани чуда — пришла в 40 лет за третьим. Беременность не наступила, и женщина с полной уверенностью сказала — это потому что я в первые два раза пиявок ставила, а сейчас забыла». Как объясняет Младова, увидеть в гинекологическом кресле клиники ЭКО (а это дорогостоящее лечение, доступное далеко не всем) успешную женщину с высшим образованием и следами от пиявок во влагалище — нормальная ситуация. Еще очень популярны поездки к деревенским целителям и, конечно, на Алтай — в массовом сознании есть уверенность, что там можно вылечить любые болезни, не только бесплодие. 

«В репутацию Алтая встроена тема целительства и эзотерики, — объясняет Алексей Карахан, основатель проекта «Молодость» на Алтае. — Сейчас поток туристов сюда в целом увеличился, и за счет этого вырос интерес к «энергетически заряженным» местам. Мы — абсолютно светский турклуб и не предлагаем гостям такие практики. Но при этом знаем нужных людей, и шаманов, и всех остальных, и при необходимости можем направить. Также на Алтае распространена натуротерапия — всевозможные травы, бальзамы, пчелиный подмор. В них действительно содержатся витамины и микроэлементы, но, конечно, амбициозно говорить, что такими средствами можно заменить официальную медицину». 

Кроме безобидного и наверняка полезного меда и травяных чаев, на Алтае возродился и куда менее социально одобряемый тренд — пантовые ванны. Проще говоря, ванны с кровью из рогов маралов. «Никакого шаманства или эзотерики здесь нет, эта процедура была распространена еще при советской власти, в санаториях, — комментирует Алексей Карахан. — Проводились исследования, что, мол, в крови маралов содержится много полезных веществ. Если убрать элемент пиара, то это выглядит просто как ванна с марганцовкой. Марала для забора крови не убивают, но животное проходит болезненную и жестокую процедуру». Тем не менее сейчас пантовые ванны предлагают не только в санаториях, но и в фешенебельных алтайских отелях, например Altay Village Teletskoe и Altay Resort (в том самом, который блогер и автор «Марафона желаний» Елена Блиновская целиком сняла на свой день рождения). Эти ванны активно рекламируют, например для омоложения и снижения давления.

 
Пантовые ванны (Фото DR)

Многие адепты — а среди них немало богатых и очень богатых людей — едут к шаманам за глубоким погружением в духовные и целительские практики. Эти практики могут быть вполне невинными (простая беседа и предсказания), а могут — экстремальными. «Поездки к шаманам часто не имеют ничего общего со здоровым туризмом, будь то Алтай или Перу, — объясняет Вячеслав Кузнецов, основатель агентства авторских туров Vles. — Речь так или иначе идет о каких-то психоактивных веществах, а сами шаманы ведут себя примерно как коучи из инфобиза». Александр (имя изменено), основатель крупной российской финтех-компании, рассказывает, что в его окружении визиты к шаманам — это или «антуражная замена психотерапии, или социально приемлемый способ принять запрещенные вещества, или вера в заговор фармкомпаний и желание полечиться силами космоса. И это притом что такие люди могут позволить себе купить целую больницу».

Право на жизнь

Как объясняет Ольга Христофорова, антрополог, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник РАНХиГС и РГГУ, мода на альтернативную медицину в России была еще во времена Николая II: известно, что в попытках вылечить царевича Алексея от гемофилии царская семья прибегала к разным нетрадиционным способам — от заговоров до тибетских трав. При этом в советское время знахарей, целителей и шаманов преследовали, а официальная медицина и наука активно развивались. «Советский Союз был светочем разума и рациональности в контексте здравоохранения. Конечно, возникали такие явления, как Джуна, продолжали практиковать деревенские знахарки, но в целом советские люди к ним обращались не так часто. Все это рухнуло в 90-е годы», — говорит Ольга Христофорова.

В 1990-е изменилось законодательство в области здравоохранения, была снята государственная монополия на медицинские практики. Тогда же до России дошла мода на учение Кастанеды, new age и эзотерические практики, в страну стали приезжать тибетские врачи и целители, и альтернативная медицина получила новое рождение. «То, что мы сейчас наблюдаем на Алтае, в Тыве, — это неошаманизм, который после советского периода возродился далеко не во всех областях», — комментирует Христофорова. Бизнесмены, которые раньше ездили в Перу и Бразилию «на аяуаску», поняли, что приобщаться к «тонкому миру» можно и на родине.

«Состоятельные люди — успешные бизнесмены, топ-менеджеры — используют шаманов и целителей, чтобы расширять свою власть, — объясняет Симма Богарт, аналитический психолог. — Страх и тревога за то, что они могут лишиться своего положения, толкает их на общение с разными магическими деятелями. Они используют традиционную религию для совершения ритуалов. Просят священников освящать офисы, машины, квартиры. Также большие деньги могут вызывать подспудное чувство вины, греха, который нужно «отмаливать» с помощью различных посредников». Она добавляет, что в современном мире у всех людей нередко возникает чувство утраты связи с духовностью и глубинными аспектами своего существования, а шаманские практики помогают восстановить эту связь. 

Кроме поисков духовности, есть и более практические причины. «Люди с тяжелыми хроническими заболеваниями, особенно состоятельные, ищут любые способы излечиться и не останавливаются на чем-то одном — они обращаются и в церковь, и в ашрамы, и к шаманам — чем больше, тем лучше», — комментирует Ольга Христофорова.

 

Она добавляет, что в человеческих обществах, в том числе в нашей стране, тренды обычно идут сверху вниз, и с модой на альтернативную медицину произошло точно так же: из элит она «спустилась» в средний класс. «Нельзя забывать и о влиянии телевидения в нашей стране: все эти передачи, где бесконечно выступают целители, шаманы и другие магические специалисты. Уже второе поколение растет на «Битве экстрасенсов». А дети воспринимают все за чистую монету, поэтому многие вырастают убежденными, что магия существует — даже среди студентов университетов есть такие», — говорит Христофорова. 

Растения для производства экстрактов в селе Кирово Алтайского района (Фото Станислава Красильникова·ТАСС)

Общественная структура сейчас становится более горизонтальной, отмечает антрополог: «Мы больше доверяем соседу, чем власти. И официальная медицина воспринимается как часть этой власти. Пандемия особенно подсветила недоверие к вертикальным институтам. Расцвели конспирологические теории, антипрививочное движение. На первый план вышла идея «убивает тот же, кто лечит» — по тому же принципу в Средневековье боялись чумных докторов».

Симма Богарт считает, что в пандемию ковида не появилось больше  противников официальной медицины — они просто стали видимыми: «И те, кто верит в вакцины, и те, кто их отрицают, опираются на ощущение знания. Ведь если я что-то знаю и на чем-то настаиваю, значит, я хоть немного могу контролировать свою жизнь». 

Лекари из соцсетей

Популярность альтернативного лечения, конечно, вызвана не только пандемией и недоверием к врачам, но и тем, что сейчас всевозможные знахари получили уникальные маркетинговые инструменты. 

 

«В 90% случаев все пациенты хотят волшебную таблетку и быстрый стопроцентный результат, — комментирует Лилия Абдулова, врач превентивной медицины клиники К+31. — Если есть магическое средство и пациенту можно это внушить, он обязательно его купит. Также работает обесценивание официальной медицины (вам никто не помог) и возведение в превосходную степень своих талантов (помогу только я)». 

Маркетолог, продюсер Тина Навердинова объясняет, что сейчас целителям и шаманам как никогда легко дотянуться до своей аудитории. «Достаточно просто опубликовать несколько видео — и таким образом можно продвинуть абсолютно любой товар и услугу, особенно если это делать регулярно, систематично и последовательно. Нетрадиционную медицину продавать очень легко, если использовать нужные маркетинговые триггеры, то есть спусковые механизмы в подсознании, которые всегда четко срабатывают». 

Первый триггер, по словам Навердиновой, — это та самая вера в чудо, секретный способ лечения, который точно помогает, проверен на большом количестве людей. Второй триггер — безопасность. То есть представление об обычных лекарствах как о химии, а о травах — как об абсолютно экологичном средстве, которое принимали еще «наши бабушки и жили до 90 лет». Лилия Абдулова добавляет, что определенные группы пациентов особенно уязвимы для псевдоврачей и целителей. Это, например, люди, которые травмированы собственным детским опытом лежания в больницах или болезнями близких родственников, а также настрадавшиеся больные с тяжелыми хроническими диагнозами: «Еще в студенчестве в онкоцентре имени Блохина я видела пациенток, лечившихся у травников, лишь бы не «травиться химией». В результате они приходили к онкологам с четвертой стадией рака молочной железы, с распадающимися опухолями».

Игорь Утяшев, врач-онколог клиники «Хадасса» кандидат медицинских наук, говорит, что в практике онкологов 40–50% пациентов пробуют лечить рак народными средствами. «Печально и то, что зачастую на этом настаивают родственники больных — или даже тайком подсыпают им в пищу и еду всевозможные травы и добавки. Мы, онкологи, уже знаем, что, если у пациента есть необычные симптомы, которые трудно с чем-то связать, нужно узнать, как он относится к народной медицине и не увлекаются ли ею его близкие. Недавно у меня была пациентка с меланомой и очень низким гемоглобином — причем по неясным причинам. Я обследовал ее с ног до головы, пока не выяснил, что девушка пьет травы по завету некой знахарки», — рассказывает врач-онколог. 

 

«Желание получить результат здесь и сейчас, легко и без усилий тоже хорошо срабатывает. Это триггер, который заставляет принимать решение сию секунду и не думать о последствиях», — объясняет маркетолог Тина Навердинова. Наконец, целители обязательно транслируют успешные кейсы, которые строят по одинаковой драматургии, в соответствии с законами сторителлинга: пациент «из народа»,  с которым легко себя отождествить, эмоциональные перепады и сложный путь к выздоровлению, правдоподобная история и эффект «было-стало». 

«В наше время шаманы, целители, знахари запросто становятся инфлюенсерами, набирают органическую аудиторию в соцсетях, — добавляет Навердинова. — А мы привыкли доверять лидерам мнений. Авторитет — еще один триггер. Критическое мышление отключается, все, что говорит такой человек, принимается за чистую монету».

Например, у представительницы нетрадиционной медицины Алсу Гафнер более 350 000 подписчиков в Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) и свой взгляд на источники заболеваний. «Все проблемы по мочеполовой, гинекология свидетельствует о том, что женщина не может преодолеть боли от мужчин. Причины всех бронхо-легочных заболеваний — это недовольство, недовольство происходящим», — говорит она в одном из своих видео. С большинством болезней помогает справиться гирудотерапия и правильный настрой, считает Алсу Гафнер и готова помочь и с тем и с другим. Она продает курс по домашнему использованию пиявок и организует ретриты — «паломнические поездки по России и за рубеж» — для членов своего «трансформационного клуба». На рекламном лендинге клуба утверждается, что «у участниц клуба исцеляются хронические болезни, даже онкология четвертой стадии кишечника с метастазами, псориаз, дерматиты». Если кому-то требуется личная консультация целительницы, то за 300 000 можно купить пакет из двух встреч.

Впрочем, инста-знахарям нужно помнить, что ценник за ущерб от их назначений может быть еще выше. В этом месяце в Санкт-Петербурге целительницу Раису Кузнецову приговорили к штрафу в 500 000 рублей за мошенничество: она рекламировала в социальных сетях свои магические услуги, в частности избавление от алкогольной и наркотической зависимости. К ней обратились 44 человека, общая сумма ущерба составила 2 млн рублей. 

 

У травницы Светланы Калмыковой почти 50 000 подписчиков в Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена). Чтобы оздоровиться, ее последователи пьют чесночную воду и проходят «программы», в рамках которых ежедневно принимают травы из длинного списка, который можно собрать в ее же интернет-магазине. У нее также есть закрытый клуб с платным членством, где можно узнать «схемы приема трав в разных жизненных ситуациях». Калмыкова консультирует и назначает лечение не только взрослым, но и детям, причем прием ведет прямо на своей странице в соцсети и ставит диагноз по описанию симптомов в комментариях. Ее «детский» проект даже более популярен, чем ее основная страница — он имеет почти 70 000 подписчиков и обещает помочь с «восстановлением детей» травами после антибиотикотерапии и вакцинации. 

Инстаграмные и не только целители часто играют на недоверии родителей к антибиотикам, и результаты всегда плачевные. Маркетолог Тина Навердинова, ранее практикующий врач-педиатр, неоднократно сталкивалась с такими кейсами. «Однажды ко мне поступил трехлетний ребенок с жалобами на высокую температуру, сильной одышкой. Я диагностировала у него пневмонию и начала лечить. Но когда температура спала, мама написала отказ и забрала девочку домой, пообещав давать антибиотики самостоятельно. В результате через две недели они поступили к нам в больницу по скорой помощи — у ребенка были серьезные осложнения, дыхательная недостаточность, поражение легких увеличилось. Выяснилось, что никаких антибиотиков девочке не давали — мама лечила ее травами и другими народными средствами по совету некой «бабушки»».  

Аналитический психолог Симма Богарт добавляет, что современные целители ориентируются в официальной медицине — они проводят определенные параллели, находят связи. «При этом целитель транслирует сообщения, которые попадают во внутреннее бессознательное человека. У психики есть потребность в иррациональном, символическом, а в современной науке этому нет места. В результате возникает доверие и расположение», — говорит Богарт. 

Психолог объясняет, что целитель или шаман нередко становится родительской фигурой, которая обещает чудесным образом избавить от сложностей: «Мы все вырастаем, но наш психологический возраст часто отстает от паспортного. А официальная медицина воспринимается как очередная необходимость добиваться своего во взрослом мире. Мы устаем работать над собой, решать проблемы, и хочется, чтобы часть вопросов решилась магическим образом. Нам просто очень нужно какое-нибудь чудо». 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+