К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Чай с Мариной Абрамович: что показали и продавали на ярмарке Frieze в Лондоне

Фото Linda Nylind / Frieze
Фото Linda Nylind / Frieze
С 11 по 15 октября в Лондоне прошла ярмарка искусства Frieze, благодаря которой Лондон во многом стал столицей мирового арт-рынка. Что и за сколько продавали на Frieze — в обзоре Forbes Life

Frieze Week — и ярмарка, и фестиваль современного и старого искусства — подразумевает пятидневную активную программу.  Англичане называют посещение проектов Frieze специальным глаголом to frieze, а  неминуемую по окончании ярмарки усталость определяют как be friezed.

Ее история началась в 1991 году, когда издатели Аманда Шарп, Мэттью Слотовер и художник Том Гидли выпустили первый  номер журнала Frieze. А в 2003 году Слотовер и Шарп запустили ярмарку под названием Frieze в Риджентс-парке. И место проведения, и главный коммерческий партнер, Deutsche Bank, все эти годы остаются неизменными. В 2016 году международный гигант в сфере развлечений, спорта и моды, американская компания Endeavor, приобрела 70% акций Friezе, запустив тем самым мировую экспансию бренда.

К 20-летнему юбилею Frieze превратился в экосистему с представительствами в четырех странах, журналом и множеством разных ярмарок, объединенных общим названием. Была основана Frieze Masters — место, где продают все, начиная от искусства палеолита до искусства до 2000 года. В Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Сеуле открылись ярмарки Frieze. Также Frieze купила нью-йоркскую The Armory Show и EXPO Chicago.

 
Галерея Perrotin, фото Linda Nylind·Frieze

В 2003 году ярмарка занимала павильон площадью 5500 кв. м, аренда стенда стоила £180 за м. Выручка от нее составила £990 000: всего участвовали 124 галереи с общим объемом продаж искусства в £20 млн, ярмарку посетили более 27 000 человек. В 2014 году в Риджентс-парк на ярмарку пришли уже 47 000 посетителей, увидев более 160 галерей из 25 стран. К 2021 году стоимость аренды на Frieze достигла £524 за кв. м, а Frieze Masters продавала стенды по £631 за кв. м. Нынешнюю ярмарку посетили 85 000 человек. 

Инфраструктура ярмарки 2023 года не отличалась от предыдущей: павильоны основного проекта Frieze и Frieze Masters расположены в 15 минутах ходьбы друг от друга. На входе — очередь и для VIP, и для обычных посетителей. Всем выдают пакеты для зонтов, ведь в Лондоне в день открытия, конечно, дождь. 

 

В основном проекте Frieze этого года — более 160 ведущих галерей из 46 стран, из которых 28 галерей участвуют постоянно. Ярмарка условно поделена на секции: основной проект, секция Focus, где представлены молодые галереи, не старше 12 лет. В этом году таких набралось 34 из 18 стран. А бренд одежды Stone Island вручает стипендии для молодых галеристов. 

После Брекзита, скачка инфляции, последующих политических и экономических отягчающих обстоятельств, на фоне усиления Парижа, где в ближайшие выходные открывается ярмарка Paris+, Frieze все еще удерживает доминирующее положение. Исполнительный директор ярмарки Саймон Фокс утверждает, что Frieze и Лондон — по-прежнему мировой культурный центр. По его мнению, британский арт-рынок все еще в два раза больше французского. 

На стендах галерей на Frieze на работах нет цен. Считается, что так посетители вступают в диалог с сотрудником галереи, а он, в свою очередь, собирает контакты коллекционеров. Но некоторые цены галереи поспешили озвучить сами. Например, Pace продала картину художницы Пэм Эвелин за $75 000. Работы антигуанского художника Фрэнка Вальтера галерея David Zwirner продала за суммы от $35 000 до $55 000. Картина 91-летней американской художницы Джоан Семел на стенде Hufkens была продана за $200 000. 

 
Frieze London, фото Linda Nylind·Frieze

Галереи делали ставку на инстаграмность работ, их визуальную броскость и на звездные имена авторов. Например, работы Марины Абрамович (фотографии, документации перформансов и даже инсталляции), чья ретроспектива проходит в Royal Academy of Arts, были представлены минимум шестью галереями, среди них — венская Krinzinger и нью-йоркская Sean Kelly. Но и этого показалось мало. Был устроен «Необыкновенный чай для женщин Марины Абрамович», где обещали, что клиенток будут обслуживать мужчины-официанты без рубашек. Официанты оказались самыми обычными, одетыми по стандарту. Зато участникам чаепития выдали сувениры, пакеты с чайным купажом «Смесь Марины», который художница создала совместно с компанией Fortnum & Masons.

Новые работы Дэмиена Херста были выставлены на стенде галереи Gagosian. По традиции, у нее никаких подписей и полный sold-out на VIP preview: все двенадцать работ Херста с цветочными мотивами, цены на которые составляли от $450 000 до $1 млн, ушли сразу же. «Мы подумали, кто, как не Херст, не художник, лучше всего определяющий усиление Лондона как центра искусства, нужен, чтобы отметить 20-летний юбилей ярмарки?» — комментировала директор Gagosian Миллисент Уилнер. 

Однако, несмотря на  разнообразие экспозиций на стендах, выбор участников оказался довольно консервативным. Имена  художников повторялись от стенда к стенду — это отражает общую настороженность в отрасли, где участники арт-рынка стремятся избежать рисков. 

Галерея Kurje Gallery, фото Linda Nylind·Frieze

Но так было не всегда: на первой ярмарке в 2003 году, например, Wrong Gallery представила пустой стенд, демонстрируя  «Сконструированную ситуацию», перформатичный проект Тино Сегала. А итальянская художница Паола Пиви приглашала посетителей кататься по травянистому склону. 

20 лет спустя вместо дерзких экспериментов на стендах доминировали традиционные живописные работы. Однако наибольшее впечатление произвела молодежная секция со свежими и во многом новаторскими стендами. В новом разделе Artist-to-Artist восемь признанных мастеров мирового искусства представили выставки работ молодых художников. Трейси Эмин — картины Ванессы Роу на тему женского тела как пейзажа. Хеге Янг номинировала видеоработу Айонг Ким о гиг-экономике и виртуальной памяти. Олафур Элиассон — проект Фабиана Кнехта об одежде как камуфляже. Коллажи Симонетты Квамины о миграции и труде выставлены Альваро Баррингтоном. Антея Хамильтон показала серию отпечатков тела 1980-х Карлоса Виллы. Симона Ли — картины Деборы Анцингер из угля. Рикрит Тиравания — видео Вантани Сирипаттананунтакул. Вольфганг Тилльманс — скульптуры и фотографии Марка Баркера о проявлении телесности в архитектуре.

 

Год от года усиливает позиции Frieze Masters, где были представлены 130 галерей и, в отличие от Frieze, стояли лавочки. Тем более что посидеть и обдумать было что. Ярмарка представила стенды с разнообразной, филигранно выверенной экспозицией — от каменных инструментов и географических карт до работ Пабло Пикассо, Ай Вэйвэя, Люсьена Фрейда. Здесь же продавали работы Эль Анацуи, чья инсталляция была в октябре открыта в турбинном зале Tate Modern. 

Отдельного внимания заслуживала новая секция Modern Women, посвященная творчеству женщин-художниц. Многие мегагалереи выбрали иметь два стенда в двух пространствах ярмарок. Так, в рамках Masters, в отличие от основного проекта, Gagosian показал не очередную тиражную работу Херста, а выставку интеллектуального Франца Веста, курированную Оскаром Мурильо. Кстати, и русская речь на Masters слышалась чаще, чем на остальной Frieze.

Contemporary Fine Arts, фото Linda Nylind·Frieze

Уже в среду галерея David Zwirner сообщила о стабильных продажах: живопись Герхарда Рихтера за $650 000, а две бронзовые скульптуры Джоша Смита — за  $600 000 и $200 000. Произведения Розы Уайли, Оскара Мурильо, Шио Кусака и Фрэнка Уолтера были проданы в диапазоне от $35 000 до $400 000. Картина Зади Ха «Жить вечно. Тысяча лет жизни» была продана в галерее Thaddaeus Ropac за £60 000. Галерея Various Small Fires продала работу Алекса Фокстона  «Святой Себастьян» за $35 000. Галерея Grimm — «Для войск» Томми Харрисона за $25 000. Скульптура Луизы Невельсон «Модель для праздника II» ушла в галерее Pace за $2 млн. В Hauser & Wirth были проданы две графические работы Барбары Чейз-Рибу за $120 000 каждая, а скульптора Луизы Буржуа «Пара ножей» — за $ 3 млн. Goodman Gallery продала новую работу Эля Анатсуи за $1,9 млн.  

Чтобы не дать угаснуть коллекционерским аппетитам, лондонские аукционные дома проводят во время Frieze свои торги. Так, в пятницу, 13 октября, прошли дневной аукцион современного искусства и вечерний аукцион искусства XX века Sotheby's, а Christie's собрал на вечерних торгах искусства XX и XXI века внушительные $117 млн.

 
Галерея Pace Gallery, фото Linda Nylind·Frieze

Ярмарку посетил и мэр Лондона Сидик Хан, где анонсировал программу Лейбористской партии в продвижении культуры. По данным Хана, четыре из пяти посетителей ярмарки уверены, что культура — основная причина их приезда в Лондон. Каждая шестая рабочая вакансия в Лондоне связана с креативной сферой. Сейчас в городе строятся новые студии общей площадью более 70 000 кв. м для креативных специалистов. 

Однако мэр умолчал о том, что музеи Лондона в этом году получили на 50% меньше финансирования от Arts Council England, чем в прошлом. Arts Council England — организация, основанная в 1946 году для поддержки современных британских художников. Она покупает работы и устраивает выставки, а также предоставляет долгосрочные кредиты государственным музеям и выставочным учреждениям для популяризации современного искусства Великобритании. В этом году  Art Council Collection приобрел на ярмарке работы четверых художников из Великобритании на сумму $49 000. Frieze Tate Fund с 2003 по 2015 год закупил более 100 работ в коллекцию Tate. В этом году он пополнил коллекцию шестью работами на общую сумму более $170 000.

Подводя итоги ярмарки, рассуждая о состоянии британского арт-рынка, Алекс Лонсдейл, генеральный директор галереи Lisson Gallery, выразился так: «Не так плохо, как все говорят, но и не так хорошо, как все говорят». О том, насколько успешно Frieze справилась с главной ролью — быть на разогреве у ноябрьских торгов в Нью-Йорке, покажут результаты аукционов. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+