«Похороны»: обаятельная юридическая драма с Джейми Фоксом и Томми Ли Джонсом
1995 год — время, когда публичные суды в США все еще оставались местом притяжения для массовой аудитории (только-только отгремело дело О. Джей Симпсона, ставшее яблоком раздора для целой нации). В центре истории герой Томми Ли Джонса — человек с библейским именем Иеремия и призванием древнегреческого Харона. Иеремия Джозеф О’Киф владеет несколькими похоронными агентствами в Миссисипи, живет по заповедям божиим, воспитывает 13 детей и 43 внука и кажется счастливым человеком, который сумел сохранить и приумножить дело своего отца, некогда перешедшее ему по наследству.
Но именно в бизнесе кроется источник его главных проблем: несмотря на то что на ритуальные услуги спрос никогда не спадает, его бизнес с каждым годом становится все более убыточным. Герой по совету адвоката Майка (Алан Рак из «Наследников») соглашается на сделку с более успешным конкурентом, Рэймондом Лоуэном, владельцем крупной компании ритуальных услуг «Лоуэн». На встрече, на которую Иеремия предусмотрительно берет с собой молодого юриста Холла (Мамуду Ати из «Архив 81»), ему поступает заманчивое предложение, от которого сложно отказаться. Рэймонд готов купить три бюро Иеремии из восьми существующих, и вырученные средства помогут сохранить ему свой семейный бизнес. Но по рукам «распорядители мертвых душ» бьют при одном условии — Рэймонд откажется продавать на территории Миссисипи ритуальные страховки, которыми торгует Иеремия и которые спасают его от банкротства.
Мужчины заключают джентльменское соглашение и передают дело юристам. Но сделка затягивается, и спустя четыре месяца голодный до работы Холл начинает первым догадываться — никакой сделки не будет. Рэймонд просто тянет время, как удав, медленно выжидая, когда Иеремия обанкротится.
Герой Джонса, в прошлом ветеран Второй мировой, не привык пасовать перед трудностями и идет ва-банк: подает на крупного конкурента в суд, но предполагает, что может не одолеть этого Голиафа. Чтобы этого избежать, Холл предлагает подключить к делу харизматичного адвоката Вилли Э. Герри (Джейми Фокс) — настолько же опасного в зале суда, насколько обаятельного за его пределами.
По его собственным словам, Герри когда-то пришел в адвокатуру, столкнувшись лицом к лицу с расовой дискриминацией — темнокожего героя и его семью отказались заселить в элитный дом, в котором жили преимущественно белые. Упертый Герри проглотил обиду и взялся штудировать кодексы и своды законов, а отомстил обидчику не кулаками, но силой права — засудил за дискриминацию, как только сдал адвокатский экзамен.
Спустя 12 лет суперуспешной судебной практики Герри стал настоящей звездой, специализируясь на делах, связанных с телесными повреждениями, не проиграв при этом ни единого слушания. При этом его энтузиазма хватает не только на карьеру и семью, но и на родное комьюнити. Спикер от Бога, он даже берется вести воскресные проповеди, на которых законы Библии отстаивает с тем же упорством, с каким защищает верховенство права в зале суда. Добившись больших высот в карьере, Герри поднялся буквально — успешный адвокат владеет собственным боингом, который без лишней скромности назвал «Крыльями правосудия».
При первой встрече с Иеремией Вилли отказывается от дела, ссылаясь на два аргумента: он не занимается договорным правом, под которое попадает кейс героя Джонсона, и не занимается делами, куш в которых так невелик (сперва Иеремия намерен отсудить у Лоуэна «скромные» $6 млн, что для Вилли, привыкшего получать по $80 млн в неделю, сущий пустяк).
Но есть два контраргумента, заставляющие героя Фокса передумать: на стене его кабинета висит репродукция картины Караваджо «Давид с головой Голиафа», побуждающая адвоката никогда не отказываться от схватки, и прозорливый Холл склоняет Вилли к сотрудничеству, апеллируя к его честолюбию. Он обещает, что размах дела сделает того звездой национального масштаба. Не привыкший спорить ни с судьбой, ни с итальянским живописцем Вилли принимает вызов и повышает ставки — вместо изначальных $6 млн запрашивает $100 млн.
«Похороны» постановщицы Мэгги Беттс, основанные на статье из New Yorker, голливудским нормам написания сценариев предпочитают журналистский стандарт. Картина максимально близко к тексту пересказывает реальную историю и намеренно отказывается превращаться в рекламный лозунг или супергеройское кино. Здесь все довольно прозаично: плохие богатые пытаются нажиться на хороших бедных, а те дают им отпор. Фильм наследует стиль более сдержанной классики в духе «Благодетеля» или «Филадельфии» с Томом Хэнксом и Дензелом Вашингтоном, с которого Фокс частично списывает своего героя.
В первой встрече с Иеремией Вилли пренебрежителен с будущим клиентом, демонстративно поглядывая на часы и сдерживая зевок — аналогично персонаж Вашингтона встречал больного СПИДом героя Хэнкса, с которым брезговал не то, что контактировать, а дышать одним воздухом. Но ровно как герои «Филадельфии» преодолели личные предрассудки и показали воодушевляющий пример другим, персонажи «Похорон» демонстрируют торжество добра над злом с почти библейским спокойствием, доказывая, что справедливость существует.
Судебное заседание обернется для Иеремии манной небесной в виде выигранных $500 млн, из которых после апелляции ответчика он получит $175 млн. А Вилли станет одним из самых известных и успешных адвокатов США, продолжая свою беспроигрышную серию. Так, ветхозаветный Давид вновь одолел современного Голиафа, а Иеремия реализовал мечту — связанное со смертью дело будет жить и процветать даже когда его самого уже не станет (он ушел из жизни в 2016 году).
«Похороны» — кино, которое тоже стоит смотреть, учитывая несколько условий. В нем нет речей-манифестов, как, например, в спортивно-судебной драме «Каждое воскресенье». Нет внезапных сюжетных ходов, переворачивающих дело с ног на голову, как в сериале «Американская история преступлений: Народ против О. Джей Симпсона». Нет философских размышлений о вечном противостоянии добра и зла, превращающих зал суда в своеобразный лимб, как это было в «Адвокате дьявола». Да что уж, нет даже изящества авторского стиля Аарона Соркина, обернувшего «Суд над чикагской семеркой» в настоящую древнегреческую трагедию.
«Похороны» — история, которая старается заступиться за всех угнетенных и обделенных (даже большую часть средств, спасший бизнес, Иеремия впоследствии потратит на благотворительный фонд помощи другим). Кино, которое не стремится стать новым словом в жанре, подкупает именно сдержанностью и простотой. Когда понимаешь, что в конечном счете казавшийся непобедимым злодей все же проиграет.