«Падение дома Ашеров»: экранизация Эдгара По с лужами крови и критикой власть имущих
Родерик Ашер (Брюс Гринвуд) — фармацевтический магнат, у которого за последние пару недель загадочным образом погибают шестеро взрослых детей. Череда смертей кажется случайностью, но что-то внутри Родерика не может с этим согласиться. Ашер приглашает для беседы сотрудника федеральной прокуратуры Огюста Дюпена (Карл Ламби), одного из своих антагонистов. Много лет Дюпен пытался привлечь фирму магната к ответственности за выпуск и распространение опасных для жизни медицинских препаратов.
Всякий раз Огюст терпел неудачу, уступая профессиональному адвокату Артуру Пиму (Марк Хэмилл), работающему на семейство Ашеров, которое непременно появится в кадре. Беседа с Дюпеном пройдет в старом имении Ашеров, где когда-то росли сам Родерик и его сестра-близнец Мэдлин (Мэри Макдоннелл). За некоторое время до этой роковой встречи Ашер объявил награду тому, что вычислит информатора внутри семьи, который сливает данные прокурору. В тот день он видел своих детей живыми в последний раз. Как писал классик, «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», и это идеально укладывается в художественный мир, в котором рос и формировался род Ашеров.
«Падение дома Ашеров» — новый проект Майка Флэнагана, автора многих знаковых сериалов Netflix. Только за последние годы на «красном стриминге» в жанре триллера и ужасов выходили «Клуб полуночников», «Полуночная месса» и «Призраки усадьбы Блай». Одним из главных хитов Флэнагана для Netflix стал сериал «Призрак дома на холме» по мотивам одноименного романа Ширли Джексон. Но, кажется, именно «Падение дома Ашеров» может посоревноваться за звание самого яркого проекта хоррор-мейкера. Прощаясь с Netflix (действие контракта на создание эксклюзивных шоу, заключенного в 2019 году, завершается; теперь Флэнаган будет работать с Amazon Studios), Майк сделал поистине масштабное произведение.
Классический рассказ Эдгара По остался практически без изменений. Разве что Флэнаган перенес действие в наши дни и решил не останавливаться на одном произведении, добавив упоминания других рассказов автора: «Золотой жук», «Сердце-обличитель» и «Колодец и маятник». Более того, из уст персонажей на протяжении восьми эпизодов то и дело звучат стихи Эдгара По.
Это не первый раз в 2023 году, когда По появляется на Netflix. В начале года на стриминге вышел полнометражный фильм «Всевидящее око» с Кристианом Бейлом в главной роли, где По возникает по сюжету в образе кадета, расследующего убийства студентов. Роль писателя исполнил Гарри Меллинг (Дадли Дурсль из франшизы о Гарри Поттере).
Будучи большим мастером ужасов, Флэнаган не упустил возможность поиграться с саспенсом и всячески попугать зрителя. Хоррор-составляющая сериала работает как часы: будут и традиционные скримеры-пугалки, и заигрывание со светом и тенью под мощные басовые партии, и, естественно, лужи крови почти в каждой серии (стабильно повторяющийся элемент, переходящий от одного проекта шоураннера к другому). Нарастающий ужас идет нога в ногу с раскручиванием сюжетного маховика. Зрителям будет интересно следить за хитросплетениями событий, которые и увлекают, и одновременно с этим проверяют нервы на прочность.
Не обходится Флэнаган и без отсылок, начиная с фармакологической империи Родерика Ашера Fortunato, вызвавшей опиоидную эпидемию в Америке, в реальности связанную с Purdue Pharma семьи Саклер (о ней тот же Netflix недавно выпустил сериал «Побочный эффект: Смерть»). При этом сам Ашер представляется отнюдь не злодеем, а трагическим героем, переживающим закат, — с точки зрения возраста, интеллекта, авторитета и, конечно, наследия семьи.
Чего не скажешь о его окружении, которое сценаристы наделили ярко выраженными чертами: Мэдлин — бессовестная карьеристка, мечтающая о бессмертии, а Пим — хитроумный авантюрист-социопат. Главным актерским открытием сериала становится Карла Гуджино. В начале она появляется в образе таинственной девушки Верны (анаграмма Raven, или «ворона», — главный символ произведений Эдгара По).
На фоне предыдущих хорроров Флэнагана «Падение дома Ашеров», к сожалению, не блещет изысканностью. Фанаты шоураннера, видевшие хотя бы один из его проектов, вряд ли откроют для себя хоррор-мейкера с новой стороны. Здесь страх и джампскейр (прием, часто используемый в фильмах ужасов, чтобы напугать зрителей, удивив их резкой сменой изображения или события. — Forbes Life) уступают место психологическому драматизму, присущему каждому из эпизодов, в которых раскрывается окружение Ашеров. Впрочем, это хотя бы не такая разрозненная антология, как «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо», вообще не связанная между собой. Целостности «Ашерам» не занимать, а старинная готика на удивление удачно вписывается в современные реалии — с технологиями, искусственным интеллектом и смартфонами.
Для тех, кто знает Эдгара Аллана По со школьной скамьи, содержание сериала и концовка также не будут сюрпризом. Вряд ли очередной труп в луже крови заставит вас схватиться за кресло. «Падение дома Ашеров» — живописное приключение в темные глубины личностей богатых и бездушных властителей мира. Флэнаган понимает, что богатство в реальности, как правило, сопряжено с жадностью и алчностью — зритель вряд ли испытает сочувствие к тем, кто шаг за шагом теряет все, что нажил (не)честным путем. Да и им самим плевать на каждого, с кем они сидят за одним столом. Власть и человечность живут на параллельных «улицах» и никогда не пересекаются — вот, кажется, о чем хочет сказать создатель сериала Майк Флэнаган.