«Леопольдштадт» — четвертый спектакль в РАМТе по пьесам британского драматурга Тома Стоппарда и третья совместная работа Стоппарда и Алексея Бородина. «Леопольдштадт» — пьеса свежая, написанная пожилым уже драматургом, который на склоне лет внезапно узнал о еврейских корнях.
История богатых еврейских семей в Вене, в конце XIX — начале XX века расселившихся в огромных современных палаццо вдоль Ринга, была подробно описана другим англичанином с еврейскими корнями, Эдмундом де Ваалом, в книге «Заяц с янтарными глазами». Потомок семейства Эфрусси, составившего состояние на торговле зерном в Одессе, ставшего банкирами в Париже и Вене, де Ваал раскручивает историю семьи назад, продираясь сквозь унижения, уплотнения (совсем как в 1918 году в России) и уничтожение в концлагерях своей семьи.
Пользуясь документальным расследованием де Ваала, вспоминая историю Адели Блох-Бауэр, позировавшей Густаву Климту для его «Золотой Адели», Стоппард пытается обрести в реконструкции себя маленького, двухлетнего, когда он жил в Вене в еврейской семье. В этой пьесе, построенной как исповедь, очень много исторических фактов, политики, деталей. Весь век, от венского сецессиона, падения империи до ада холокоста, скручен в одно действие без антракта.
Нарочито архаичная сценография многолетнего соавтора Бородина, художника Станислава Бенедиктова, — его последняя, прерванная смертью работа, — выглядит как постоянный круговорот мебели вокруг узкой будки. То ли это ажурная беседка в саду палаццо на Ринге, то ли кабина лифта в их доме, то ли телефонная будка, — ближе к финалу напоминает вагон теплушки и душегубку Аушвица. Впрочем, в этой будке в любой момент может оказаться кто угодно. И для Бородина, и для Стоппарда еврейский вопрос — универсальный и актуальный. Это трагедия меньшинства, которое не вписывается в систему. «Трагедия подразумевает, что никакого выхода нет, — пишет режиссер Бородин в театральном буклете. — Но как только мы начинаем воспринимать жизнь как невозможность достижения цели и при этом не перестаем к ней двигаться — наступает максимальная честность перед самим собой».