К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Символ чистоты и искусства: зачем в Стамбуле открыли выставку в хамаме

 Зейрек Чинили хамам (Фото DR)
Зейрек Чинили хамам (Фото DR)
После 13 лет реставрации и археологических изысканий в историческом центре Стамбула открылся хамам XVI века, построенный архитектором Синаном. До 5 ноября 2023 года в хамаме Зейрек Чинили открыта выставка современного искусства «Врачующие руины», а в марте 2024-го он начнет принимать посетителей как банный комплекс. О том, что общего у музея и хамама, редактор культуры Forbes Яна Жиляева расспросила Козу Язган — владелицу Зейрек Чинили

На выходе из Зейрек Чинили хамама — здания, чье авторство приписывается знаменитому османскому архитектору Синану, датированного 1530-ми годами, — каждого приглашенного на открытие одаривают куском оливкового мыла. Прозрачный намек на ближайшее будущее, которое ждет исторический памятник. Здание, построенное по заказу адмирала османского флота Барбароссы Хайреддин-паши, по роскоши отделки не уступало дворцам. Турецкое «чинил» в названии хамама означает изразец, а Зейрек — название района в историческом центре Стамбула, внесенного в список культурного наследия ЮНЕСКО.

В османской культуре хамамы возникли как пристройки к мечетям, поскольку в исламе чистота тела имеет сакральное значение. Используя римско-византийский банный опыт Контантинополя, османы украшали хамамы подобно дворцам. В XVI веке главный османский архитектор и инженер Синан, строивший для трех султанов, начиная с Сулеймана Великолепного,  без устали возводил мечети, дворцы, мавзолеи, моты, акведуки и хамамы. Среди почти 400 его построек около 50 хамамов — частных и общего пользования. 

13 лет назад Зейрек Чинили хамам, ранний памятник работы Синана, выкупила частная турецкая компания, владеющая сетью отелей от Нью-Йорка до Стамбула, Marmara Group. Как рассказывает представитель третьего поколения семьи владельцев, член совета директоров Marmara Group, Коза Гурели-Язган, изначальной целью покупки было отреставрировать и перезапустить хамам. Подобный опыт у Marmara Group уже был. Так, в 2001 году компания выкупила и реконструировала другой исторический памятник — дворец на Босфоре 1875 года постройки архитектора Саркиса Бальяна, приспособив здание для проведения разного рода мероприятий. 

 

Однако хамам дался не так просто. Говорящее изразцовое название оказалось не просто фигурой речи. Под слоями штукатурки и мрамора в процессе реконструкции было обнаружено больше 3000 фрагментов оригинальных изразцов времен Синана. Перед началом работ считалось, что все первоначальное убранство хамама утрачено: в XVIII-XIX веках старинные изразцы активно распродавались европейским туристам. Сегодня украшения из Зейрек Чинили хамама хранятся в Лувре, в Эшмоленаском музее Охфорда, Музее декоративного искусства Парижа, Музее изящных искусств Лиона, лондонском Музее Виктории и Альберта и в ряде музеев Стамбула.

Фасад хамама XVI века постройки (Фото DR)

Добиваться реституции, бороться с колониальным подходом владельцы Marmara Group, как заявила Коза Язган, не планируют. Но считают своим достижением тот факт, что в Музее Виктории и Альберта после многолетней переписки изменили этикетку изразцов из Зейрек Чинили хамама. Прежде было написало «происхождение неизвестно», а после вмешательства Козы и ее команды на этикетке указан стамбульский хамам.  

 

Но находки и открытия не ограничились изразцами. Оказалось, что османский хамам не только создан из камней разрушенных древнегреческих зданий, но и стоит на цистерне — подземном византийском водохранилище. Вода в водохранилище поступает из колодца 20-метровой глубины. Чтобы раскопать его, цистерну и очистить фундаменты, пришлось выкупить соседние к хамаму земельные участки, согласовать план археологических раскопок и реставрации. «Проект начинала моя мама, Бике Гурсель, — рассказывает Коза Язган. — По плану мы должны были открыть отреставрированный хамам через три года. Но процесс все продолжался и продолжался. Мама не выдержала и передала проект мне». 

Раскопки, длившиеся почти 10 лет, принесли находки от V до XX века нашей эры. Так, открылись рисунки, процарапанные на стенах цистерны с изображением кораблей. Они были скрыты как минимум 500 лет. Историки и археологи пока не пришли к единому мнению, как они появились на стенах. Вероятнее всего их оставили пленники Барбароссы Хайреддин-паши, который использовал при строительстве хамама рабский труд. Так или иначе на стенах изображены европейские парусники, а не османские корабли того времени.

Над сичакликом, горячей комнатой, аналогом римского калдариума, возведен большой купол с небольшими звездчатыми окнами, создающими мягкий полумрак. (Фото DR)

Все раскопки и исследования оплачивают владельцы. «Каждая новая находка открывала новый слой исследований, а тот, в свою очередь, требовал отдельного решения, — рассказывает Коза Язган. — Изначально мы не планировали устраивать специальной экспозиции, посвященной истории хамама. На находки археологов буквально вынудили нас к этому». По закону все найденное археологами — в собственности государства. В специально обустроенном музее эти экспонаты выставлены в витринах. «Мы арендуем их на три года», — рассказывает Коза Язган.

 

Сумму вложений в проект Marmara Group не раскрывает. Предпринимательница говорит, что у ее семьи не было сомнений в целесообразности таких трат. «Мы все понимали, что значение открывшегося культурного наследия ценнее денег», — говорит предпринимательница. 

Коза — наследная принцесса нескольких семейных бизнесов, каждый из которых так или иначе связан с искусством. По материнской линии она наследница отельеров Marmara Group. По отцовской — империи выставок и ивентов, которая уже 18 лет проводит ярмарку современного искусства Contemporary Istanbul, где у всех членов семьи есть своя роль. Бизнесмен Али Гурели, отец Козы, — владелец и президент ярмарки, его жена Рабия — совладелец и вице-президент. Коза Гурели-Язган до недавнего времени отвечала за развитие бренда Contemporary Istanbul.

Летом и осенью прошлого года в хамаме прошла выставка в рамках Стамбульской биеннале современного искусства, продемонстрировав, насколько пространство старинного храма идеально подходит для экспонирования искусства. «По сути, хамамы в старину служили тем же целям, что и музеи сейчас: они были местом отдыха, общения, исцеления, наслаждения», — объясняет Коза Язган. Поэтому ее решением было: прежде чем хамам снова станет хамамом с разделением на мужскую и женскую часть, какое-то время он предстанет для публики во всей своей исторической красоте в дуэте с современным искусством.

Фрагмент экспозиции музея, открытого при входе в цистерну. В витринах — артефакты и туфли для хамама разных периодов. (Фото DR)

Международный проект «Врачующие руины», разместившийся на мужской и на женской половинах хамама, посвящен современному пониманию телесности, гендера, феминизма, роли традиции и влиянию культурных кодов в современном мире. В нем  участвуют 22 художника из разных стран мира. 12 из них создали произведения специально для Зейрек Чинили хамама.

Мехтап Байду. «Расстояние между мной и чем-то». 2017
DR

Мехтап Байду. «Расстояние между мной и чем-то». 2017

В центре горячей комнаты хамама по традиции установлен большой мраморный камень — чебек. Там проводят массажи и целительные сеансы. От чебека расходятся в стороны мраморные ниши и  фонтаны. Расположив на мраморном возвышении ковер из полиэстера, отлитый по оттиску тела художницы Мехтап Байду, кураторы в прямом смысле слова не позволяют вытирать об него ноги.

Байду работает с женской телесностью. Турецкая художница, живущая в Берлине, известна проектами с оттиском грудей разных женщин (из них она создает украшение для потолка), оттисками губ (так она заставляет женщин заговорить), а вот ковер из собственной кожи — ее попытка следовать персидскому мифу про Шахмаран, полуженщину-полузмею, которая омолаживается всякий раз, сбрасывая кожу.

Дэниэл Силвер, скульптуры, 2016
DR

Дэниэл Силвер, скульптуры, 2016

Урожденный англичанин Силвер влюблен в античную Грецию. Но этого мало, холодную красоту героев легенд и мифов он приправляет криминальной хроникой. Его идеально-обманчивые мраморные тела способны вызывать самые сильные эмоции — от восхищения их идеальностью до отвращения от сложносочиненных намеков. Например, прекрасная женщина с пучком, отвернувшая голову в сторону, с другого ракурса смотрится как жертва насилия со свернутой шеей.

Франческо Альбано. «Воронка». 2014
DR

Франческо Альбано. «Воронка». 2014

Любимый турецкими коллекционерами художник, выпускник Академии изящных искусств в Карраре Фраческо Альбано чаще работает не с мрамором, а с пластиком, полиуретаном и разного рода искусственными материалами. Его интересует человеческое тело. Но не в идеальной стадии божественного создания, а как продукт трансформации, полураспада. Следуя за Пазолини, его фильмом «Сало, или 120 дней Содома», Альбано исследует, что происходит с телом в результате порабощения, превращения его в товар.

Мод Морис. «Античность». 2016
DR

Мод Морис. «Античность». 2016

Француженка, соединившая такие известные жанры, как пейзаж и натюрморт, предлагает свой взгляд на древности и руины. Ее полуабстрактные композиции сочетают в себе и неореализм современности, и античность, переданную с фотографической точностью. Морис разворачивает панораму на 360 градусов, где будущее встречается с прошлым, а зритель сам определяет свое место во времени.

Жангер Фуртун. «Аплодисменты». 2010
DR

Жангер Фуртун. «Аплодисменты». 2010

Классик турецкого современного искусства, художница Жангер Фуртун, строит миры из керамики. «Все мои объекты рассказывают мою историю. Все они отражают мою жизнь», — сказала Жангер Фуртун на открытии ретроспективы, которая недавно прошла в стамбульском музее современного искусства Arter, cозданом фондом семьи Коч.

Фуртун стала одной из первых использовать керамику как средство выражения своих идей, отказавшись от ее традиционной функциональности. В каждой ее работе есть связь с корнями, с национальной почвой — это традиционные османские керамические техники, это турецкая глина, это актуальное и хорошо понятное для современного турецкого зрителя высказывание. Так, руки, устремленные вверх, могут быть и знаком массового приветствия, одобрения,  восторга и столь же страстной мольбой о помощи.

Марион Вербум. Tectonie. 2021
DR

Марион Вербум. Tectonie. 2021

Стипендиант фонда поддержки ремесел Нermes, Марион Вербум, называет себя строителем. Ее колонны, установленные на мраморном камне, чебеке, на женской половине хамама — смесь элементов античности, средневековья, сакральных строений разных эпох и народов. Кто-то видит детали, позаимствованные из мегалитов, кто-то — из египетских пирамид, кто-то — из средневековых соборов Европы. Для кого-то ее колонны — прекрасные кариатиды, что держат на своих плечах современный мир, для кого-то — столпы для жертвоприношений и подвигов мучеников. Они работают и вместе, и по отдельности. И издали, как объекты в пустыне, и при детальном рассмотрении.

Лара Огел. «Асаротон». 2022-2023
DR

Лара Огел. «Асаротон». 2022-2023

Специально созданный для выставки в хамаме «Асаратон» своим названием отсылает к жанру римской мозаики, изображающей с помощью обманки, trompe-l'œil, остатки богатого пиршества, брошенные на пол. У Огел эти объедки и огрызки — как минимум отсылка к золоту Трои и другим богатствам, спрятанным буквально под ногами, например под полом хамама.

Ахмет Догу Ипек. «Сохраненный». 2023
DR

Ахмет Догу Ипек. «Сохраненный». 2023

Тему уничтожения природы, исчезновения естественного ландшафта турецкий художник Ахмет Догу Ипек разрабатывает несколько лет. На выставку в стамбульском музее Аrter он привез два булыжника из Анатолии весом в тонну с лишним каждый. Камни для него индивидуальны и неповторимы, как человеческие лица со своими отметинами, складками и морщинами. В Стамбуле, городе, который расширяется во все стороны, застраивая и культурные, и природные ландшафты, большие натуральные валуны становятся редкостью. В хамаме Ахмет Догу Ипек выставил портреты таких камней, уходящих героев природной подлинности.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+