Символ чистоты и искусства: зачем в Стамбуле открыли выставку в хамаме
На выходе из Зейрек Чинили хамама — здания, чье авторство приписывается знаменитому османскому архитектору Синану, датированного 1530-ми годами, — каждого приглашенного на открытие одаривают куском оливкового мыла. Прозрачный намек на ближайшее будущее, которое ждет исторический памятник. Здание, построенное по заказу адмирала османского флота Барбароссы Хайреддин-паши, по роскоши отделки не уступало дворцам. Турецкое «чинил» в названии хамама означает изразец, а Зейрек — название района в историческом центре Стамбула, внесенного в список культурного наследия ЮНЕСКО.
В османской культуре хамамы возникли как пристройки к мечетям, поскольку в исламе чистота тела имеет сакральное значение. Используя римско-византийский банный опыт Контантинополя, османы украшали хамамы подобно дворцам. В XVI веке главный османский архитектор и инженер Синан, строивший для трех султанов, начиная с Сулеймана Великолепного, без устали возводил мечети, дворцы, мавзолеи, моты, акведуки и хамамы. Среди почти 400 его построек около 50 хамамов — частных и общего пользования.
13 лет назад Зейрек Чинили хамам, ранний памятник работы Синана, выкупила частная турецкая компания, владеющая сетью отелей от Нью-Йорка до Стамбула, Marmara Group. Как рассказывает представитель третьего поколения семьи владельцев, член совета директоров Marmara Group, Коза Гурели-Язган, изначальной целью покупки было отреставрировать и перезапустить хамам. Подобный опыт у Marmara Group уже был. Так, в 2001 году компания выкупила и реконструировала другой исторический памятник — дворец на Босфоре 1875 года постройки архитектора Саркиса Бальяна, приспособив здание для проведения разного рода мероприятий.
Однако хамам дался не так просто. Говорящее изразцовое название оказалось не просто фигурой речи. Под слоями штукатурки и мрамора в процессе реконструкции было обнаружено больше 3000 фрагментов оригинальных изразцов времен Синана. Перед началом работ считалось, что все первоначальное убранство хамама утрачено: в XVIII-XIX веках старинные изразцы активно распродавались европейским туристам. Сегодня украшения из Зейрек Чинили хамама хранятся в Лувре, в Эшмоленаском музее Охфорда, Музее декоративного искусства Парижа, Музее изящных искусств Лиона, лондонском Музее Виктории и Альберта и в ряде музеев Стамбула.
Добиваться реституции, бороться с колониальным подходом владельцы Marmara Group, как заявила Коза Язган, не планируют. Но считают своим достижением тот факт, что в Музее Виктории и Альберта после многолетней переписки изменили этикетку изразцов из Зейрек Чинили хамама. Прежде было написало «происхождение неизвестно», а после вмешательства Козы и ее команды на этикетке указан стамбульский хамам.
Но находки и открытия не ограничились изразцами. Оказалось, что османский хамам не только создан из камней разрушенных древнегреческих зданий, но и стоит на цистерне — подземном византийском водохранилище. Вода в водохранилище поступает из колодца 20-метровой глубины. Чтобы раскопать его, цистерну и очистить фундаменты, пришлось выкупить соседние к хамаму земельные участки, согласовать план археологических раскопок и реставрации. «Проект начинала моя мама, Бике Гурсель, — рассказывает Коза Язган. — По плану мы должны были открыть отреставрированный хамам через три года. Но процесс все продолжался и продолжался. Мама не выдержала и передала проект мне».
Раскопки, длившиеся почти 10 лет, принесли находки от V до XX века нашей эры. Так, открылись рисунки, процарапанные на стенах цистерны с изображением кораблей. Они были скрыты как минимум 500 лет. Историки и археологи пока не пришли к единому мнению, как они появились на стенах. Вероятнее всего их оставили пленники Барбароссы Хайреддин-паши, который использовал при строительстве хамама рабский труд. Так или иначе на стенах изображены европейские парусники, а не османские корабли того времени.
Все раскопки и исследования оплачивают владельцы. «Каждая новая находка открывала новый слой исследований, а тот, в свою очередь, требовал отдельного решения, — рассказывает Коза Язган. — Изначально мы не планировали устраивать специальной экспозиции, посвященной истории хамама. На находки археологов буквально вынудили нас к этому». По закону все найденное археологами — в собственности государства. В специально обустроенном музее эти экспонаты выставлены в витринах. «Мы арендуем их на три года», — рассказывает Коза Язган.
Сумму вложений в проект Marmara Group не раскрывает. Предпринимательница говорит, что у ее семьи не было сомнений в целесообразности таких трат. «Мы все понимали, что значение открывшегося культурного наследия ценнее денег», — говорит предпринимательница.
Коза — наследная принцесса нескольких семейных бизнесов, каждый из которых так или иначе связан с искусством. По материнской линии она наследница отельеров Marmara Group. По отцовской — империи выставок и ивентов, которая уже 18 лет проводит ярмарку современного искусства Contemporary Istanbul, где у всех членов семьи есть своя роль. Бизнесмен Али Гурели, отец Козы, — владелец и президент ярмарки, его жена Рабия — совладелец и вице-президент. Коза Гурели-Язган до недавнего времени отвечала за развитие бренда Contemporary Istanbul.
Летом и осенью прошлого года в хамаме прошла выставка в рамках Стамбульской биеннале современного искусства, продемонстрировав, насколько пространство старинного храма идеально подходит для экспонирования искусства. «По сути, хамамы в старину служили тем же целям, что и музеи сейчас: они были местом отдыха, общения, исцеления, наслаждения», — объясняет Коза Язган. Поэтому ее решением было: прежде чем хамам снова станет хамамом с разделением на мужскую и женскую часть, какое-то время он предстанет для публики во всей своей исторической красоте в дуэте с современным искусством.
Международный проект «Врачующие руины», разместившийся на мужской и на женской половинах хамама, посвящен современному пониманию телесности, гендера, феминизма, роли традиции и влиянию культурных кодов в современном мире. В нем участвуют 22 художника из разных стран мира. 12 из них создали произведения специально для Зейрек Чинили хамама.