«Фабрика полного цикла»: как Нижний Новгород стал центром современного искусства
Помимо 80 галерейных стендов, на 11-й ярмарке Cosmoscow представлена обширная некоммерческая программа. Проект «Все исчезнет» нижегородского художника, куратора, основателя и директора студии «Тихая» Артема Филатова — графические работы, выполненные зеленкой. Впервые работы в этой технике были показаны на Cosmoscow в 2017 году галереей Artwin, тогда же Филатов стал лауреатом премии для молодых художников. «Когда проект увидели два опытных художника, они рассмеялись и сказали, что изображение быстро выцветет. Я пытался возражать, но в итоге так и получилось. Переосмыслению этой ошибки я посвятил новый проект», — говорит Артем.
Первую работу новой серии «Все исчезнет» художник создал в прошлом году. Она была полностью нарисована зеленкой и вложена в специальную папку, а увидеть ее мог только купивший работу. По словам Артема Филатова, зрители реагировали по-разному. Одним это решение казалось спорным, так как произведение неизбежно ждала смерть. Другим идея пришлась по душе своей быстротечностью.
Для Cosmoscow Филатов продолжил историю с зеленкой. Тонкие папки с графикой он поместил в специально сконструированные замысловатые скульптуры-хранилища, у каждой из которых есть свое название. «Долгий ящик», «В урну» и «Ящик позора». «Теперь идея исчезновения осознанно заложена в работу. Как художник я пытаюсь этому сопротивляться, но не могу дать стопроцентной гарантии», — комментирует Филатов.
Воспевание уходящей натуры: особенности нижегородского стрит-арта
Современное искусство Нижнего Новгорода многим обязано стрит-арту. Яркое доказательство — стенд Нижегородской области «Региона года» на ярмарке blazar. Все 10 представленных авторов либо сформировались под воздействием уличных художественных практик, либо продолжают ими заниматься. Даже студийные произведения, будь то деревянные доски Никиты Этогде с выжженными изображениями покосившихся ветхих домишек или окна Льва Кайса с нарисованными призраками, так или иначе ведут диалог с улицей.
В книге «Краткая история нижегородского уличного искусства», выпущенной издательством музея «Гараж», Артем Филатов и куратор студии «Тихая» Алиса Савицкая пишут, что стрит-арт появился в Нижнем примерно во второй половине 1990-х годов. Его возникновение связано с развитием хип-хоп культуры. Более самобытным стрит-арт стал ближе к 2000-м: когда доступные поверхности закончились, в дело пошли фасады руинированной деревянной застройки, которые требовали большей изобретательности. Художники начали обыгрывать особенности фактуры полуразрушенных исторических зданий не громкими и провокационными надписями, а поэтическими образами. Тяготение к работе с деревом, символы растительного и животного мира, потусторонняя тематика — наследие уличных практик и сегодня прослеживается в работах современных нижегородских художников.
Уличное искусство обретает дом
В 2017 году работы Артема Филатова на Cosmoscow отметили появление интереса к изучению нижегородского стрит-арта. Крупные галеристы и кураторы начали обращать внимание на творчество уличных художников, а те начали экспериментировать с новыми художественными практиками, в том числе с тиражной печатью, которая требовала помещений и оборудования.
С 2015 году в нескольких шагах от нижегородского кремля работает мастерская «Тихая», созданная Филатовым. «Свою первую мастерскую я затопил, элементарно забыв закрутить кран, после чего нас попросили съехать. Когда я попробовал заниматься шелкографией дома, то понял, что ни к чему, кроме страшного бедлама, это привести не может. Поэтому когда представилась возможность переехать на улицу Ульянова (бывшую Тихую), я с радостью согласился», — вспоминает Филатов.
Сначала в распоряжении Филатова и его единомышленников оказалось несколько помещений в подвале и на первом этаже полузаселенного жилого дома. «Было понятно, что на одном искусстве прожить нельзя, поэтому выбор пал на помещения, в которых можно обустроить печатные мастерские, чтобы заниматься не только своим творчеством, но и печатать, например, футболки». В 2016 году в здании освободилось еще несколько помещений, «Тихая» начала расширяться.
«Студия — это фабрика по производству искусства полного цикла»
Состав постоянных художников-резидентов студии сложился примерно к 2020 году, тогда же началась работа по обустройству нового дома — отдельного здания в том же дворе рядом с площадью Минина, реконструкция которого завершилась в 2022 году. Мастерская превратилась в студию: к художникам присоединилась команда менеджеров, директор по развитию, куратор, хранитель.
Юридически студия существует в формате автономной некоммерческой организации. Основатели «Тихой» подчеркивают, что финансовая составляющая не первоочередная для проекта. Большую часть бюджета «Тихой» составляют гранты. Например, грант на комплектацию архива современного искусства от музея «Гараж». Еще есть один крупный грант от «Центра 800», созданного в 2021 году для подготовки празднования 800-летия Нижнего Новгорода, он поддерживает местные культурные инициативы.
«Сегодня примерно 40% средств — это выручка от продажи билетов, экскурсий, каталогов. Кроме того, художники продают свои работы и добровольно жертвуют их в пользу студии», — говорит Артем Филатов. Как директор «Тихой», он ежегодно делает финансовый отчет, который представляет команде.
Объясняя выбор формата, Артем Филатов подчеркивает, что студия не галерея, ориентированная на коммерческие продажи, и не общественное экспозиционное пространство. В «Тихую» не может прийти любой художник и снять помещение под выставку. Зрители могут попасть только по предварительной записи. «Студия — это камерное профессиональное сообщество с домашней атмосферой. Это фабрика по производству искусства полного цикла, от идеи до воплощения», — говорит Филатов.
Сотрудничество как принцип работы
Помимо постоянных художников-резидентов, в студии работают гостевые художники. Они пользуются всеми техническими благами, но не имеют права голоса при решении стратегически важных вопросов. В 2023 году «Тихая» присоединилась к местной экосистеме арт-резиденций, запущенной правительством Нижегородской области и «Центром 800». На третьем этаже студии оборудовано пространство, в котором по месяцу могут жить и работать художники из других городов. Часть работ, которые создают художники во время резиденции, потом отправляются на аукцион, а вырученные средства идут на поддержку следующих участников. Изначально художникам-гостям «Тихой» не ставят условий, предпочитая общение и обмен опытом.
В программе резиденций «Тихой» также участвуют галереи FUTURO и «9Б», центр современного искусства Terminal A, студия dreamlaser и арт-резиденция «Выкса». Вместе с ГЦСИ «Арсенал» и пространством ЦЕХ* они составляют список ключевых игроков местной арт-сцены. «Мы стараемся не замыкаться на самих себе, взаимодействовать с коллегами. Сегодня только сотрудничество дает шанс выжить. Ни о какой конкуренции речи идти не может. Сейчас стоит вопрос выживания всей системы, где падение одного игрока — это падение всех», — говорит Артем Филатов.
В «Тихой» думают о будущем. Если резиденции — это направление, которое развивают многие институции, то в деле создания архива современного искусства, который подключен к сети RAAN, студия стала настоящим первопроходцем.
«Без ложной скромности: в Нижнем единственный архив современного искусства — это наша студия. Но я надеюсь, что коллеги будут за нами подтягиваться», — говорит Артем Филатов. Для истории здесь сохраняют все, от эскизов и блокнотов до, казалось бы, самых незначительных вещей, ценность которых может быть выявлена только в будущем.