К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Искусство самопрезентации: как научиться рассказывать о себе в любой ситуации

Фото Ben Moreland / Unsplash
Фото Ben Moreland / Unsplash
Пример сооснователей Google показывает, что иногда, чтобы произвести нужное впечатление, достаточно всего 11 слов. Forbes Life разобрался, как правильно преподнести себя во время переговоров и на собеседовании и почему в любых ситуациях действуют одни и те же принципы

Самопрезентация — это навык управления впечатлением другого человека о себе. Впервые это понятие было сформулировано Ирвингом Гофманом в 1959 году в его работе «Представление себя другим в повседневной жизни». Однако о собственном имидже люди начали заботиться еще с давних времен. Вокруг фараонов намеренно создавался образ правителей божественного происхождения, а философы Платон, Аристотель и Сократ рассматривали проблему имиджа в своих работах. 

Современные исследования показывают: человек, который умеет презентовать себя, быстрее достигает поставленных целей в разных сферах — заводит полезные знакомства, движется по карьерной лестнице и получает другие привилегии.

Почему не все умеют презентовать себя

Основной способ приобрести умение подать себя еще со школьных лет — проектное обучение (англ. project-based learning). Это образовательный подход, в котором школьники или студенты самостоятельно решают определенную проблему или задачу путем создания собственного продукта. Принципами проектного обучения руководствуются в западной образовательной традиции. Исследования показывают, что проектное обучение повышает вовлеченность и интерес школьников к учебе, позволяет глубоко разобраться в проблеме и лучше запомнить материал.

 

В России проектное обучение не слишком распространено. Валерий Лазарев, академик Российской академии образования и директор Института инновационной деятельности в образовании, пишет, что чаще всего презентация навыков и умений среди учащихся сводится к пересказу прочитанного и написанию рефератов: «Приходится констатировать, что многие из тех, кто выкладывает сообщения в интернете об опыте проектной деятельности учащихся, слабо понимают, что такое проект и проектная деятельность. Вдобавок не каждый преподаватель способен полноценно оценить навыки самопрезентации ученика и дать корректную обратную связь. А еще уделить время каждому учащемуся, ведь полноценный проект отнимает существенное количество времени у всех участников. Можно упомянуть и то, что не все учителя и родители поддерживают проектное обучение: зачем что-то придумывать, если «раньше все так учились, и все нормально было». 

В результате с необходимостью развития навыков самопрезентации многие выпускники впервые сталкиваются при поиске работы: составляя резюме, сопроводительное письмо или готовясь к собеседованию.

 

Правила и ошибки самопрезентации  

Навык самопрезентации играет важную роль в карьере и бизнесе. Человек способен создать имидж, помогающий знакомиться с нужными людьми, выгодно демонстрировать свои опыт, знания и навыки, убеждать, формировать к себе доверие и даже зарабатывать в разы больше. В результате ему будет проще:

— найти работу по душе, защитить проект, быстрее добиться повышения;

— договориться о сотрудничестве с перспективным заказчиком или партнером;

 

— найти инвестора для своего проекта.

Согласно исследованиям, у человека есть всего семь секунд, чтобы произвести первое впечатление при знакомстве. Наталья Корягина в книге «Самопрезентация и убеждающая коммуникация» указывает, что информация, полученная в первые 15 секунд знакомства, влияет на все последующее общение, даже если человек еще ничего не сказал. 

В стартап-среде широкую известность получил метод elevator pitch — «презентации для лифта» (англ. elevator pitch). Существует несколько версий его происхождения. По одной из них, в 1990-х годах, когда главным редактором Vanity Fair была Тина Браун, редактор Майкл Карузо, чтобы рассказать ей о своих идеях тем для публикаций, заскакивал с ней в лифт и за четыре пролета презентовал будущую статью на 15 000 знаков. По другой версии, этим методом донесения своих идей до нужного человека представители бизнеса в США придумали пользоваться еще в начале XX века — с появлением небоскребов. За столетие метод хорошо зарекомендовал себя, его практикуют многие предприниматели — уже вне лифтов. Венчурному инвестору Джону Дору запомнился питч, сделанный в 1999 году тогда еще студентами Стэнфорда, а затем сооснователями Google Ларри Пейджем и Сергеем Брином. Их презентация состояла из 17 слайдов, но инвесторы были «сражены» после первых 11, тщательно подобранных слов, пишет Дор в своей книге «Измеряйте самое важное». 

Чтобы представить себя на месте журналиста, презентующего идею для статьи, или стартапера, находящегося в поисках инвестора, попробуйте уместить факты о себе в сообщение длительностью от 30 до 60 секунд — считается, что примерно столько в среднем движется кабина лифта. Что касается структуры рассказы, то она сводится к трем простым пунктам: кто вы, что вы делаете и чем вы можете быть полезны вашему собеседнику. Это справедливо и для рассказа и о себе, и о своем бизнесе. Питч стоит приготовить заранее, отрепетировать и всегда держать в голове — так вы будете готовы презентовать себя в любой момент.

Чтобы произвести хорошее впечатление в ходе самой самопрезентации, стоит придерживаться следующих правил:

 

— Используйте корректные невербальные знаки. Постарайтесь установить зрительный контакт, в меру использовать жесты и улыбаться. Особое внимание этому стоит уделять на онлайн-встречах.  

— Следите за речью. Выражайте свои мысли четко и ясно. Речь должна быть грамотной, без большого количества слов-паразитов, междометий и посторонних звуков. 

— Проявите интерес к собеседнику. Задайте вопросы о его профессиональной деятельности, проектах, планах и так далее. Это поможет создать доверительную атмосферу, а также узнать новую, полезную для вас информацию.

— Спросите о дальнейших шагах. В конце разговора постарайтесь мотивировать собеседника иметь с вами дело — скажите еще пару слов о том, почему с вами стоит сотрудничать. Спросите, когда ждать звонка, планируется ли новая встреча. 

 

Испортить впечатление собеседника о вас могут следующие действия:

— Избегание зрительного контакта. Собеседник может принять это за скрытность или неуверенность в себе.

— Отсутствие структуры в речи. Не переходите с темы на тему, держите в голове все, что вам важно сказать. 

— Проявление некомпетентности. Важно показать, что вы эксперт в своей области. Знать все на свете невозможно. Но не стоит отвечать однозначно «Я не знаю» или «Я не могу». Проведите аналогию обсуждаемого с чем-то знакомым или задайте встречный вопрос. 

 

— Игнорирование собеседника, его потребностей и эмоций. Внимательно следите за человеком, с которым ведете диалог: как меняется его лицо и поза во время беседы. Возможно, вы ведете «не в ту сторону», или он хочет вам что-то сказать и ждет паузы.

— Акцент на себе. Повышенный фокус на собственной персоне может раздражать, даже если вы достигли чего-то действительно значимого. Постарайтесь строить повествование вокруг предметной области и разбавлять монолог обращением к собеседнику.

Самопрезентация при трудоустройстве

Один из примеров жизненной ситуации, в которой требуется грамотно презентовать себя, — это поиск работы. Основная задача для многих — «продать» себя будущему работодателю максимально выгодно, и речь не только о зарплате и должности, но и о льготах и бонусах, графике работы и страховке.

Первое, с чем знакомится работодатель, — резюме. Именно оно определяет дальнейший шанс специалиста произвести впечатление на руководителя лично и получить работу. Поэтому до отклика на вакансии позаботьтесь, чтобы информация в резюме была актуальной и содержала измеримые результаты вашей деятельности. 

 

От подготовки к интервью на 50% зависит, пройдете ли вы его, считает Алексей Баранов, Executive Gallup Strengths Coach и CEO в CrewMakers. Он советует, как к нему подготовиться:

— Найдите всю возможную информацию о компании. Ее историю, специфику деятельности, размер рынка, ассортимент, конкурентов. Изучите страницы руководителей и ключевых сотрудников в соцсетях. Так будет проще продемонстрировать на собеседовании заинтересованность в позиции, к тому же это сократит время на погружение в особенности рынка и продукта.

— Подготовьте рассказ о себе. Вспомните метод «презентации для лифта» — будьте кратки. Расскажите об образовании и опыте в релевантных компаниях с фокусом на достижениях, а после перечислите свои сильные стороны и приведите примеры, в чем это проявляется на рабочем месте. 

— Продумайте ответы на вопросы от работодателя. Полезно подготовить и встречные вопросы о вакантной должности и компании.

 

На собеседовании расскажите о себе по заранее подготовленному шаблону. Согласно правилам самопрезентации, важно не просто перечислить свои качества, необходимые работодателю, а показать те выгоды, которые он получит, наняв на работу именно вас, напоминает Алексей Баранов. Уточните, каких результатов ждут от вас как от сотрудника, кто ваши заказчики внутри компании, а кто — исполнители. Узнайте о стратегических и долгосрочных целях компании. Поинтересуйтесь, почему ушел предыдущий работник. 

Самый важный этап собеседования — отработка возражений. Как пишет Наталья Корягина в своей книге «Самопрезентация и убеждающая коммуникация», если у нанимателя не возникло никаких уточняющих вопросов, возражений, замечаний, то, скорее всего, ваша «продажа» не состоялась.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+