К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

От гарема до гардеробной императрицы: как Великий шелковый путь менял культуру

Персидский шелковый ворсовый ковер — шедевр XIX века
Персидский шелковый ворсовый ковер — шедевр XIX века
В Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге с июля по декабрь 2023 года проходит выставка «Кокон традиции», где можно увидеть одежду и предметы из шелка XIX–XX веков, происходящие из региона Центральной Евразии. Она рассказывает о роли шелка в культуре и экономике стран региона, рассматривая его и как символ престижа и эстетический феномен

Роль шелка в истории человеческой цивилизации огромна, а Великий шелковый путь иногда называют «прологом современной экономики». Однако, не весь шелк попадал в Евразию с караванами из Китая, его успешно производили гораздо ближе, например в Иране. «Точно также как в XX веке каждая страна мечтала о том, чтобы стать нефтяной державой, в предыдущие столетия всем хотелось стать шелковой державой», — рассказывает куратор выставки, научный сотрудник отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана Лусинэ Гущян.

Персия — один из ведущих «шелковых» регионов. Шелкопряд попал сюда в IV веке, а с середины XVII века Иран стал крупнейшим центром производства и продажи шелка. В экспозиции представлены три персидских ворсовых шелковых ковра, о которых в музее говорят как о шедеврах. Персидский шерстяной ворсовый ковер — общеизвестный предмет роскоши, но шелковый ковер ценится еще больше, ведь шелковая нить гораздо тоньше шерстяной, и чтобы завязать ворсинки ковра вручную и коротко обрезать их для придания четкости рисунку, требуется ювелирное мастерство и ангельское терпение. 

Большой, переливающийся различными оттенками розового, красного и бордового ковер со сложным анималистическим и растительным орнаментом, относящимся к эпохе Каджарской династии, происходит из гардеробной императрицы Марии Федоровны, о чем говорит оловянная печать с краю, своеобразная инвентарная бирка. Скорее всего, этот ковер из числа так называемых посольских даров, а значит, был изготовлен в дворцовых мастерских шаха, что говорит о его высокой стоимости. Сегодня хорошо сохранившийся персидский антикварный шелковый ковер стоит до $60 000, а аукционные цены на выдающиеся экземпляры доходят до $2,5 млн.

 

В последней четверти XIX века представители иранского шахского двора стали ездить в Европу и, в частности, посещать балетные спектакли. Есть сведения, что шах Насер ад-Дин впервые увидел балет в России, когда приезжал по приглашению Александра II в 1873 году. Шах настолько впечатлился увиденным на сцене, что ввел в своем гареме моду на короткие, длиной до колена, трехслойные юбки типа балетной пачки. Сверху надевалась короткая шелковая курточка. Две таких курточки бело-розового и бело-желтого оттенков можно увидеть на выставке. Как рассказывает Лусинэ Гущян, в коллекции музея имеются и гаремные балетные юбки, но поскольку их шили из хлопковой ткани, то не включили в экспозицию.

Слуцкие пояса своеобразно сочетают в себе традиции востока и запада. Изначально подобные пояса ткались армянскими мастерами в Иране и Османской империи и привозились в Европу армянскими купцами. На волне моды на ориентализм пояса, которые повязывали поверх шляхетского костюма (кунтуша),обрели такую популярность в Речи Посполитой, что князья Радзивиллы решили создать мануфактуру на месте, для чего пригласили армянского мастера Аванеса Маджарянца, изменившего впоследствии имя на Ян Маджарский. Производство называли «Персиарней» по происхождению поясов, а самая известная была в Слуцке, сегодня находящемся на территории Белоруссии, которая считает эти пояса своим культурным наследием. Пояса ткались из шелка с металлической нитью, как правило золотой, и имели двухсторонний орнамент.

 

В России существовали шелкопрядильные производства, работавшие на привозном сырье, но они не имели такого размаха, как мануфактуры, производившие ситец. Крупнейшим шелкоткацким предприятием было Товарищество шелковой мануфактуры в Москве, основанное в 1881 году, выпускавшее ленты, бархат, плюш, фуляр, фай, атлас, парчу, глазет и различные виды мебельных тканей. Спрос на продукцию зависел от состояния экономки страны, шелк был одним из показателей благосостояния. Из представленных вещей российского происхождения обращает на себя внимание шубка из меха зайца «под горностая» и плотного клетчатого шелка, принадлежавшая теркской казачке.

Инструменты для производства шелка, образцы тканей. Иран, конец XIX века

Инструменты для производства шелка, образцы тканей. Иран, конец XIX века

Шахский двор был законодателем вкусов, а придворные дамы, имевшие возможность выходить из дворца, приносили новые веяния в город. В частности, моду на шелковые шаровары и носочки в тон, которые должны были виднеться из-под глухого черного одеяния дамы при ходьбе, указывая на ее статус обеспеченной женщины. Весь ансамбль включал шаровары и носки темно-фиолетового цвета из шелка, черную чадру и белую лицевую занавеску.

Костюм молодой женщины, Мервский оазис. Туркменистан, конец XIX — начало XX века

Костюм молодой женщины, Мервский оазис. Туркменистан, конец XIX — начало XX века

Шелк был общепринятым маркером, указывающим на степень благосостояния семьи. У народов Средней Азии, Кавказа и Северного Кавказа, чьи традиционные женские костюмы представлены на выставке, одежда состоятельной замужней женщины должна была быть полностью шелковой, включая нижнее и верхнее платье, шапочку и головной платок. Мужчины на Кавказе, в отличие от Ирана и Средней Азии, одежду из шелка не носили, шелковым мог быть шнур для оружия, кисточка на конце башлыка или вышивка на кисете.

Нарукавные подвесы к женскому платью. Кабардино-Балкарская АССР, первая половина ХХ века

Нарукавные подвесы к женскому платью. Кабардино-Балкарская АССР, первая половина ХХ века

Вышитые шелком нарукавные подвесы были распространенной деталью традиционного костюма женщин народов Северного Кавказа. Придавали особенную выразительность движениям рук в танце.

Женский халат. Ферганская область, последняя треть XIX века

Женский халат. Ферганская область, последняя треть XIX века

«Точно также как в XX веке каждая страна мечтала о том, чтобы стать нефтяной державой, в предыдущие столетия всем хотелось стать шелковой державой», — рассказывает куратор выставки, научный сотрудник отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана Лусинэ Гущян.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+