Пустующие красные дорожки: как прошло открытие 80-го Венецианского кинофестиваля
В этом году фестивали наконец-то должны были расправить крылья — индустрия оправилась от пандемии, выпуская огромное количество новых проектов, поэтому недостатка ярких премьер среди смотров не предвиделось. Однако Голливуд продолжает лихорадить, а вместе с ним, как это обычно и бывает, и весь остальной мир, поэтому теперь, кажется, каждый год смотры будут ожидать новые проблемы и непростые решения.
Венеция стала первым кинофестивалем, который проходит на фоне крупнейшей за 60 лет забастовки сценаристов и актеров Голливуда. Гильдия актеров ушла на забастовку за неделю до объявления венецианской программы, и прогнозы были паническими. Венеция — традиционная площадка для запуска осеннего наградного сезона, конечной точкой которого становится «Оскар». Некоторые эксперты предположили, что студии не захотят тратить деньги и везти проекты в Италию, когда им невозможно обеспечить нормальный маркетинг, ведь актерам запрещено заниматься продвижением фильмов во время забастовки. Однако их прогноз не оправдался. Художественный руководитель фестиваля Альберто Барбера назвал потери Венеции «скромными». Она лишилась всего одного проекта, зато какого — «Претендентов» Луки Гуаданьино с Зендеей, Майком Фейстом и Джошем О’Коннором. Студия Amazon решила отложить премьеру до апреля 2024 года.
Но фестиваль не ограничивается одними кинопоказами — важную часть смотра составляют красные дорожки, и их главным украшением обычно становятся мировые знаменитости, которых в этом году будет явно меньше, чем обычно. Разрешение представлять свои проекты получили только актеры независимых фильмов, созданных без участия голливудских студий. Так, на фестивале ожидают Адама Драйвера из «Феррари» Майкла Манна, Джессику Честейн из «Памяти» Мишеля Франко, Калеба Лэндри Джонса, сыгравшего в «Догмене» Люка Бессона, и Мадса Миккельсена, который представит фильм «Меч короля» датского режиссера Николая Арселя. Не стоит забывать и про режиссеров — на Лидо могут приехать Дэвид Финчер, София Коппола, Ава Дюверней, Майкл Манн, Йоргос Лантимос и Вуди Аллен. В то же время Брэдли Купер, хоть и выступил в фильме «Маэстро» не только как актер, но и как режиссер, не приедет на Лидо в качестве жеста поддержки Гильдии актеров.
Судьбу главных призов смотра в этом году будет решать жюри во главе с американским режиссером Дэмьеном Шазеллом, которому несколько раз выпадала честь открывать фестиваль — с фильмом «Ла-Ла Ленд» в 2016 году и «Человеком на Луне» в 2018 году. Также в жюри вошла американский документалист и победительница прошлогоднего фестиваля Лора Пойтрас, режиссеры Мартин Макдона, Мия Хансен-Лев, Сантьяго Митре и Джейн Кэмпион, палестинский актер Салех Бакри, итальянский режиссер, актер и сценарист Габриэле Майнетти и тайваньская актриса Шу Ци.
Во время пресс-конференции жюри Шазелл, Пойтрас и Макдона сидели в футболках в поддержку Гильдии сценаристов. «Я думаю, нам нужно напомнить, что борьба продолжается, и в результате многие люди, которые иначе бы с удовольствием приехали сюда, не могут быть здесь. Очевидно, что это трудные времена для Голливуда, как для работающих сценаристов и актеров, так и для съемочных групп. Ситуация в мире повлияла на всех, и я хотел найти способ напомнить об этом, в то время как мы здесь отмечаем праздник кино», — подчеркнул председатель жюри.
Вместо «Претендентов» Луки Гуаданьино фестиваль открыл другой фильм итальянского режиссера — «Команданте» Эдоардо Де Анджелиса. Он уже приезжал в Венецию в 2018 году с фильмом «Порок надежды», участвовавшим в параллельной программе «Авторские дни». Международной аудитории неаполитанец может быть известен по экранизации книги Элены Ферранте «Лживая взрослая жизнь», который вышел на Netflix в прошлом году.
Фильм «Команданте» основан на реальных событиях и рассказывает об итальянском офицере времен Второй мировой войны, подводнике и командире подводной лодки Comandante Cappellini Сальваторе Тодаро (Пьерфранческо Фавино). В октябре 1940 года Cappellini потопила нейтральное судно бельгийцев, перевозившее запчасти для британских военных самолетов. По приказу Тодаро шлюпку с 26 выжившими бельгийцами нужно было отбуксировать в ближайший нейтральный порт. Для этого подводному судну пришлось держаться поверхности, что делало его видимым для вражеских кораблей.
Оказывается, военными драмами увлекается не только российский кинематограф, но и зарубежные cтудии, со все большим увлечением снимающие фильмы про различные вооруженные конфликты. Так, можно вспомнить «Двойную петлю» о Корейской войне, норвежский фильм «Военный моряк» о Первой мировой войне и оскароносную немецкую экранизацию «На западном фронте без перемен». Фильм по одноименному произведению Эриха Марии Ремарка показал, что национальный кинематограф при наличии хорошего бюджета, талантливого режиссера и опытных продюсеров может быть качественным и успешным на международном уровне. К сожалению, итальянский «Команданте» — не тот случай.
Фильм Де Анджелиса старомодный в плохом смысле этого слова. Благородное спасение бельгийцев произойдет только в третьем акте картины. Реальный исторический эпизод, хоть и красивый, на то и эпизод, что в драматургическом смысле на целый фильм его явно не хватает. Поэтому все остальное экранное время занято барочными изображениями из мирной жизни команданте, громкими речами о храбрости итальянских солдат и подвигами рядовых.
Эти сцены сопровождаются вездесущим патетическим закадровым голосом, постоянно напоминающим зрителям об ужасах войны и сыплющим банальностями о мыслях девушек, в последний раз «касающихся» солдат, которые вскоре «исчезнут в пасти металлического монстра». Де Анджелис настолько влюблен в собственный сценарий (написанный совместно с Сандро Веронези), что не может оставить его ни на минуту — ему нужно постоянно объяснять, рассказывать, размышлять. Режиссер совсем позабыл, что мы смотрим кино, а не читаем бульварный роман.
«Команданте» также отказывается решать главную этическую коллизию фильма. Во Вторую мировую войну итальянцы под управлением Бенито Муссолини сражались на стороне гитлеровской Германии, поэтому нам рассказывают о подвиге людей, которые оказались, как выражаются американцы, на «неправильной стороне истории». Всю дорогу сам команданте оправдывается тем, что он «человек моря», и неважно, кто на какой стороне сражается, ведь все мы люди. Однако объясняет Тодаро свой подвиг тем, что он итальянец.
Получается, что фильм не говорит об общечеловеческих ценностях, а восхваляет итальянскую нацию: изрядная часть авторских отступлений касается Италии, того, какая она странная, непонятная, но благородная и непотопляемая. Подобный националистический пафос, особенно учитывая события, при которых происходит действие фильма, явно неуместен и во многом комичен.
Решение Венеции показать «Команданте» вместо выпавших из программы «Претендентов» понятно: это напичканное национальной гордостью кино, которое явно снимали с прицелом на международную аудиторию. Однако премьера на таком крупном фестивале может не пойти фильму на пользу. Если итальянские зрители еще могли бы отнестись к «Команданте» со снисхождением, то иностранные критики вряд ли способны на такие сантименты. Используя терминологию «людей моря», работой Де Анджелиса быстро залатали дыры. Но фестиваль только начинает свое плавание, впереди у него еще десять дней и множество ожидаемых и ярких фильмов, поэтому итальянский режиссер пойдет на дно в гордом одиночестве.