К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Экоофисы: как зеленые практики приходят в рабочие пространства

Фото Unsplash
Фото Unsplash
Запрос на экоофисы в мире растет после пандемии — за время вынужденных ограничений люди стали чаще руководствоваться принципами бережного потребления и от своих работодателей ожидают того же, показало международное исследование. Forbes Life изучил, что представляет собой практика зеленых и какие есть способы реализовать ее в российских реалиях

Международное исследование компании Essity, в ходе которого было опрошено 14 000 человек из Европы и США, показало , что 83% работников хотели бы, чтобы их офис стал более экологичным. Половина респондентов отметили, что за время работы из дома в ходе пандемии они стали больше заботиться об окружающей среде. При поиске нового места работы для 77% опрошенных из США в приоритете, следует ли компания принципам устойчивого развития. При этом 58% считают офисы своих компаний «позорно» неэкологичными. Если сопоставить эти два факта, становится ясно, что создание зеленых офисов является важным условием для привлечения и удержания сотрудников, заключают исследователи. 

Представляя обычное офисное пространство, сложно не вспоминать атмосферу, в которой работали сотрудники культового сериала «Офис»: изобилие одноразовых пластиковых стаканчиков и выброшенной бумаги, отсутствие растений и любовь работников к праздничным украшениям и подарочным упаковкам, производство и транспортировка которых, по подсчетам экологов, достигает 5,5% годового углеродного следа. Зеленые же офисы, по своей задумке, полная противоположность этой реальности, которая строится не только на идеях осознанного потребления и заботы об окружающей среде, но и на стремлении к улучшению условий для работы. 

«Экоофис — это концепция офисного пространства, которая применяет зеленые и устойчивые практики для минимизации отрицательного воздействия на окружающую среду и создания благоприятной и здоровой рабочей среды для сотрудников, — объясняет смысл этой практики Екатерина Кузнецова, руководитель Green Office Club и создатель системы рейтинговой оценки для зеленых офисов и зданий EGBS. — Экоофисы полезны не только с экологической точки зрения, но и для здоровья и благополучия сотрудников. Они создают комфортные условия работы, улучшают качество воздуха, снижают уровень стресса и повышают продуктивность». Помимо этого, отмечает Кузнецова, экоофисы также могут способствовать укреплению репутации компании, привлекать новых сотрудников и клиентов, а также сэкономить на эксплуатационных расходах благодаря эффективному использованию энергии и ресурсов. 

 

Организация зеленого офиса вместо обычного несет в себе несколько преимуществ, одно из которых — энергоэффективность, то есть стремление к снижению энергопотребления. Это достигается с помощью применения энергосберегающего освещения, изоляции здания, малозатратных систем отопления и кондиционирования воздуха, использования возобновляемых источников энергии, а в некоторых случаях, в том числе и в российских условиях, возможны солнечные панели и системы тепловых насосов. Другой плюс — в минимизации вреда природе, поскольку при строительстве и отделке экоофисов используются экологически безопасные материалы, которые не содержат опасных или токсичных веществ — например,  вторсырье, волокнистые плиты из устойчивого лесного хозяйства, низкотоксичные краски и клей.

Екатерина Кузнецова приводит пять аспектов, которые учитываются при создании экоофисов:

 

— Экологизация закупок и управление отходами: экоофисы осуществляют разделение и переработку отходов, снижают использование одноразовых материалов и стимулируют сотрудников к участию в переработке. Стоит помнить: перед тем как перейти к этапу разделения отходов, необходимо максимально закупать то, что пригодно к переработке на территории присутствия офиса.

— Зеленые насаждения и биофильный дизайн — концепция в архитектуре и дизайне интерьера, которая основывается на любви ко всему живому. Наличие растений в офисном пространстве создает благоприятную атмосферу и повышает качество воздуха. Экоофисы могут иметь внутренние сады, зеленые стены или настольные растения, которые помогают снизить уровень стресса сотрудников и повысить их продуктивность.

— Водоэффективность: экоофисы максимально эффективно используют воду, снижая ее потребление. Для этого применяются технологии сбора и повторного использования дождевой воды, установка эффективных систем сантехники и оснащение офиса оборудованием для экономии воды.

 

— Осведомленность и обучение коллектива: важно заниматься просвещением сотрудников относительно экологических практик, особенно в отношении энергосбережения, сортировки отходов и устойчивых привычек, чтобы они вносили свой вклад в экологические инициативы офиса.

— Мониторинг, то есть введение учета потребления ресурсов и состояния среды в офисе по показателям СО2, влажности, температуры.

Хороший пример заразителен 

Реализация таких пространств может выглядеть по-разному: один из ярких примеров — офисное здание One Angel Square в британском Манчестере. Забота об экологии играла ключевую роль еще на этапе его проектирования: за счет уникальной системы вентиляции, в которой воздух подается через подземные трубы, здание не нуждается в дорогостоящих системах кондиционирования, а комбинированная теплоэнергетическая система, работающая на рапсовом масле, вырабатывает всю необходимую офисам электроэнергию.

One Angel Square (Фото DR)

Похожий проект был реализован в Амстердаме — им стало здание The Edge, где расположен офис международной консалтинговой компании Deloitte. Его южная часть, спроектированная специалистами британского бюро дизайна PLP Architecture, состоит из напоминающих окна солнечных панелей, благодаря которым здание способно самостоятельно вырабатывать электроэнергию. Архитектура The Edge также позволяет собирать дождевую воду, которая затем обеспечивает работу туалетов и используется для полива растений. 

Согласно исследованиям, создание экоофиса редко обходится дороже, чем традиционного, к тому же по мере использования траты на его содержание будут существенно ниже — главным образом за счет более долговечных материалов, а также сокращения объема потребления энергоресурсов. Наконец, такие офисы нередко могут продаваться по более выгодной цене, обеспечивая дополнительную возможность заработка их владельцам. Исследователи также подтверждают, что зеленые офисы положительно влияют на самочувствие сотрудников — они ощущают себя счастливее и становятся более продуктивными. 

 
Внутри здания The Edge (Фото DR)

С чего начать и о чем не стоит забывать 

По словам Сильвии Гомановой, доцента кафедры ЮНЕСКО «Зеленая химия для устойчивого развития» РХТУ им. Д. И. Менделеева, идея экоофиса в России начала набирать популярность как минимум с 2014 года. «Можно сказать, что данный формат является уже устоявшимся и востребованным в российской реальности. В профессиональной среде принято доверять приставке «эко» в случае подтверждения определенными сертификатами, так как с ростом популярности терминов «зеленый» и «экологичный» происходит масса подмен, где-то хорошо спланированных маркетологами, а где-то — от незнания, — объясняет Гоманова. — Также стимулирующим фактором развития в последние годы стала популяризация ESG-повестки в глобальном масштабе. Отсутствие сертификации может стать камнем преткновения, особенно если компания заявляет о своих инициативах в области устойчивого развития, а подтвердить их не может».

Ценность экологического подхода, по словам Гомановой, выражается в людях и работе с ними, так как в общем и целом сама концепция — для людей и про людей и их здоровье, которое не может не влиять на продуктивность, а также про окружающую среду, от которой зависит благосостояние. «Есть немало кейсов, когда именно заинтересованные сотрудники привносят в компанию идеи экологизации. Далее есть два варианта — следовать системному подходу и получить реальный экономический эффект от реализации концепции либо оставить на уровне внутриофисной инициативы. В первом — это экономические и репутационные выгоды для компании, во втором — позитивный локальный опыт», — говорит доцент.

Для создания экоофиса подходят две стратегии — либо через уже функционирующее помещение, либо через строительство нового здания с нуля. «Если пространство уже есть, то желательно обратиться к специалистам для проведения аудита и определения возможных изменений. Можно проштудировать стандарты и начать экологизацию самостоятельно, но это не всегда может быть эффективным и правильно реализованным. Если же здание строится с нуля, то начинать лучше с инженерных систем», — предупреждает Гоманова, напоминая: иногда сотрудники неохотно воспринимают экоидеи и предложения из-за того, что они нарушают их привычки или же они не совсем понимают смысла нововведений — сгладить возможные конфликты может экопросвещение и обучение, например семинары, образовательные буклеты, обучающие собрания.

По словам Екатерины Кузнецовой, создание эколого ориентированного сообщества через офисы помогает компаниям упростить внедрение ESG-концепции в других процессах компании.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+