К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Идолы и глашатаи: как работает современное искусство в ландшафте Забайкалья

«Дракон» Даши Намдакова в ленд-арт-парке «Тужи» (Фото DR)
«Дракон» Даши Намдакова в ленд-арт-парке «Тужи» (Фото DR)
В начале августа в Забайкальском крае прошел первый междисциплинарный фестиваль современного искусства «Тужи Арт». Forbes Life разобрался, зачем он нужен жителям бурятской деревни и как на самом деле звучит тайга

Расположенный в 140 км от Читы ленд-арт-парк «Тужи» был основан в 2021 году художником и скульптором Даши Намдаковым. Неподалеку находится его родное бурятское село Укурик, возрождение которого и стало главной целью художника. Основной проблемой еще пару лет назад был постоянный отток молодежи, в результате чего население полусотни дворов сокращалось. С появлением парка, инфраструктуры и скоростного интернета ситуация начала улучшаться. Строительные и инженерные работы, обслуживание домиков для туристов, проектирование арт-галереи и гостиницы — всем этим занимаются жители села и члены семьи Намдакова.

В этом году благодаря сотрудничеству с ММоМA «монотеизм» Намдакова был нарушен: специально для парка работы создали четверо московских художников. По правилам фестиваля такая практика станет ежегодной: летом приглашенные художники будут работать в парке, все произведения можно будет увидеть круглый год. 

Посетители фестиваля «Тужи Арт»
DR

Посетители фестиваля «Тужи Арт»

Междисциплинарный характер проекта «Тужи Арт» проявил себя еще накануне официального открытия. За день до старта на бескрайней зеленой поляне между сопками и извилистой речкой Хилок, впадающей в Байкал, прошел традиционный бурятский обряд. Ламы читали священные тексты и кропили землю молоком. Художница Ирина Корина делала зарисовки, закутавшись в платок, чтобы хоть как-то защититься от свирепых забайкальских комаров. Главный инициатор фестиваля Даши Намдаков тем временем давал последние указания по установке скульптур и запрещал въезд на территорию парка группе шашлычников. Обряд завершился так же неожиданно, как и начался, а песнопения и звуки бубна растворились в воздухе без остатка.

По всей видимости, местные божества смилостивились. В первый день организованного Московским музеем современного искусства и командой ленд-арт-парка «Тужи» фестиваля вовсю светило солнце. Участники делегаций из Монголии и Китая выглядели довольными. В день открытия мероприятие посетило более 1000 гостей.

Деревня Укурик в Забайкальском крае
DR

Деревня Укурик в Забайкальском крае

Для развития фестиваля «Тужи Арт» планируют создать арт-резиденцию в Укурике, где художники могут жить и работать, прочувствовать местную атмосферу и красоту природы.

Иван Плющ. «Глашатаи»
DR

Иван Плющ. «Глашатаи»

Для художника Ивана Плюща, который в своем творчестве исследует природу живописи, эффект потеков давно стал фирменным приемом. В парке «Тужи» потеки выполнены на зеркальной поверхности из нержавеющей стали. При естественном освещении они буквально сливаются с пейзажем, являя себя зрителям лишь в ярких лучах солнца. Как и остальные работы, приехавшие в «Тужи» из других мест, они сразу «вросли» в забайкальскую землю и совершенно не выглядят чужаками. Кроме того, объекты работают как флюгеры. Образы людей с микрофонами, взгляд которых обращен туда, куда дует переменчивый ветер, заставляют вспомнить о том, что все мы живем в эпоху фейков и постправды.

Ирина Корина. «Павильон растерянности»
DR

Ирина Корина. «Павильон растерянности»

Художница Ирина Корина, прилетевшая в Забайкалье прямиком с «Архстояния», шутит, что этим летом она специализируется на создании павильонов. Посетителям фестиваля «Тужи Арт» представили ее «Павильон растерянности», прямого родственника показанного в Никола-Ленивце «Павильона заблуждений». Благодаря использованию тюли обе конструкции кажутся нежными и хрупкими. При этом они сознательно проницаемы и не способны защитить от непогоды.

Внутри от трепещущих на ветру тканей начинает укачивать, как на корабле, который «Павильон растерянности» отчасти и напоминает. Еще одна ассоциация — с кафе-минутками — возникает благодаря находящемуся внутри столику. Цветок на крыше — оммаж нонконформисту Владимиру Яковлеву, полжизни проведшему в советских психиатрических клиниках, создавая пронзительно лирические композиции. А фрагменты камуфляжного материала помогают павильону мимикрировать под местный пейзаж.

Александр Повзнер. «Идолы»
DR

Александр Повзнер. «Идолы»

Скульптуры в виде пластиковых кулеров, напоминающих каменные изваяния с острова Пасха, Александр Повзнер делал и раньше. Но на берегу впадающей в Байкал реки Хилок бетонные гиганты, напрочь лишенные своей функциональной роли, смотрятся особенно комично. Повзнер иронизирует над утратившим связь с природой и ставшим рабом технологий современным человеком, который просит воды у гигантского истукана.

Оба объекта весом в 2,5 и 1,3 т приехали в «Тужи» на фурах из Рязани, где их отливали в бетоне по авторским моделям из пенопласта, а затем искусственно состарили пескоструйной обработкой. Устанавливались они в самый разгар июльской жары, уже тогда строители, пусть и в шутку, прикладывались к ним с просьбами о прохладе.

Участники лаборатории «Услышать Тужи»
DR

Участники лаборатории «Услышать Тужи»

Композитор и музыкант Петр Айду изначально получил от организаторов фестиваля предложение привезти в «Тужи» оркестр «Персимфанс». Но вместо этого организовал недельную саунд-лабораторию «Услышать Тужи». Участниками стали энтузиасты звукозаписи из Москвы, Фрязино, Красноярска, Улан-Удэ и Читы. В сопровождении местных краеведов и охотников они записывали звуки тайги и рассказы местных жителей.

По словам Петра Айду, главным открытием лаборатории стала не саунд-экзотика, а «говорящая тишина, которая никогда не является отсутствием звуков». Итогом проекта стала коллективная работа — 8-канальная аудиоинсталляция, длящаяся два часа. Разместилась она в традиционной бурятской юрте, конфигурация и войлочная обшивка которой способствуют лучшему качеству звука, но не спасают полностью от внешнего шума. Отличить записанное от происходящего вокруг порой почти невозможно, что делает физическую оболочку юрты как бы мерцающей.

Интерактивный спектакль «Сон Татьяны. Гадание»
DR

Интерактивный спектакль «Сон Татьяны. Гадание»

Иммерсивный спектакль-променад «Сон Татьяны» был создан для Дней пушкинской поэзии и русской культуры в 2022 году. С тех пор он проходил на нескольких театральных площадках и фестивалях, включая недавнее «Архстояние». Создатели спектакля, Этель Иошпа и Анастасия Смирницкая, каждый раз адаптируют его под конкретные условия, меняя как само действие, так и состав участников. Основной костяк исполнителей, приехавших в «Тужи», дополнили местными статистами, а в один из дней фестиваля представление пришлось перекраивать наживую из-за неожиданно начавшегося дождя. Сам спектакль основан на пятой главе «Евгения Онегина», в которой Татьяна после святочных гаданий видит страшный сон. На фоне забайкальского леса пушкинские чудища, костюмы которых выполнены в лучших крымовских традициях «театра художника», смотрелись очень органично.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+