«Инопланетные» вирусы, охотник на динозавров и марсианская органика: новости науки
Самый жаркий июль за 100 000 лет
Июль 2023 года, вероятно, самый жаркий месяц за последние 100 000 лет, по данным Всемирной метеорологической организации и Лейпцигского университета, пишет Scientific American.
Да, не везде была жара — во многих регионах России пока прохладное дождливое лето. В Москве, например, в июле прошел самый сильный дождь в истории наблюдений.
Потому специалисты и называют происходящее климатическим кризисом, а не просто потеплением. Маятник погоды раскачивается все сильней (поэтому ее стало труднее предсказывать), климатическая система потеряла стабильность и перешла в состояние трансформации.
Если смотреть на мир в целом, то этот июль, последовавший за самым жарким в истории наблюдений июнем, поставил немало тепловых рекордов по всей планете: 45,4 градуса в Каталонии, 47 на Сицилии, 52,2 — в Синьцзян-Уйгурском регионе Китая.
Гигантские вирусы управляют эволюцией
Журнал Science рассказывает про гигантские вирусы, живущие в почве, и про их важное значение для эволюции. В Гарвардском лесу нашли целый зоопарк этих микрогигантов, непохожих ни на что.
Гигантские вирусы — это огромная группа, открытая в 2003 году. Размером они с бактерию, их даже видно в обычный микроскоп. А геном у них часто больше, чем у гораздо более сложных организмов, и содержит разные непонятные части, которые обычно нужны для функционирования клеток, а вовсе не вирусов.
Вирусы-гиганты оказались очень распространенными. А еще они встраивают хозяевам куски своих гигантских геномов, например в ДНК водорослей, которые они заражают.
«Огромное количество ДНК и разнообразие генов, переданных этими вирусами своим хозяевам, ошеломляют», — говорит Седрик Фешотт, генетик из Корнельского университета. Производимые ими инъекции генетического материала способны очень сильно влиять на все — и в жизни хозяина, и в экологии в целом.
Мало того, вирусы-гиганты умеют включать в свою ДНК гены, заимствованные у водорослей, а потом передавать их другим водорослям. То есть они играют важнейшую роль ускорителей эволюции, передавая гены между разными видами. Возможно, именно такой обмен генов с помощью вирусов помог водорослям достичь такого разнообразия и распространения, говорит Эндрю Роджер, биолог-эволюционист из Университета Далхаузи.
Другие гигантские вирусы заражают амеб и прочих пресноводных существ, но больше всего их в почве, которая, вообще говоря, содержит 97% всех вирусных частиц на Земле.
«Разнообразие их форм в почве просто поразительно», — сообщают исследователи почвы Гарвардского леса. А еще они удивляют своим «инопланетным» видом: среди них, например, вирус с длинными трубчатыми придатками, который исследователи ласково назвали Горгоной, а еще «волосатые» вирусы-гиганты, покрытые чем-то вроде волосовидных отростков.
Охотник на динозавров
Одним прекрасным днем мелового периода хищный репеномам, древнее млекопитающее, похожее на крысу размером с кота, набросился на мирно пасущегося пситтакозавра, хоть тот и был раза в три крупнее. Репеномам лапой схватил динозавра-вегана за клюв и впился зубами в его грудную клетку. Такими их и нашли 125 млн лет спустя.
Сцепившиеся в смертельной схватке животные были погребены посреди рукопашной под грудой обломков от извержения. На днях вышло исследование этой окаменелости, найденной в поле китайским фермером. Впервые за весь мезозой мы увидели, как млекопитающее охотится на динозавра, да еще и гораздо более крупного.
Для ученых это не совсем сюрприз: в 2005 году у другого окаменелого репеномама в желудке обнаружили кости птенца пситтакозавра. Но оказалось, он охотился не только на детенышей.
Органика в марсианском озере
Своими исследованиями марсоход Perseverance уже доказал, что в кратере Езеро, по которому он колесит, было озеро диаметром 45 км, в которое впадала река. А теперь рапортует, что в этом озере повсюду была органика, во всех исследованных зонах, во всех десяти проанализированных марсоходом образцах грунта.
К сожалению, что именно там за молекулы, пока определить не удалось, известно только о наличии ароматических углеводородов (у которых молекулы в виде кольца). Может даже, это останки былых обитателей озера, но, чтобы узнать наверняка, придется ждать, пока другой аппарат не прилетит на Марс и не доставит собранные образцы на Землю.
Нервная система из одного нейрона
Гребневики — похожие на медуз желеобразные животные, использующие гребни из ресничек как плавники. Очень примитивные, одни из первых, у которых появились нервные клетки, поэтому их изучение может рассказать интересные вещи о происхождении нервной системы.
Норвежские нейробиологи из Бергенского университета изучили нервную систему личинки гребневика — она еще проще половозрелого гребневика. Обычно у нейрона есть один длинный аксон — отросток, передающий сгенерированный нейроном сигнал, и много коротких отростков, принимающих сигналы, — дендритов. Но оказалось, что у нейронов гребневика от тела клетки отходят многочисленные отростки — нейриты, которые не удается подразделить на аксоны и дендриты. Они многократно ветвятся и сливаются, образуя сложную сеть вокруг тел нейронов.
А теперь главное. В новой работе исследователи выяснили, что между нейронами гребневика вообще нет синапсов — щелевых контактов, и вся центральная часть нервной системы личинки представляет собой единую многоядерную клетку. Весь ее разум живет в одной клетке, пронизывающей организм. При этом разные ее части умеют выделять разные нейропептиды в межклеточную среду, кодируя таким образом сообщения пищеварительным или мышечным клеткам.
По одной из современных теорий, у истоков нервной системы наших предков когда-то была система нейропептидов, выделяющихся в межклеточную среду, каждый из которых рассказывал организму что-то свое (допустим, дофамин — что поступила еда).
А еще интересно, что у гребневиков и кишечнополостных нервная система возникла независимо — так же, как и глаз, например, независимо возникал несколько раз. Это ведь означает, среди прочего, и то, что на планете с похожими условиями инопланетяне будут похожи на нас.