Фестиваль в Эксе этим летом празднует 75-летие. Среди постановок мэтров — Томаса Остермайера, Дмитрия Чернякова, Саймона Макберни — запланирован и спектакль современного британского композитора Филипа Венейблса и режиссера Теда Хаффмана, «переосмысливающий мировую историю через квир-объектив». Анонс спектакля обещает «реконструкцию сражений, чирлидинга, ночных рейвов, смешанных с песнями на лютне и придворными танцами».
Специально для фестиваля британский композитор Джордж Бенджамин создал новое произведение. Соавтор и либреттист композитора Мартин Кримп определяет новый опус как оперную басню о погоне за счастьем.
Дмитрий Черняков в этот раз ставит на фестивале Моцарта «Так поступают все». Примечательно, что и первая его моцартовская работа «Дон Жуан» также была показана в Экс-ан-Провансе в 2010 году, после чего адаптирована в Большом театре. Но успеха, который обеспечивал беспрецедентный каст (заглавную партию в Эксе пел и великолепно играл баритон Бо Сковхус), не имела. Мастер психологической разработки сюжета, Черняков на сей раз работает с теорией любви и верности: по сюжету двое мужчин, переодевшись, соблазняют девушек друг друга.
Немецкий режиссер Томас Остермайер работает с наследием Бертольда Брехта, а именно с зонг-оперой Курта Вайля «Трехгрошовая опера». Здесь стоит отметить молодого французского дирижера Максима Паскаля, который в этом году работает и в Эксе, и в Зальцбурге («Греческие пассионы»), что несомненно дает повод запомнить это имя.
Британец Саймон Макберни ставит важнейшую оперу XX века — «Воццека» Берга. В качестве дирижера заявлен один из самых титулованных мастеров нашего времени Саймон Рэттл. И наконец, развитие театральных технологий представят на примере русских балетов Стравинского: «Жар-птицу», «Петрушку» и «Весну священную» исполнят со специально созданной видеопроекцией.