Меньше спонтанных покупок и коллекционеров из Азии: как прошла ярмарка Art Basel
Годовой оборот рынка искусства последние пять лет оценивается в среднем в $50–65 млрд. По традиции лидер рынка, ярмарка Art Basel, в июне собирает коллекционеров, арт-дилеров, любителей и профессионалов со всего мира. В августе 2020 года материнская компания ярмарки MCH Group перешла под контроль Lupa Systems, основанной в 2019 году Джеймсом Мердоком, младшим сыном медиамагната Руперта Мердока.
50-летний Джеймс Мердок в недавнем интервью выразил восхищение бизнес-моделью гонок Formula One: «Как бродячий цирк, они разъезжают по всему миру, собирая толпы зрителей на стадионах и на экранах. Не зря спонсоры стоят к ним в очереди, чтобы подписать рекламные контракты. Они становятся интересны многим, не только любителям моторов. И у нашего бренда Art Basel много возможностей, мы один из тех брендов, которые «больше, чем их бизнес, и дают возможность для роста».
Согласно ежегодному отчету Art Basel и UBS Global Art Market Report, опубликованному в апреле, мировые продажи произведений искусства и антиквариата достигли примерно $67,8 млрд в 2022 году, что на 3% больше, чем годом ранее и выше допандемийного уровня рынка в 2019 году. В отчете говорится, что дорогой сегмент рынка остается «движущей силой», а аукционные дома и дилеры, торгующие предметами с более низкой стоимостью, столкнулись с падением спроса. По словам Клэр МакЭндрю, экономиста из Дублина, одного из авторов отчета: «Люди думали, что в 2022 году все вернется к норме, но рынок пока не соответствует ожиданиям». В отчете МакЭндрю объяснила происходящее последствиями «спецоперации»* и ковид-карантинной политики Китая.
Изменилась и позиция галерей в отношении открытости информации. Так, David Zwirner официально сообщила в пресс-релизе, что будет предавать огласке только цены на работы, продаваемые на первичном рынке, то есть с выставок. Владелец галереи Дэвид Цвирнер сказал ARTnews , что он пошел на это, чтобы защитить продавцов и сохранить конфиденциальность информации.
Было/стало
Art Basel — барометр состояния мирового арт-рынка, место, где совершаются большие сделки, точка притяжения коллекционеров, арт-дилеров, кураторов, художников и неравнодушной к искусству публики. Art Basel — чемпионат в мире искусства, где каждый хочет быть сильнее, выше, быстрее. Однако пандемия, инфляция, отток азиатских и американских клиентов из Европы, а также нестабильная политическая ситуация и общее замедление арт-рынка оказали воздействие на работу этого слаженного, годами отточенного механизма.
Сразу после пандемии, когда появились первые послабления, стал очевиден спад интереса к ярмарке — из-за ограничений непросто было справиться с логистикой доставки работ, а коллекционеры не торопились покидать свои дома. Покупка искусства не считалась первостепенным делом. Редких посетителей ждала непривычная картина: пустота на стендах, галеристы и их коллеги, занятые беседой друг с другом, а не обсуждением многомиллионных сделок с коллекционерами. В 2022 году ситуация заметно улучшилась, публика с новой силой и воодушевлением кинулась посещать и покупать.
Сегодня галереи-участницы описывают обстановку как «другие» времена: коллекционерам нужно больше времени для принятия решения, они совершают меньше спонтанных, эмоциональных покупок. Но это не пугает ведущих игроков рынка, «и не такое видели», утверждают они.
В этом году ярмарка проходила с 13 по 18 июня, в ней приняли участие 285 галерей из 36 стран, 21 была представлена впервые. После неудачной серии майских аукционов в Нью-Йорке, когда цены продаж еле дотягивали до нижней планки эстимейтов, галереи надеялись развеять опасения о падении арт-рынка.
Новинки и тренды
В этом году Art Basel проходил под руководством нового директора. Ноа Хоровиц сменил на посту Марка Шпиглера, международного директора ярмарки, занимавшего пост на протяжении 15 лет. Перед Хоровицем стоит амбициозная задача — не только вернуть прежний поток коллекционеров на ярмарку, но также расширить их число, привлечь новую аудиторию из других культурных сфер и сделать так, чтобы все ярмарки под брендом Art Basel — в Майами, Гонконге и Париже — были в топе событий арт-рынка и художественной жизни.
При новом руководстве в Базеле появился новый раздел Kabinett. Это «стенды внутри стендов», как охарактеризовал раздел новый директор. 28 галерей представили в Kabinett кураторские выставки: соло-проекты художников, архивные материалы или групповые выставки.
Одним из главных событий базельской недели стал Basel Social Club, проходящий параллельно с ярмаркой. Это выставка-продажа, устроенная демократично и энергично в противовес классической, солидной ярмарке. В Basel Social Club можно было не только купить искусство, но и посмотреть перформансы и музыкальные выступления.
Основанный в 2022 году на старой майонезной фабрике, Basel Social Club стал центром, где художники представляют свои работы вне классических ярмарочных стендов в диапазоне цен от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч евро. Несмотря на демократичность, это место привлекало миллионеров-коллекционеров и VIP-гостей, которые кочевали между рестораном и баром, где коктейли наливал бывший глава Art Basel Марк Шпиглер, и выставкой.
В целом галеристы признавались, что вытащить в этом году в Базель коллекционеров не из Европы стало тяжелее. Азиатские и американские коллекционеры уверены, что лучшее искусство им и так привезут. Поэтому все чаще они отправляют на ярмарку консультантов.
Из России на Art Basel в этом году были только два художника — работы Павла Пепперштейна в Unlimited и Ильи Кабакова на стенде галереи Sprovieri. Прошла презентация запуска турецкого издания газеты The Art Newspaper с владелицей Инной Баженовой, но российских коллекционеров было мало. Для ярмарки в прошлом остались вечеринки для патронов «Гаража» в отеле Les Trois Rois с Вирджилом Абло за диджейским пультом.
Топ-продажи ArtBasel 2023
Стенды не были распроданы первый день превью. Большинство работ остались доступными для приобретения, что нехарактерно для Art Basel. Но мегагалереи по традиции с первого же дня начали объявлять об успехах. Одной из первых о продаже скульптуры Луиз Буржуа 1996 года американскому коллекционеру за $22,5 млн объявила галерея Hauser & Wirth (в прошлом году они продали скульптуру Буржуа за $40 млн. Эта работа из коллекции Урсулы Хаузер, матери соосновательницы галереи Мануэлы Хаузер). Живопись Филиппа Гастона была продана за $9,5 млн.
Многие галеристы заметили, что большинство сделок происходило на второй и третий дни. Они старались придерживаться старой школы и не отправлять подборку с работами коллекционерам заранее. Исключение сделал Ларри Гагосян. Один из ключевых игроков на рынке отправил в преддверии ярмарки подборку на 100 страниц.
Дэвид Цвирнер отметил, что коллекционеры-продавцы перестали требовать нереальных цен на произведения, что облегчило работу. Также в этом году его галерея продала на 40% больше искусства, чем в прошлом. По его словам, 20% от суммы продаж приходится на коллекционеров из Азии.
Одной из первых продаж галереи на ярмарке стала работа Ноа Дэвиса «Graduation» 2015 года за $2 млн, в то время как галерея White Cube продала работу «Pueblo del Rio: Vernon» Дэвиса за $2,75 млн.
Галерея Pace продала в первые часы работы ярмарки мобиль Александра Колдера за $2,8 млн и две небольшие работы художника, предложенные его семьей, за $775 000 и $675 000. Для лучшей презентации работ Колдера галерея внутри стенда сконструировала отдельное пространство. Pace представляет и успешно продает произведения Александра Колдера более 30 лет. Оммаж в виде мини-выставки понятен и хорошо работает. Самая дорогая работа на стенде Pace художницы Джоан Митчелл была выставлена за $14 млн и объявлена проданной.
Галерист Thaddaeus Ropac в последние годы делает особую ставку на работы Георга Базелица. Новая работа 85-летнего художника «1969 ohne Stuhl» (2023) была продана за $845 000, а «Blau von Dinard» (2023) за $1,2 млн. Галерея нашла покупателей в общей сложности на восемь картин и рисунков Базелица в первый день ярмарки.
Интересные истории развернулись вокруг работ де Кунинга. На ярмарке были представлены две картины конца 1970-х годов, которые были выставлены на торгах Christie’s в прошлом году. Обе оценены от $20 млн. Холст «Без названия XXI» (1977), выставленный Mnuchin Gallery, был продан на аукционе Christie’s в мае за $25 млн; цену работы на ярмарке Мнучин отказался назвать. Однако коллекционеры на ярмарке говорили, что работа продавалась в районе $28 млн. А на стенде Гагосяна «Без названия III» де Кунинга (около 1978 ) была выставлена за $33 млн. Эта картина не была продана на Christie’s в ноябре, и на послепродажной пресс-конференции руководители Christie’s заявили, что работа теперь принадлежит аукциону. Галерея Гагосяна подтвердила, что работа была выставлена на комиссии, скорее всего, владельцем остается Christie’s.
Unlimited
Специальный раздел ярмарки, посвященный большим инсталляциям, так и называется Unlimited. Их в основном приобретают музеи и статусные частные коллекционеры. Unlimited открывается за день до основной ярмарки и собирает большие очереди на вход. По сути, это кураторская выставка Джованни Кармине.
В этом году Кармине представил серию «Song of Liberty» (2019) Павла Пепперштейна — 21 акварельную иллюстрацию к стихотворению Уильяма Блейка, образы с сильным религиозным, сатирическим и политическим содержанием. По словам галериста Sprovieri, весь стенд был продан в первый же день. Точная сумма сделки не разглашается. По моей оценке, сумма продажи составила $120 000–150 000.
Художница Моника Бонвисини много работает с темами сексуальности и власти, и ее интерактивное искусство очень привлекательно для зрителя. Для верного восприятия работы «Never Аgain» (2005) зрителям на выставке предлагали присесть на стулья, выполненные в садомазохистской эстетике, а лучше вдвоем, так как работа о взаимодействии между людьми.
Новая работа Герхарда Рихтера высотой более трех метров «Strip-Tower» представляла собой многопанельную инсталляцию, объединяющую несколько направлений давнего исследования художником природы визуального представления. Она состоит из восьми глянцевых перпендикулярных панелей, которые отражают свое окружение, разрушая разделение между картинной плоскостью и внешним миром. Инсталляция была продана за $2,5 млн.
Одной из лучших работ, представленной не только в разделе Unlimited, но и на всей ярмарке, стала картина Гюнтера Ферга «Untitled». Она принадлежит к серии решетчатых картин, над которыми художник работал с 2005 года. Массивная цветная стена, покрытая тяжелой черной сеткой — модернистской эмблемы, — напоминает разбитые фасады, окна или даже прутья клетки. Цена — €2,5 млн.
Также на ярмарке можно было увидеть десять репродукций из серии фотографий Ричарда Аведона «На американском Западе» (1979–1984). Аведон провел пять лет, путешествуя по двадцати одному западному штату, сфотографировав более тысячи человек. Используя естественный свет и белый фон, он подчеркнул позы и выражения лиц своих натурщиков, изображая обычных людей с поразительной непосредственностью.
Без NFT, но с искусственным интеллектом
В этом году было заметно практически полное отсутствие NFT на стендах галерей. Те, кто буквально два года назад охотно показывал NFT-проекты, сейчас взяли паузу. Например, галерея Pace, которая в 2021 году представляла первый проект Джеффа Кунса в NFT «Jeff Koons: Moon Phases».
Неудивительно, что после криптокраха коллекционеры относятся к ним с настороженностью и не стремятся совершать серьезных вложений. Tezos — недавний официальный партнер Art Basel — потерял 56% своей стоимости, а это была самая популярная криптовалюта среди любителей искусства. Но NFT не полностью исчез с ярмарки. Место Tezos заняла блокчейн-экосистема Arcual — MCH Group, материнская компания Art Basel, главный инвестор этой платформы. Стенд был расположен в зоне для коллекционеров, где каждый день проходили публичные дискуссии на тему использования технологий в искусстве.
Arcual представляет решения для смарт-контрактов для гонораров художников и галерей, настраиваемых условий оплаты, договоров купли-продажи, подтвержденного происхождения и цифровых сертификатов подлинности. Пока программа работает в режиме бета-тестирования.
Но, конечно, не обошлось без искусственного интеллекта. На стенде галереи Джеффри Дейча были представлены цифровые картины Рефика Анадола, чья выставка проходила в МoМА в Нью-Йорке в этом году. «Люди покупают эти работы как «живые картины», — рассказал галерист.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.