От Робби Уильямса до Марины Абрамович: как выглядит современный арт-рынок Эмиратов
Ближневосточные культурные перспективы
Стремительный финансово-экономический рост ОАЭ вроде бы предполагает развитие культуры и искусства. Но темпы экономических достижений опережают изменения в ментальности: арабская культура консервативна и основана на уважении традиционных ценностей и национальных обычаев. Но все же потребность в новой художественной среде осознается, поэтому в стратегических планах развития региона эти темы становятся важным направлением, которое поддерживает государство.
Открываются музеи, культурные фонды, арт-центры. Среди громких мировых проектов последних лет: Лувр Абу-Даби, музей Гуггенхайма в Абу-Даби, Фонд Саламы бинт Хамдан Аль Нахайян, независимая организация Art Jameel, основанная семьей саудовского бизнесмена Фади Джамиля для поддержки digital-искусства. Да и в целом тема продвижения на мировой сцене художников Глобального Юга (WANASA), включающего три региона — Ближний Восток, Северную Африку и Южную Азию, сегодня считается перспективной.
Например, уже 30 лет в ОАЭ проходит одна из самых престижных ближневосточных выставок современного искусства — биеннале в эмирате Шарджа, организованная Sharjah Art Foundation во главе с дочерью эмира шейхой Хур Аль-Касими. XV юбилейный выпуск биеннале (SB15) идет с февраля по июнь 2023 года на 19 площадках в пяти городах: Шарджа, Аль-Даид, Хамрия, Кальба и Хорфаккан. На ней представлено более 300 произведений искусства 150 художников из 70 стран, а также обширная программа перформансов, музыки и фильмов. Концепцию выпуска «Историческое мышление в настоящем» разработал американский теоретик искусства нигерийского происхождения — покойный Окуи Энвезор.
При этом глобально арт-рынок в Эмиратах находится в процессе становления. Новые возможности привлекают галеристов, художников, арт-дилеров, дизайнеров, создателей NFT и digital-art из разных стран, в том числе из России. С энтузиазмом неофитов они открывают галереи (часто с контентом сомнительного художественного уровня от вторичных авторов) и вскоре закрывают. Какие же формы культурных институций здесь наиболее жизнеспособны?
Музеи и фонды
Выставочную и образовательную деятельность ведет арт-центр Tashkeel, основанный в Дубае в 2008 году принцессой Латифой бинт Мохаммед ибн Рашид аль-Мактум, коллекционером и ключевой фигурой культурной жизни ОАЭ. В Дубае и в отделениях в Над аль-Шебе и Аль-Фахиди Tashkeel работает над продвижением талантливых арабских художников и дизайнеров, творческих индустрий ближневосточного региона, расширением культурных границ. Ежегодно в сотрудничестве с Van Cleef & Arpels Tashkeel проводит конкурс на премию за лучший проект дизайнеров из стран Персидского залива.
C 2014 года в старом квартале Дубая Аль-Фахиди работает частный музей «Перекресток цивилизаций» (The Crossroads of Civilization Museum), член Международного совета музеев (ICOM), The Museum Group (TMG). Сейчас в состав объединения входят Музей редких книг и рукописей, Музей холокоста и Музей оружия. Экспозиции включают артефакты каждой из мировых культур, прошедших через центр пересечения торговых путей, связывающий Европу, Африку и Азию. Основатель музея Ахмед Обейд аль-Мансури видит задачу в объединении народов через позитивное историческое взаимодействие цивилизаций, утверждение универсальных для всего человечества ценностей.
Еще одно видное место на культурной карте Дубая занимает Jameel Arts Centre — первый частный некоммерческий центр современного искусства. Центр открыт в 2018 году по инициативе фонда Art Jameel. Основанный в 2003 году Фади Джамилем фонд Art Jameel — часть общественной организации Community Jameel, созданной потомками бизнесмена и мецената Абдулы Латифа Джамиля. Art Jameel — партнер лондонского Музея Виктории и Альберта и нью-йоркского Метрополитен-музея.
В здании Jameel Arts Centre площадью 10 000 м² на набережной Джаддаф — комплекс выставочных и лекционных залов, театр, библиотека и парк скульптур. Центр проводит выставки, образовательные, научные программы по изучению художественных практик Ближнего Востока, детские просветительские проекты, мастерские и дискуссии художников и кураторов. Он поддерживает молодых авторов и следит за развитием культурного сообщества. В Jameel Arts Centre представлены работы, созданные в жанре новых медиа и инсталляций. Центр доступен для широкой публики и фактически играет роль музея современного искусства в Дубае.
Международные галереи и аукционы
Первая галерея современного искусства Majlis была открыта в Дубае в 1989 году выходцами из Великобритании. Еще десять лет назад в Дубае было около 10 художественных галерей, а сейчас их число приближается к 100.
Интенсивная деловая и светская жизнь Дубая концентрируется в Даунтауне, в финансовом центре Dubai International Financial Center (DIFC). Именно здесь в Gate Village в DIFC открыли представительства мировые аукционные дома Sotheby’s и Christie’s. Генеральный директор Sotheby’s Russia Ирина Степанова активно работает с русскоговорящими клиентами в ОАЭ и комментирует стратегию аукционного дома: «Страны Залива представляют собой один из самых важных регионов мирового арт-рынка во всем многообразии категорий». По статистике Sotheby’s, число новых коллекционеров с Ближнего Востока, участвующих в глобальных торгах, постоянно растет. «Число участников из региона MENA (Ближний Восток и Северная Африка. — Forbes Life) увеличилось более чем на 45% за последние пять лет, а общий объем продаж вырос на 107% всего за год, c 2021-го по 2022-й», — говорит Степанова.
Владельцы топ-лотов, выставленных на аукцион, все чаще просят включить Дубай в маршрут предаукционных выставок. Так, с начала 2023 года Sotheby’s, по словам Ирины, привез в Дубай произведений искусства с общей оценочной стоимостью на $45 млн и предметов роскоши с оценкой более чем в $350 млн. Проданная в апреле этого года на лондонских торгах Sotheby’s коллекция ближневосточных художников из собрания семьи аль-Заяни вдвое превысила эстимейт и ушла за £2 310 956.
В мае Sotheby’s привозил в Дубай два топ-лота ювелирных торгов: розовый бриллиант Eternal Pink с эстимейтом в $35 млн (ушел за $34,8 млн) и рубин Estrela de Fura с оценкой свыше $30 млн (продан за $34,8 млн коллекционеру с Ближнего Востока, как сообщил аукцион). Вообще, по статистике аукционных продаж Sotheby’s, за последние пять лет количество участников торгов ювелирных украшений и предметов роскоши из стран Залива выросло на 125%, а число покупателей, совершающих покупки впервые, увеличилось почти в четыре раза (рост 273%).
Бизнес-модель Sotheby’s в Дубае делает ставку на максимальную популяризацию арт-рынка: аукцион проводит кураторские выставки, предлагает частные продажи, организует встречи с экспертами, мастер-классы, лекции по истории искусств, коллекционированию, ювелирному и часовому искусству, особенное внимание уделяется коллекционным автомобилям и предметам дизайна. В 2022 году в Дубае прошла выставка Black and White Paintings II поп-звезды Робби Уильямса и его соавтора Эда Годрича.
По соседству с офисами мировых аукционных домов в Gate Village DIFC открыты галереи – мировые бренды: Opera Gallery, Perrotin, Tabari Artspace, Artsawa, Sconci Gallery, Cuadro Fine Art Gallery. Они, как и аукционные дома Sotheby’s и Christie’s, ориентированы на музейные институции, фонды, арабскую элиту и коллекционеров искусства из регионов Глобального Юга.
На Gate Avenue в DIFC разместились галерея из Ливана Belveder Art Space, The Farjam Collection, Van de Goudenberg и Art World Creation Dubai. В отеле Burj Al Arab Jumeirah в 2021 году открылась Galleria Continua, основанная в 1990 году в Италии. Сегодня она представлена восемью отделениями по всему миру. В 2008 году Continua начала осваивать арабский рынок: ежегодно участвовала в ярмарках Art Dubai, Abu Dhabi Art. Среди музейных проектов Galleria Continua в сезоне 2022–2023 годов — выставка итальянского художника Микеладжело Пистолетто в Лувре Абу-Даби.
Менеджер Galleria Continua Алексей Афанасьев говорит, что основными покупателями искусства в галерее в Дубае выступают арабские культурные институции, среди них: Лувр Абу-Даби, Культурный фонд Абу-Даби. Большая доля клиентов галереи —экспаты из Италии, Франции, Швейцарии, Бельгии и из соседних стран: Ливана, Сирии, Ирана, Индии. За последний год заметно увеличилось число русскоговорящих клиентов.
В векторе развития высоких технологий понятен успех мультимедийного проекта команды из России — цифрового Театра ToDA (Theatre of Digital Art) ), открывшегося в 2020 году в районе Мадинат Джумейра. Современное мультисенсорное пространство площадью 1800 м² задействует три формата цифрового искусства: мультимедийные выставки, иммерсивные инсталляции и искусство виртуальной реальности. Так, посетители ToDA могут побывать в виртуальных мастерских русских художников Натальи Гончаровой, Казимира Малевича и Ивана Шишкина, погрузиться в шедевры мировой классики и современного искусства.
Коммерческие креативные зоны и галерейные хабы
Демократичной атмосферой отличается современный арт-кластер Alserkal Avenue в джентрифицированном квартале Al Quoz, напоминающий московский центр «Винзавод». На Alserkal Avenue разместилось более 70 галерей. Это большой инкубатор для творческих сообществ с дизайнерскими студиями, издательствами, театральными площадками и кафе. Здесь представлены все виды пластических искусств, включая цифровое. Регулярно проводятся фестивали. Из галерей – резидентов Alserkal Avenue можно отметить Leila Heller, Ishara Art Foundation, Carbon 12, Grey Noise, Lawrie Shabibi, The Third Line, Ayyam Gallery, Green Art Gallery, Meem Gallery, Elmarsa.
Российский след в Al Quoz и Alserkal Avenue тоже есть: Gаry Tatintsian Gallery, представляющая в основном американских художников, открылась в прошлом году на Alserkal Avenue, но недавно закрылась. Представители галереи говорят, что временно, пока они ищут новое место. Планирующая открыться в октябре 2023 года Inloco Gallery в декабре 2022 года представила первый стрит-арт-проект в пустыне — инсталляцию Useless Palace команды художников из России.
Галерея Nika Project Space, открытая напротив Alserkal Avenue, выставляет современных российских и арабских авторов, среди которых Ольга Чернышева, Александр Угай, Полина Канис, Ника Неелова.
В 2021 году шейх Мухаммед бен Рашид аль-Мактум презентовал в этом районе новый кластер Al Quoz Creative Zone. Эта творческо-экономическая зона должна стать юридическим и финансовым центром услуг в сфере арт-рынка, где будут оформлять лицензии и другие документы. Художники могут зарегистрироваться на территории кластера и получить резидентские визы, разрешения на фрилансерскую деятельность, арендовать пространство для мастерских и выставок. Планируется за четыре года построить апартаменты на 8000 человек и открыть мастерские, бюро и галереи для 33 000 художников и сотрудников арт-рынка.
В Даунтауне на бульваре Кресент развивается выставочная площадка Foundry. Это художественное пространство устроено как открытая выставочная зона, здесь есть залы для коворкинга, студии подкастов, библиотеки, кафе и галереи.
Ярмарка Art Dubai
Главный индикатор культурной жизни Дубая — международная ярмарка Art Dubai. Начиная с 2007 года она проводится ежегодно в марте. Art Dubai 2023 прошел под патронажем шейха Мохаммеда бен Рашида аль-Мактума, вице-президента и премьер-министра ОАЭ. В ярмарке участвовало 130 галерей из 40 стран мира. За пять дней выставку посетили более 34 000 человек. Расширенная программа включила четыре раздела: Contemporary, Modern (кураторы Муна Мекуар и Лоренцо Джусти), Bawwaba (представительство художников Глобального Юга, куратор Випаш Пуричанант) и Art Dubai Digital, куратором которой выступила Клара Че Вей Пе из Сингапура, основатель NFT Asia.
Результаты продаж на ярмарке подтвердили неугасающий интерес аудитории Дубая к NFT: галерея UNIT London продала NFT Тайлера Хоббса за $400 000 частному коллекционеру из Европы. UAE Art — 1031 NFT «Сдержанные пейзажи» Алексиса Христодулу по цене от $320 до $3200 каждый — европейским и местным коллекционерам. В галерее Jason Seife ушли 210 экземпляров NFT «Современный генезис» по $320 каждый. Pilevneli Gallery продала несколько цифровых работ Рефика Анадола, включая NFT, за $280 000 в канадскую коллекцию.
На стендах ярмарки были представлены работы художников с мировыми именами, таких как Аниш Капур, Микеланджело Пистолетто, Такаси Мураками, Марина Абрамович. Особый акцент был сделан на работах женщин: иорданского скульптора и художницы Моны Сауди (дубайская галерея Lawrie Shabibi продала две скульптуры Сауди за $120 000 и $350 000, десять рисунков художницы ушли по $18 000 региональным и международным коллекционерам), немецкой художницы Лоре Берт, ювелира и скульптора из Дубая Аззы аль-Кубайси, марокканской художницы Фатихи Земмури, британской художницы ливанского происхождения Даниэле Генадри.
Искусство на Art Dubai покупают и местные коллекционеры, и музеи и частные фонды из Азии, и европейские коллекционеры. В этом году на ярмарке были замечены видные деятели культуры России, коллекционеры, художники. «Сейчас приедут русские и всё купят!» — говорили в кулуарах ярмарки. Русские действительно покупали (вопреки ожиданиям, не всё), но в основном выбирали предметы дизайна.
Русские в структуре арт-рынка Дубая
Всего в 2022 году, по данным экспертов, в Дубае проживали 300 000 русскоязычных, то есть почти 10% всего населения эмирата (по данным на конец мая 2023 года, население Дубая выросло до 3 578 777 человек). По официальной статистике гостиниц ОАЭ, в 2021 году Дубай посетили 444 000 туристов из России, в 2022 году — 758 000, а уже в первом квартале 2023 года их число составило 358 000 человек. Но пока планы галерей, фондов, арт-институций из России занять свою нишу в Дубае остаются в проектах. Все участники рынка сходятся в одном: необходим анализ, понимание арт-рынка с учетом местного менталитета.
Сейчас интересы русскоязычной аудитории выглядят примерно так: коллекционерам-экспатам интересны арт-объекты для дизайна, произведения среднего ценового диапазона, от $10 000 до $60 000, реже до $100 000. На коллекционеров арабского мира с большими финансовыми возможностями могут делать ставку только самые крупные игроки арт-рынка, известные международные галереи и аукционные дома, продавцы «голубых фишек». Многие из коллекционеров в ОАЭ видят в искусстве не самоценность, а инструмент повышения социального статуса, некий социальный лифт. Это стимулирует их приобретать самые значимые произведения, первые имена мирового искусства.
Пока же экспаты надеются осуществить «дубайскую мечту» — встретить идеального коллекционера (шейха или принца). Но в мире искусства свои законы, свой отсчет времени, не столь стремительный, как рост экономики и возведение башен-небоскребов, поэтому для успешной реализации стратегий нужно прежде всего терпение, время и возможность продолжать работать.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.