Сострадание связано с высоким интеллектом
Как связан характер человека с его интеллектом? Вопрос этот исследуется уже столетие, проведены тысячи исследований о связи тех или иных черт личности с разными видами когнитивных способностей, но четкого ответа до сих пор нет. Тем важнее метаанализ, проведенный американскими исследователями. Чтобы выявить связи между личностными чертами и когнитивными способностями, они количественно обобщили 1325 исследований, в которых приняли участие миллионы людей от 12 до 100 лет из полусотни стран. Целых 13 лет авторы метаанализа изучали эти работы, касающиеся 97 когнитивных способностей — от скорости чтения до уровня памяти.
В итоге получился своего рода энциклопедический свод знаний об отношениях между характером и умом. Большая часть проанализированных связей между интеллектуальными способностями и чертами личности оказалась незначимыми — тоже важный результат. Подтвердились некоторые найденные ранее взаимосвязи. Например, есть четкая и сильная связь между интеллектом и открытостью к новому опыту.
Но самое интересное — новые связи, найденные в процессе метаанализа.
Оказалось, черты, связанные с невротизмом — депрессивность, тревожность, подозрительность, вспыльчивость ,— чаще присутствуют у людей со сниженными когнитивными способностями, такими как умение накапливать знания и логически рассуждать.
А вот эмпатия — наоборот: если человек склонен сострадать окружающим, скорее всего, он имеет более развитый интеллект, причем как вербальный, так и математический.
Одним из самых сильных коррелятов интеллекта стало трудолюбие. Это не значит, что оно развивает интеллект, возможно, наоборот: умным приятнее трудиться. А может, верно и то, и другое, или вообще и интеллект, и трудолюбие зависят от чего-то третьего. Все описанные связи не причинно-следственные, это просто корреляции, не позволяющие пока дать ответ на вопрос, почему те или иные черты характера связаны с более высоким или низким интеллектом. И еще одно важное замечание — эти выводы о том, как бывает чаще всего, но у каждого конкретного человека может быть и совсем иначе.
Вспышка сознания в момент смерти
«Я видел свет в конце тоннеля» или «вся жизнь перед глазами пролетела», — такое нередко можно услышать от людей разных культур и религий, переживших клиническую смерть. Околосмертные переживания характеризуют как «очень ясные» и «более реальные, чем настоящие».
Возможно, за этим опытом стоит совершенно особое состояние мозга, которое обнаружили ученые из Мичиганского университета, наблюдавшие за последними минутами четырех умирающих пациентов, находившихся в коме. Родственники приняли решение отключить их от системы жизнеобеспечения. После того как их сердца остановились и мозг лишился доступа к кислороду, аппараты ЭЭГ еще некоторое время следили за мозговой активностью.
Оказалось, что у двоих из четырех умирающих мозг вдруг словно вышел из комы и выдал совершенно необыкновенный всплеск активности и связности работы всех отделов. Умирающий мозг генерировал гамма-волны — это самый высокочастотный ритм электроэнцефалограммы, он появляется при решении задач, которые требуют максимального сосредоточения внимания, и по некоторым теориям прямо связан с усиленной работой сознания, процессом осознавания. Особенно активной была область мозга на стыке височной и теменной коры, которую тоже связывают с сознанием, осмыслением и интеграцией опыта.
Пришли ли умирающие в этот момент в сознание, мы не знаем. Но, похоже, смерть — это не просто «наступление темноты», по крайней мере в некоторых случаях нашему исчезновению из этого мира предшествует необыкновенная вспышка ясности и осознания. Причем не только у людей. Еще в 2013 году эта же команда исследователей проводила подобный эксперимент с крысами и наблюдала тот же всплеск гамма-волн в течение 30 секунд после остановки их сердца.
Мы — гибриды
В Science опубликовали первые результаты масштабного сравнительного исследования геномов приматов. Больше ста исследователей из двух десятков стран собрали образцы крови у 800 обезьян — от крошечного долгопята до 200-килограммовой гориллы — и секвенировали две сотни их геномов.
Помимо прочих результатов, полезных для медицины и сохранения видов, выяснилось вот что. Эти геномы показали важную роль гибридизации в эволюции. Еще недавно смешение близких видов животных считалась редкостью. А здесь исследователи, например, показали, что серая курносая обезьяна, живущая в горах на юге Китая, возникла, когда золотистая курносая обезьяна спарилась с предками двух других видов этого рода. А одна из трех групп макак возникла в результате гибридизации двух других. Другие исследователи обнаружили признаки безудержной гибридизации в ДНК диких бабуинов разных видов.
Получается, гибридизация — очень важный механизм эволюции и видообразования приматов, как, наверное, и других животных.
А главное, видимо, в появлении и эволюции человека этот механизм сыграл совсем не последнюю роль. По недавним исследованиям, например, сапиенсы возникли не в каком-то отдельном месте Африки, а в результате миграций и обмена генами разных африканских популяций. Современное человечество несет в себе и гены неандертальцев с денисовцами (это все не то, чтобы разные виды — скорее популяции, довольно далеко ушедшие по пути видообразования, но еще не окончательно отделившиеся), а возможно и еще чьи-то.
Рентген атома
Ученые научились видеть отдельные атомы и распознавать их тип. Изображение кольцеобразных супрамолекул, включающих шесть атомов рубидия и один атом железа, попало на обложку свежего Nature. Первые рентгеновские снимки отдельных атомов, сделанные с помощью синхротронного излучения, позволяют не просто увидеть атомы, но и отличить атомы разных химических элементов друг от друга.
«Атомы можно визуализировать с помощью сканирующих зондовых микроскопов, но без рентгеновских лучей невозможно было точно определить тип конкретного атома и измерить его химическое состояние», — сказал ведущий автор исследования профессор Со Вай Хла из Университета Огайо.
Это серьезный прорыв, особенно для будущего нанотехнологий, — до сих пор методы рентгеновской визуализации могли отображать только группы из тысяч атомов. Суть метода, который команда совершенствовала 12 лет, — в объединении сверхъяркого «фонарика», синхротрона, возбуждающего атомы мощнейшим рентгеновским излучением, и сканирующего туннельного микроскопа, фокусирующего электромагнитные волны, которые испускают возбужденные атомы.
Загадочное послание с Марса
24 мая на Землю пришло сообщение с другой планеты. Его зафиксировали три обсерватории и теперь пытаются расшифровать. Жаль только, что сообщение не от инопланетян — это тест, проведенный Институтом SETI, чтобы определить, насколько хорошо человечество может расшифровать настоящее сообщение, отправленное инопланетянами.
SETI — это масштабная программа поиска сигналов от внеземного разума, в ее рамках уже 40 лет ведутся их безуспешные поиски с помощью радиотелескопов. Впрочем, за это время удалось изучить лишь крошечный участок неба. Ну а пока мы ждем сигнала от инопланетян, в Институте SETI решили сами отправить человечеству зашифрованное послание — радиосигнал с космического зонда TGO, принадлежащего Европейскому космическому агентству и давно работающего на орбите Марса: обычно он изучает марсианскую погоду и шлет удивительные фотографии кратеров, русел высохших марсианских рек или заснеженных дюн (кстати, снег на Марсе состоит не из воды, а из углекислого газа).
Сигнал, отправленный с TGO, дошел до Земли как обычно, за 16 минут, и был обнаружен радиотелескопами в Калифорнии, Западной Вирджинии и Италии. Астрономы разместили данные на сайте проекта, названного «Знак в космосе», и предложили всем желающим попробовать расшифровать его. Сообщение записано двоичным кодом, состоящим из нулей и единиц и может оказаться чем угодно — музыкой, рисунком, текстом на выдуманном учеными языке. Тысячи людей по всей планете уже пытаются взломать код.