К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Новый сезон: пять молодых балетных хореографов, за которыми стоит следить

«Времена года», Большой театр (Фото DR)
«Времена года», Большой театр (Фото DR)
Под занавес театрального сезона в Москве, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге дают премьеры балетов, поставленных молодыми российскими хореографами. Где и что смотреть, рассказывает балетный критик Анна Галайда

В последний год российский балет оказался внезапно отрезан от ресурсов — всего золотого фонда хореографии ХХ и XXI веков, который составлял заметную часть репертуара ведущих театров. Теперь востребованы отечественные хореографические таланты, которые еще два-три года назад не могли и мечтать о таком внимании. Но становление хореографа — процесс не быстрый, и если эшелон подающих надежды не так мал, то способных уже сегодня заменить исчезнувших в силу обстоятельств зарубежных мастеров — единицы. В лидерах остаются опытные Вячеслав Самодуров, Юрий Посохов, Алексей Мирошниченко, Антон Пимонов, однако грядущие премьеры могут расширить этот список

Максим Петров, «Урал Опера Балет»

Максим Петров, «Урал Опера Балет»

30-летний хореограф уже принимает дела у Вячеслава Самодурова, покидающего в конце сезона пост худрука театра «Урал Опера Балет» в Екатеринбурге. Выбор не случаен: несмотря на молодость, профессиональный постановочный стаж Петрова всего на год-два меньше, чем у того же Самодурова или Антона Пимонова, возглавляющего Пермский балет.

Петров, выпускник петербургской Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, принадлежит к тому поколению артистов Мариинского театра, которому уже не досталось личной работы с Форсайтом, Лакоттом, Макгрегором и педагогами фонда Баланчина. Зато их репертуар воспринимался артистами как часть законного классического наследия, формировавший вкус и, что в балете не менее важно, мышечную память. Неудивительно, что с первых же постановок Петров органично оперирует актуальными хореографическими приемами.

Сфера его сегодняшних интересов — неоклассика, но хорошо информированная в современном танце, театре и музыке. Среди его удач — «Русские тупики II» на музыку Настасьи Хрущевой, за которую он был награжден «Золотой маской», и мультижанровый вечер Стравинского, также выпущенный в Мариинском театре.

Когда: 14, 15 июня. «Полдень» в программе «Танц-артель»

Где: «Урал Опера Балет», Екатеринбург

Игорь Булыцын, «Урал Опера Балет»
DR

Игорь Булыцын, «Урал Опера Балет»

32-летний солист театра «Урал Опера Балет» хорошо известен в столицах благодаря «Золотой маске», которой награжден за роль Меркуцио в «Ромео и Джульетте» Вячеслава Самодурова. Он вообще был неизменным участником всех инициированных Самодуровым проектов: танцевал в его собственных балетах, в «Тщетной предосторожности» Сергея Вихарева выступал в партии Никеза, солировал в первых российских постановках Ханса ван Манена, Пола Лайтфута и Соль Леон, был занят в «Dance-платформе» молодых хореографов. Регулярное сотрудничество с теми, кто создает новую балетную реальность, спровоцировало потребность в собственном высказывании.

Нервные окончания Булыцына, конечно, хранят импульс самодуровской хореографии. Но в его номерах уже ясно обозначилось авторское своеволие: мышечная рельефность композиции, брутальность пластики, напор, ломаный ритм и отсутствие даже эфемерной классичности при соблюдении академических стандартов.

Когда: 14, 15 июня, «Танцеметрия» в программе «Танц-артель»

Где: «Урал Опера Балет», Екатеринбург

Максим Севагин, театра имени Станиславского и Немировича-Данченко
DR

Максим Севагин, театра имени Станиславского и Немировича-Данченко

Назначение 25-летнего танцовщика худруком балета Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко стало одной из сенсаций прошлого сезона. Но как хореограф он стал известен даже раньше, чем как исполнитель: первые награды за постановки Севагин получил в подростковом возрасте. Отлично окончив Вагановскую академию, он сделал стратегически верный выбор: не стал биться за место в гигантском и уставшем коллективе Мариинского театра, а уехал в Москву в театр Станиславского, в 2010-х захвативший лидерство по освоению классики ХХ века.

За несколько лет Севагин получил опыт, за которым раньше приходилось отправляться за три моря. Юношеская влюбленность в Баланчина сменилась широким кругом профессиональных интересов. Тем не менее неоклассика остается у Севагина в приоритете. И Вивальди, и Прокофьев, и Десятников поднимают его танцовщиц на пуанты, позволяя сплетать танец с музыкой так же плотно, как ноги в безупречном шенэ.

Когда: 21, 22, 23 июня. «Класс-концерт»

Где: Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, Москва

Артемий Беляков, Большой театр
Балет «Двенадцать»

Артемий Беляков, Большой театр

31-летний Артемий Беляков — эталонный премьер Большого театра: высоченный красавец, изяществом линий способный конкурировать с партнершами, воплощенная девичья греза о принце из сказки. Но уже несколько лет он без отрыва от романтических обязанностей осваивает прозаичную профессию современного хореографа.

Переключать регистры нелегко, и громкий дебют в родном театре в качестве постановщика балетного спектакля «Времена года» обернулся образцовым провалом. Норовистая сцена привыкла испытывать даже классиков, добиться ее благословения мало кому удается с первой попытки. Но за Беляковым — отличное образование, рациональный мозг, опыт сотрудничества с Алексеем Ратманским, Джоном Ноймайером, Жан-Кристофом Майо, Юрием Посоховым, Хансом ван Маненом, Кристианом Шпуком и несколько отличных миниатюр, сделанных для разных проектов. А умение держать удар — одно из важнейших качеств хореографа, и получить закалку на старте — возможно, не столько рана, сколько подарок от профессии.

Когда: 1, 2 июля, «Времена года» в программе одноактных балетов

Где: Большой театр, Новая сцена, Москва

Александр Сергеев, Мариинский театр
Балет «Двенадцать»

Александр Сергеев, Мариинский театр

Пока что Сергеева разрывает разнообразие возможностей, которые дает его талант. Уже 19 лет он блистает на сцене Мариинского театра, и хотя так и не выслужил статуса премьера, он — кумир публики по призванию: его насмешливого Меркуцио, змейкой вьющегося по деревьям лесного духа Шурале, знойного тореадора Эспаду любят не меньше, чем принцев. Ему нет равных в балетах Ратманского, Уилдона, Форсайта, Макгрегора, Прельжокажа.

В то же время Сергеев и сопродюсер —  участник «золотомасочной» команды проекта LAD, выпущенного «Урал Опера Балетом». Но его не отпускает и хореография: он ставит уже несколько лет, пока что в пределах родного театра и стараясь соответствовать его сегодняшнему стилю — освежению старых драмбалетных приемов современной лексикой. Но когда удается вырваться на простор чистого танца, освободившись от сюжетных или исторических подробностей, можно разглядеть собственную пластику, почувствовать особый ритм хореографии Сергеева. Так происходит в «Трех песнях на стихи Марины Цветаевой», которые стали частью его первой большой работы — балета «Двенадцать» Бориса Тищенко.

Когда: 12 июля, «Двенадцать»

Где: Мариинский театр, Санкт-Петербург

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+