К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Наивная улитка и художницы из Ирана: что показали на ярмарке Frieze в Нью-Йорке

Мэтью Роне. «Трещина, волна, земля, ода» (Фото Casey Kelbaugh / CKA. Courtesy of CKA and Frieze)
Мэтью Роне. «Трещина, волна, земля, ода» (Фото Casey Kelbaugh / CKA. Courtesy of CKA and Frieze)
В мае Нью-Йорк наглядно демонстрирует статус мировой столицы современного искусства: каждый день в городе открываются выставки современного искусства, проходят торги Christie’s и Sotheby’s, идут ярмарки как с мировым именем, так «гаражные», собранные накануне. На ярмарке Frieze New York в этом году свои стенды представили 60 ведущих галерей из 27 стран

Ярмарка Frieze New York — сетевое отделение лондонской Frieze, на волне успеха в начале 2000-х разросшейся до Frieze Masters, Frieze Лос-Анджелес, Frieze Сеул, — самая камерная среди всех. Однако именно от нее художественное сообщество отсчитывает начало весны в городе. В этом году открывшаяся практически сразу после интеллектуальной ярмарки TEFAF New York новая Frieze, по мнению экспертов, была особенно консервативна по своему наполнению. 

Frieze New York впервые прошла в 2012 году и сразу получила славу «истории не для всех»: добраться до острова в Ист-Ривер и увидеть 120 галерей было весьма сложно и дорого. Но концепция и расположение изменились. Теперь Frieze New York находится на Манхэттене, в квартале от Гудзона, на 30-й улице. Ярмарка этого года  в два раза меньше той, что была прежде, — на ней только 69 галерей-участниц, поэтому, по сравнению с предыдущими годами, нью-йоркская Frieze кажется легкой прогулкой по арт-центру The Shed за $55 за билет. 

Как устроена Frieze New York 

На этажах The Shed: книжный магазин, кафе и лаундж на первом, второй этаж и третий — звездные галереи и специальные проекты ярмарки, четвертый — раздел Focus, где представлены галереи возрастом до 12 лет, чьи стенды собраны совместно с галеристами Оливией Барретт и Софи Морнер, на шестом этаже еще 13 галерей и, наконец, верхний этаж — партнерская зона, библиотека и выставка Эктора Гарсия la llorona. 

 

Тематические акценты ярмарки этого года: работы начинающих художников, исследующих изменения окружающей среды, и художественное доказательство того, что большая часть инновационных проектов в искусстве последних 50 лет была создана женщинами. Среди известных широкой публике имен, «голубых фишек» арт-рынка, выставлены только Алекс Кац, Ансельм Кифер, Яёи Кусама, Яннис Кунеллис. Все остальные имена — малоизвестные. Зато в основном разделе ярмарки заметно прибавилось галерей из Азии, а еще девять представляли Южную Америку. Одним из акцентов стала тема прав женщин в Иране: Dastan Gallery представила работы пяти иранских художниц.

День открытия был отмечен впечатляющим списком продаж: White Cube отдали работу Дорис Сальседо за $1,25 млн, галерея Pace распродал стенд Роберта Нава по цене от $30 000 до $80 000 за работу; Таддеус Ропак продал «Этюда хлопкового поля» Роберта Лонго (2022 года) за $900 000; галерея Goodman — бронзу Уильяма Кентриджа за $500 000, а галерист Ксавьер Хафкенс — «Осенние деревья и козу» Милтона Эйвери за $600 000. Работа Трэйси Эмин I needed you to love me (2023), представленная White Cube, в день открытия ярмарки стоила $1 млн, но финальная цена, за которую ушла работа, неизвестна. 

 
Трэйси Эмин. I needed you to love me. 2023 (Фото White Cube)

Демократичное искусство по цене ниже $25 000 было собрано APAA (Ассоциацией профессиональных консультантов по искусству), в этот список попали картины Триши Бага, Майи Рут Ли и Вуди Де Отелло, а также текстильные работы Саны Гатеи и Джагдипа Райны. 

Интересны работы Лизы Оппенгейм, которую представляла Tanya Bonakdar Gallery. Например, Entartete Kunst, Südfranzösische Landschaft, 1945/2023 (Version I) 2023 года за $18 000 — находка для коллекционеров как с визуальной, так и с интеллектуальной точки зрения — фотографический диптих, созданный под впечатлением творчества художника Эриха Хеккеля, одного из основателей группы немецкого экспрессионизма Die Brücke, которого Гитлер считал «дегенеративным» художником. Подобно художникам Die Brücke, Оппенгейм проводит концептуальные параллели между прошлым и настоящим. Исходный образ картины Хеккеля описан слева, а переосмысление художницей дано справа — как будто прошлые, незаживающие раны просачиваются в настоящее. 

Что оценили критики

Среди стендов, отмеченных критиками, небольшая, великолепно мрачная подборка работ Джека Виттена (1939–2018) в галерее Hauser & Wirth. Виттен начал творческий путь в 1960-е, находясь под сильным влиянием абстрактного экспрессионизма. Первая его персональная выставка прошла в Музее Уитни в 1974 году. Позже он выработал собственную живописную форму: экспериментируя с текстурами, в 1980-е начал «конструировать» мозаичные картины из небольших акриловых плиток. Многие свои работы Виттен посвящал важным для его становления как художника людям: Энди Уорхолу, Луиз Буржуа, Роберту Раушенбергу, Мартину Лютеру Кингу. В 2015 году президент США Барак Обама наградил Виттена Национальной медалью США в области искусств.  

 

Галерея Gagosian представила выставку фотографий Нэн Голдин, нового для нее художника. Для стенда на ярмарке Голдин отобрала восемь работ (восемь сеток-раскадровок), созданных за последние 15 лет. Формат сетки, с которым она работает более 20 лет, возник из ассоциативного импульса. Работы 2014–2016 годов объединяет физиологическая и эмоциональная реакция на определенный цвет. «Спина» (2011–2014), «Завуалированные» (2011–2014) и «Островные моря» (2014) взяты из слайд-шоу Голдин «Скопофилия» (скопофилия — то же, что и вуайеризм, то есть любовь к подсматриванию. — Forbes Life), созданного по заказу Лувра и состоящего из более чем 400 фотографий из архива художницы.

В скопофилии традиционно обвиняют голливудское кино, где женщины превращаются в объекты, на которые нужно смотреть (а не на субъекты со своим голосом). «Сериал» Голдин, основанный на греческой мифологии и затрагивающий темы любви и желания, сочетает в себе ее автобиографические образы с фотографиями картин и скульптур из коллекций Лувра и других мировых музеев. Этот проект, как объясняет Нэн Голдин, «начался с желания воплотить в жизнь предметы на картинах и скульптурах».

Триптих «Ким в своей гримерке» в Le Carrousel de Paris, x3, 1991 (2019) объединяет три портрета транс-исполнительницы Ким Харлоу. Эта работа, как и «Время шоу», Бангкок — Нью-Йорк, 1992–1995 (2019), возникает из «Другой стороны», которая существует в виде книги и слайд-шоу. Обе раскадровки представляют собой примеры того, как Голдин использует различные средства, расширяя содержание, освобождая его от привязки к определенному времени и месту. Работы были проданы частным коллекционерам и музеям. Цены варьировались от $64 000 до $90 000.

На стенде Michael Rosenfeld все художники — женщины, их работы датируются 1973 годом, когда аборты были легализованы историческим решением Верховного суда США. Однако ни в одной работе художника это открыто не упоминается, и только несколько произведений носят политический характер: крошечная сборка с пистолетами Бетье Саар и фантастический пророческий рисунок Нэнси Гроссман с лицом, превращающимся в пистолет. Основанная в 1989 году Майклом Розенфельдом, галерея была создана для популяризации творчества американских художников, внесших вклад в развитие сюрреализма, соцреализма, модернизма, абстрактного экспрессионизма, фигуративного экспрессионизма и геометрической абстракции. 

Половина стенда галереи Kurimanzutto на Frieze была выкрашена в бледно-персиковый цвет — это перекличка с недавней выставкой Наири Баграмян в пространстве галереи в Мехико. В 1999 году к Монике Манзутто и Хосе Кури обратился художник Габриэль Ороско с идеей открытия галереи, которая представляла бы новое поколение художников Мексики. Первоначально это была кочевая институция, чьи проекты занимали разные пространства в Мехико. В 2008 году Kurimanzutto открыла постоянную галерею в Мехико, а через десять лет у галереи появилось временное пространство в Нью-Йорке.

 

Галерея James Cohan представила серию работ Нодлин Пьер: этот набор новых, стилизованных картин — попытка художницы поместить свою точку зрения в традиционные сцены мира классической живописи, где доминируют мужчины, — объяснила Саша Фельдман, директор Cohan Gallery. 

Выставившись в The Artsy Vanguard в 2020 году и объявив новую выставку в Центре дизайна в Нью-Йорке, Нодлин произвела фурор среди коллекционеров на ярмарке: весь стенд был распродан в течение нескольких часов с момента открытия ярмарки, цены варьировались от $45 000 до $130 000.

После монументальной инсталляции в саду на крыше музея Метрополитен в Нью-Йорке (четыре колонны и четыре статуи сфинкса с элементами древнеегипетской архитектуры) Лорен Хэлси показала персональную выставку новых работ в галерее David Kordansky. Уроженка Лос-Анджелеса создает цифровые коллажи и гравюры в афрофутуристическом стиле.

Мэтью Роне. «Трещина, волна, земля, ода» (Фото Casey Kaplan)

Соло нью-йоркского художника Мэтью Роне в галерее Casey Kaplan представляло собой единственную работу длиной 7,3 метра под названием «Трещина, волна, земля, ода». Состоящая из десятков компонентов, напоминающих то ли пальцы, то ли грибы размером с игрушку, она тянется по всему пространству, как линия горизонта. Кейси Каплан продал скульптуру за $300 000. 

 

Фотографии Фарах Аль-Касими исследуют гендер, общество потребления, вкус и власть в Персидском заливе через кажущиеся банальными, но визуально сложные изображения сцен из повседневной жизни. Фарах — страстная поклонница фильмов ужасов, что заметно в ее кино- и видеоработах. Эта серия, состоящая из шести фотографий с открытыми ртами, может быть изображением крика во время просмотра фильма ужасов, но, как и жанр ужасов, также служит метафорой времени. В 2018 году Фарах была награждена премией Artadia от New York New Art Dealers Alliance, а в 2020 году вошла в список Forbes «30 моложе 30» в номинации «Искусство». 

Farah Al Qasimi. Six Different Screams. 2021. Courtesy of the Artist and François Ghebaly Gallery (Фото Paul Salveson)

На ярмарке было место и наивному искусству, например Сани Кантаровскому (галерея Modern Art) и Маркосу Сикейре (Mitre Gallery). Художник российского происхождения Кантаровский живет и работает в Нью-Йорке. Его произведения находятся в собраниях Бостонского института современного искусства (США), галереи Тейт (Лондон), Далласского музея искусства (США), Музея американского искусства Уитни (Нью-Йорк), Музея и сада скульптур Хиршхорна (Вашингтон), Музея современного искусства Чикаго (США), Фонда искусства Kadist (Париж).

Sanya Kantorovsky (Фото Modern Art)

Художник Маркос Сикейра живет в национальном парке Серра-ду-Сипо в Бразилии, где он исследует природные явления. Он использует пигменты почвы для создания хроматической гаммы, состоящей из охры, зеленого, серебряного, синего, черного, серого и красного тонов, в работах, которые исследуют характерную линию горизонта региона, растительность, животных, людей, праздники и труд.

Farah Al Qasimi. Six Different Screams. 2021 (Фото Paul Salveson·Artist and François Ghebaly Gallery)

Молодые галереи

На этаже с разделом Focus были представлены галереи, существующие менее 12 лет, из Аргентины, Бразилии, Канады, Китая, Кореи и Нигерии, а также несколько новых имен из Нью-Йорка. Вот некоторые из них: в галерее Barro (Буэнос-Айрес и Нью-Йорк) были выставлены вязаные шерстяные формы Моники Хирон, напоминающие птиц исчезающих видов в Патагонии, где она родилась. В Cooper Cole из Торонто показывали небольшие вышивки Джагдипа Райны, которые словами и образами напоминают о жизни кашмирской диаспоры. Стенд Capsule Shanghai заполнили причудливые деревянные киборги Ляо Вэня. 

 

Все работы на стенде нью-йоркской Company Gallery с работами американского художника Тоша Баско были распроданы. Эти абстрактные картины — результат импровизационных перформансов, во время которых художница, более известная под псевдонимом boychild, прижимает свое тело, покрытое краской и гримом, к холсту.

Британская галерея Tiwani Contemporary представила художницу с ганскими корнями: работы Эммы Премпе переносят зрителя в ее личное пространство, которое она оживляет с помощью световых проекций и звуковых дорожек. В картинах Премпе тема дома проявляется в виде старых кресел, шумных семейных кухонь и уютных гостиных. Эмма недавно окончила Королевский колледж искусств, но уже получила несколько наград и заметных выступлений на выставках, в том числе была названа в числе «Новых современников» Bloomberg в 2019 году. 

Независимый музыкальный куратор DJ Jihaari собрал по мотивам стендов музыкальную дорожку, и к работам Эммы Премпе он выбрал трек Kiss of Life — Sade. В начале Kiss of Life Шаде говорит: «Должно быть, рядом со мной был ангел. Что-то помогло, что привело меня к тебя». 

Emma Prempeh. Steal The Rum Cake From the Kitchen. 2023 (Фото Tiwani Gallery)

Зачем Нью-Йорку еще одна ярмарка искусства

Традиционно на Frieze обсуждали взаимодействие государства, культуры и сообществ. Один из наиболее интересных разговоров состоялся между Кристин Мессинео, директором Frieze New York, и Тамарой Маккоу, главой муниципальной программы The Shed. 

 

Сегодня Frieze New York — самая камерная ярмарка в системе Frieze, поэтому совет проекта в Нью-Йорке выбирает одну или две некоммерческие организации в год и предоставляет им более широкую платформу не только для сбора средств через прямые продажи, но и для того, чтобы их популяризировать. В этом году такими некоммерческими организациями стали Artadia, Artist Plate Project, Printed Matter Inc., Vote.org. Презентации проектов проходят одновременно с открытием ярмарки. 

The Shed (в переводе «сарай») — это и музей, и центр перформанса, и площадка для временных проектов, обеспечивающая равное присутствие всех видов искусства, выбранных по районному принципу. Основные транспортные узлы города — Penn Station и Port Authority — находятся поблизости, поэтому жилищный кризис сильно сказывается на районе. The Shed получила возможность сотрудничать с группой реагирования Манхэттенского района государственных школ Нью-Йорка для организации акций с едой и одеждой.

Совет арт-центра регулярно запускает серию открытых конкурсов, по итогам которых формируется программа с показами произведений начинающих художников и уличных танцоров из окрестных кварталов. Отмечая близость арт-центра к публике и его соседство с субсидируемым жильем для малоимущих, задача Shed — стать не просто украшением района, а платформой для поддержки сообщества, от реализации их творческих инициатив до гражданских свобод, таких как открытое голосование. 

Идея взаимодействия крупной международной ярмарки и локальной площадки не нова, однако подход, ориентированный на тесную работу с сообществом, его поддержку исходя из исследований его потребностей и значительное партнерство с государственными организациями по развитию конкретных городских районов, как показывает практика, качественно улучшает и динамику бизнеса, и доверие к таким организациям, и развитие сообществ. Словом, партнерство искусства и НКО доказывает неоспоримую роль культурных институтов для гражданского общества. Эта практика в перспективе способна приносить пользу более широким сообществам, не ограниченных рамками одного города.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+