Бэнкси посвятил работу Баскии, коты заселили «Вавилонскую башню»: новости арт-рынка
«Золотое яблоко» за €1 млн, Фаберже на Sotheby’s
25 мая аукционный дом «Александр» проведет торги, посвященные произведениям искусства из частных коллекций. Отдельный раздел отвели русским иконам XV-XX веков из коллекции Игоря Сысолятина. Собрание, формировавшееся с конца 1980-х годов, сегодня насчитывает более тысячи икон, из которых 81 выставлена на продажу. Самый большой эстимейт (10—12 млн рублей) у иконы «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни». Поясной вариант этой композиции встречается крайне редко: единственный близкий аналог хранится в Русском музее.
В секции отечественной живописи и графики XIX—XX веков главный топ-лот — ранняя работа Александра Киселева «На берегу реки» (18—20 млн рублей), участвовавшая в седьмой выставке передвижников в 1879 году. Среди лотов также есть пастель Александра Яковлева (16—18 млн рублей) и пять эскизов костюмов к балету «Конек-Горбунок» работы Константина Коровина (2—2,5 млн рублей за весь комплект). Кроме того, с молотка пустят редкие образцы российской нумизматики и фалеристики и предметы японского декоративно-прикладного искусства. Есть и несколько предметов работы Фаберже — шляпные булавки, ручки для трости в форме звериных головок, пудреницы, рамки для фотографий и портсигары. Особняком стоит подборка работ камнерезной студии «Святогор», включая круговую многофигурную композицию «Восточный танец» (20—25 млн рублей). Торги пройдут в московском особняке Спиридонова.
На 27 мая намечены торги русского и западноевропейского искусства аукционного дома «Русская эмаль». Один из самых высоких эстимейтов (450 000 — 500 000 рублей) принадлежит картине Элия Белютина «Артемида» (1971). Чуть дороже (490 000 — 600 000 рублей) оценена «Цветущая сирень» (1958) Дмитрия Налбандяна. Одинаковые эстимейты (390 000 — 450 000 рублей) у двух гуашей Александры Экстер 1930-х годов — «Встреча» и «Охота» — с экспертными заключениями Третьяковской галереи.
Sotheby’s продолжает проводить торги, кураторами которых выступают приглашенные знаменитости. Если в прошлом году подбором современного искусства занимались рэпер Skepta и голливудский актер Роберт Паттинсон, то дизайнерский аукцион, который пройдет сегодня вечером, курировала Диана Пикассо, внучка художника. Великий испанец представлен на торгах керамическими работами, эстимейты которых не превышают отметку €20 000. Список топ-лотов возглавляют работы Франсуа-Ксавье и Клод Лаланн, среди которых самым дорогим считается «Золотое яблоко», оцененное в €1 млн.
Произведения четы Лаланн есть и среди топ-лотов дизайнерских торгов Christie’s, которые пройдут 26 мая. Например, журнальный столик «Лотус и обезьяны» из позолотной бронзы оценен в €300 000 — 500 000. Но самый дорогой лот — бронзовый стол «Колыбель» работы Диего Джакометти, эстимейт которого составляет €400 000 — 600 000.
В расписании торгов Sotheby’s появился анонс лондонского аукциона «Фаберже, императорское и революционное декоративно-прикладное искусство». Последний пункт, видимо, относится к агитфарфору, образец которого украшает шапку анонса. Торги намечены на 27 июня, список лотов пока не объявлен.
Прошедшие торги: Репин за $70 000 и результаты нью-йоркских аукционов
Продолжавшаяся всю прошлую неделю серия нью-йоркских аукционов Christie’s, Sotheby’s и Phillips, посвященных искусству XX—XXI веков, в сумме собрала порядка $2 млрд. Самым дорогим лотом вечерних торгов Christie’s стала картина Жан-Мишеля Баския «История черных (Нил)» из коллекции Валентино Гаравани ($67 млн). На один лот пришлось три четверти всей суммарной выручки торгов, которая составила $99 млн. Масштабная полуфигуративная абстракция Сесили Браун «Без названия (Красивые и проклятые)» ушла с молотка за $6,7 млн, недотянув до нового рекорда всего несколько тысяч.
Проходившие в два захода торги, посвященные коллекции бостонского инвестора и мецената Джеральда Файнберга, принесли почти $200 млн. Это на $70 млн меньше, чем суммарная оценочная стоимость собрания. Самый громкий топ-лот — работа Кристофера Вула «К черту их, если они не понимают шуток» — была куплена за $10 млн при эстимейте $15—20 млн. Главные топ-лоты Sotheby’s — картина Густава Климта «Остров на озере Аттерзе» и «Империя света» Рене Магритта — ушли за $53 млн и $42,2 млн. Но гораздо больше шума вызвало снятие с торгов сразу нескольких топ-лотов, включая вынесенную на обложку каталога работу Есимото Нары с эстимейтом $12—18 млн.
На этом фоне посвященные современному искусству торги Phillips, собравшие почти $70 млн, выглядят настоящим успехом, притом что аукционный дом сделал акцент на новичков: порядка 80% имен раньше никогда не встречались на крупных торгах. Но топ-лотом все же стала работа, в которой переплелись судьбы сразу двух художников, которые считаются «голубыми фишками» арт-рынка. Это отражено даже в названии работы Бэнкси, оммаже картине Баския. Картина называется «Бэнксия. Мальчик и пес: стоять, обыск». В 2017 году в лондонском Барбикан-центре проходила выставка Баския. Взяв за основу одну из картин, участвовавших в ретроспективе, Бэнкси скопировал фигуры мальчика с собакой, перенеся их на стену ближайшего здания и дополнив фигурами полицейских. На торги выставлялась студийная копия этой работы, проданная за $9,7 млн.
Оцененный в $40 000 — 60 000 «Портрет молодого человека в студии художника» кисти Ильи Репина продан на торгах Showplace 21 мая за $70 000.
Главные продажи Frieze в Нью-Йорке
Очередной выпуск ярмарки Frieze проходил в Нью-Йорке с 17 по 21 мая. В смотре принимало участие чуть меньше 70 дилеров. Мегагалерея Hauser & Wirth представила публике моновыставку скончавшегося в 2018 году американского абстракциониста Джека Уиттена. Цены начинались с $95 000, но самой дорогой оказалась работа «Без названия» 1976 года, которая ушла за $2,5 млн. Галерея Thaddaeus Ropac отчиталась о продаже картины Роберта Лонго за $900 000, а White Cube нашла покупателя для скульптуры Энтони Гормли из стальных прутьев за $450 000. В первые же часы работы ярмарки был полностью распродан стенд лос-анджелесской галереи David Kordansky с цифровыми коллажами Лорен Холзи. Этому во многом способствовала ее сайт-специфическая инсталляция, которая недавно появилась на крыше Метрополитен-музея.
Греция возвращает свои культурные ценности и ждет мраморы Парфенона
Министр культуры Греции Лина Мендони сообщила о достижении договоренности, в результате которой в страну вернется несколько сотен предметов старины, включая бронзовую статую Александра Македонского и множество статуэток эпохи неолита. Речь идет о находившихся в Великобритании предметах, вокруг которых велось судебное разбирательство на протяжении последних 17 лет. Все они так или иначе связаны с дилером Робертом Саймзом, приговоренным к тюремному сроку за незаконный оборот культурных ценностей еще в 2005 году.
Тем временем греческий премьер-министр Кириакос Мицотакис не оставляет попыток вернуть в страну мраморы Парфенона. Еще в середине марта его английский коллега Риши Сунак утверждал, что о реальной передаче скульптур, находящихся в Британском музее, речи идти не может. Вместо этого Греции предлагали эксклюзивные NFT-копии артефактов. На днях Мицотакис заявил, что у него есть способное устроить всех (win-win) решение этой проблемы, не изменяющее принципам греческой стороны, которая категорически отказывается признавать право Британского музея на владение артефактами. Детали возможного соглашения пока что неизвестны.
NFT и цифровое искусство
На фоне наблюдающегося весь последний год снижения спроса на NFT-искусство итоги торгов Sotheby’s, прошедших 19 мая, выглядят настоящим успехом. Они собрали в сумме $2,4 млн. На продажу выставлялось собрание обанкротившегося крипто-хедж-фонда Three Arrows Capital. Топ-лотом стала работа Тайлера Хоббса Fidenza #725, ушедшая с молотка более чем за $1 млн, превзойдя нижнюю планку эстимейта почти в 10 раз.
Создатели нового AI-генератора изображений обещают выплачивать гонорары художникам, на чьих работах будет учиться алгоритм. За последние месяцы участились случаи судебных исков от авторов, которые заявляют, что отдельные работы, созданные нейросетями, основаны на их произведениях, но при этом никаких отчислений им за это не выплачивается. Авторы проекта Ascendant Art решили обойти эту проблему. Сейчас алгоритм использует для обучения преимущественно изображения общего пользования и работы 20 современных художников, согласившихся принять участие в эксперименте.
Вена уже вовсю использует Al-генератор, привлекая туристов необычным способом. В новой маркетинговой кампании, запущенной Vienna Tourist Board, участвуют работы, созданные на основе знаменитых произведений искусства, хранящихся в венских музеях. При помощи искусственного интеллекта в них внесены некоторые изменения: на портретах Климта и Шиле образы людей заменены котами, они же населяют и «Вавилонскую башню» кисти Брейгеля Старшего.