К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Физические наказания вредят здоровью и воспитанию детей: 7 научных доказательств

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Физические наказания вредят детям: они хуже учатся, испытывают хронический стресс, страдает их ментальное и физическое здоровье. Специально для Forbes Life ведущий эксперт сервиса экспертной поддержки специалистов медицинских организаций «Актион Медицина» Наталья Журавлева собрала научные подтверждения этому

В метаисследовании The Lancet говорится о том, что 63% детей в возрасте 2-4 лет регулярно подвергаются физическому насилию. При этом ни одно исследование не показало положительного влияния наказаний на ребенка. Физическое наказание значительно сопряжено с ухудшением поведения в динамике в 38 независимых выборках — 59%. В 15 независимых выборках — 23% — значимой корреляции не выявили.

Неблагоприятный детский опыт может настигнуть даже через поколения: так, жестокое обращение с матерями может повлиять на психическое и физическое здоровье их детей, например, способствовать развитию астмы, аутизма и депрессии. 

Семь доказательств против физических наказаний

  • Физические наказания ухудшают поведение ребенка в динамике.

Исследования показывают, что физическое наказание сопряжено с ухудшением поведения ребенка, включая проявление агрессии. Кроме того, исследователи делают вывод, что физическое наказание может привести к антисоциальному поведению во взрослом возрасте, повышенному риску стать жертвой насилия, суицидальным наклонностям, различным нарушениям психики. Таким образом, физические наказания неэффективны для коррекции поведения ребенка. Напротив, они имеют обратный эффект, так как усиливают проявления нежелательных форм поведения. 

 
  • Физические наказания не влияют положительно на развитие.

Данные исследований не показали корреляции с желаемыми положительными результатами — внимательностью детей, их когнитивными способностями, отношениями с другими людьми и реакцией на стресс. Физические наказания также не привели к улучшению социального поведения или социальной грамотности в динамике. Однако привели к обратному эффекту: ухудшению успеваемости в школе, агрессивному и антисоциальному поведению и т.д.

  • Мальчики и девочки одинаково реагируют на физические наказания.

Два американских исследования выявили более сильную связь с проблемным поведением после физических наказаний у мальчиков, чем у девочек. При этом китайское исследование показало связь с экстернализирующим поведением у девочек, но не у мальчиков. Исследование, проведенное в Канаде, не доказало зависимости агрессивного поведения от пола ребенка. Но обнаружило, что физическое наказание сопряжено с улучшением просоциального поведения только у девочек. В национальном исследовании, проведенном в Греции, физическое наказание привело к большему числу экстернализирующих форм поведения у мальчиков, но к меньшему числу экстернализирующих и интернализирующих форм поведения у девочек. Таким образом, большинство исследований показало, что физические наказания сопряжены с ухудшением проблемного поведения как у мальчиков, так и у девочек. При этом различия есть только в степени корреляции.

 
  • Физические наказания повышают риск жестокого обращения с детьми у родителей.

Родители, практикующие такие физические наказания, как шлепки, рискуют перейти к избиению, удушению, нанесению порезов и т.п. Это может привести к вызову службы опеки и лишению родительских прав. Этот вывод согласуется с результатами предыдущих мета-анализов, которые показали аналогичные результаты. Он также соответствует результатам исследования записей канадских служб защиты детей, — его результаты не вошли в мета-анализ The Lancet. Согласно этим записям, 75% подтвержденных случаев физического насилия происходят в контексте наказания. В совокупности эти данные свидетельствуют о том, что физические наказания связаны с повышенным риском жестокого обращения. 

  • Все данные о том, что дети сами провоцируют физическое наказание, связаны с экстернализирующим поведением. 

Экстернализирующим называют антисоциальное агрессивное поведение, которое проявляется вовне. В более ранних межгрупповых исследованиях корреляции показывали обратную причинно-следственную связь: проблемное поведение детей приводит к применению физических наказаний. В обзор, опубликованный в The Lancet, включили только проспективные когортные исследования, где учитывали начальное поведение ребенка. Теперь изучаемые последствия показывают именно влияние физических наказаний на изменения в поведении детей относительно их первоначального поведения. В 6 исследованиях с независимыми выборками и 9 исследованиях, использующих данные исследования FFCWS (Fragile Families and Child Wellbeing Study), физическое наказание вызывало последовательное ухудшение экстернализирующего поведения в динамике. И это при учете тенденции «плохое поведение приводит к физическим наказаниям».

Согласно исследованиям, чаще остальных склонны к реакции на экстернализирующее поведение детей родители из неблагополучных семей, с низким доходом и уровнем образования, из развивающихся стран, употребляющие алкоголь и психоактивные вещества. 

 
  • Не подвергающиеся физическим наказаниям дети ведут себя менее разрушительно и агрессивно.

Результаты подобных исследований критиковали, так как они не были эмпирическими. Но проводить эксперимент с умышленным физическим наказанием детей — неэтично. Поэтому в исследованиях применяли методологические схемы, которые позволяли исключать другие причины ухудшения поведения, кроме физического наказания. Исследование 12 112 американских семей показало, что у детей, подвергавшихся физическим наказаниям, в возрасте 5–8 лет значительно увеличился уровень экстернализирующего поведения по сравнению с теми, кто не подвергался физическим наказаниям. Второе исследование, проведенное в Японии (29 182 семьи), показало похожие результаты. Дети, подвергавшиеся физическим наказаниям, со временем имели больше проблем в поведении, чем их сверстники, не подвергавшиеся таким наказаниям. Подтвердило данные и третье исследование, проведенное в Колумбии (1167 семей). У маленьких детей, подвергавшихся физическим наказаниям, когнитивные навыки развивались хуже, чем у тех, кто им не подвергался.

  • Последствия физических наказаний демонстрируют зависимость «доза-ответ».

В семи исследованиях оценивали связь между частотой физических наказаний и уровнем последствий. В пяти из них обнаружили данные в пользу зависимости «доза-ответ». Три исследования, основанные на данных FFCWS, показали усиление корреляции с детской агрессией при увеличении частоты физических наказаний. Одно исследование NLSY (National Longitudinal Surveys of Youth) показало, что корреляция со снижением успеваемости по математике и способности к чтению усиливалась при увеличении частоты физических наказаний.

Как исследования влияют на эту проблему

На сегодняшний день 62 страны ввели запрет на любые физические наказания детей, уравняв тем самым их в правах на защиту со взрослыми. Такие запреты уже действуют в 10 странах Африки, 10 странах в Центральной и Южной Америке, 6 странах в Азии и Тихоокеанском регионе, 35 странах в Европе и 1 стране на Ближнем Востоке. В России такого запрета нет. Страны, где они введены, имеют разные культуры, вероисповедания, уровни экономического развития, а также разные политические и правовые системы. Поэтому о традициях воспитания и «передачи знаний от поколения к поколению через подзатыльник» говорить не приходится.

Законодательный запрет приводит к быстрым и значимым переменам в отношении и поведении родителей. Он снизил как общественное одобрение, так и распространенность физических наказаний детей. При этом нет никаких данных о том, что введение законов о защите детей приводит к судебному преследованию большего числа родителей и опекунов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+