К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Жизнь от-кутюр: как Валентин Юдашкин стал главным модельером России

Модельер Валентин Юдашкин на показе своей коллекции в рамках Moscow Fashion Week. (Фото Елены Никитченко / ТАСС)
Модельер Валентин Юдашкин на показе своей коллекции в рамках Moscow Fashion Week. (Фото Елены Никитченко / ТАСС)
Не успела российская модная индустрия оплакать уход из жизни 85-летнего Вячеслава Зайцева, как через два дня ей пришлось прощаться уже с его учеником, вечным соперником и, казалось бы, логичным преемником в звании главного кутюрье страны — Валентином Юдашкиным. Это трагическое стечение обстоятельств можно расценить как окончание большой эпохи советско-российской моды. Редактор Forbes Life Юлия Савельева рассказывает, какую роль в ней сыграл Валентин Юдашкин

Утром 2 мая 2023 года последний статус в социальных сетях модного дома Valentin Yudashkin был посвящен ушедшему из жизни Славе Зайцеву. Под совместной фотографией двух модельеров был опубликован текст, в котором Юдашкин вспомнил, как пришел учиться к Зайцеву в Дом моды на проспекте Мира, как посещал его мастер-классы, фотосессии, ездил по приглашению маэстро в командировки. Но уже через день эмоциональная фраза из этого текста «Мир потерял великого модельера, художника и творца!» могла бы сопровождать уход самого Юдашкина. 

Биографии и карьеры Зайцева и Юдашкина тесно связаны и три десятилетия развивались параллельно. Многие статьи в память о Валентине Юдашкине полны сравнений с его учителем, и они неизбежны. Оба работали в одном жанре haute couture, оба пытались завоевать Париж и западный рынок, оба начали строить Дома моды во времена глобальных перемен в экономике и бизнесе России, тотального дефицита, бума на малиновые пиджаки и логотипы от Versace. 

Зайцев первым начал идти по этому сложному для модельера пути еще во времена СССР, ученик-Юдашкин перехватил эстафету и вышел на иной качественный уровень уже в новой России. Будучи коллегами, единомышленниками, соратниками, соучастниками, вечным соперниками и конкурентами, они шли бок о бок, всегда оставаясь хорошими друзьями.

 

Имперские амбиции и покорение Парижа

Юдашкин рисовал и шил с детства — его дед был профессиональным портным, и Валентин рос среди выкроек, ножниц, булавок и тканей. Поступил в Московский индустриальный техникум на факультет моделирования и преддипломную практику проходил в Доме моды Славы Зайцева, который в 1982 году открылся на проспекте Мира. 

Модельер Вячеслав Зайцев и модельер Валентин Юдашкин на XI фестивале моды «Плес на Волге. Льняная палитра»( Фото Владимира Смирнова·ТАСС )

Окончив техникум с красным дипломом, в 1986-м он начал карьеру в качестве старшего художника при Министерстве бытового обслуживания. Но уже через два года самостоятельно организовал первый показ в гостинице «Орленок», а затем основал фирму «Vali-Мода» и отправился в свободное плавание. Легенда гласит, что ради этого был продан старый семейный жигуленок и шуба жены Марины. 

 

В 1987 году первая коллекция Юдашкина называлась «Русь изначальная» и была полна аллюзий на православную символику. Его учитель Зайцев в этом же году представил коллекцию «Тысяча лет со Дня Крещения Руси». Следом Зайцев показал «Русские сезоны» по мотивам Дягилевских антреприз, а Юдашкин — коллекцию «Петровские балы», так что параллели в творчестве двух мастеров оказались неизбежны. 

Затем Юдашкин быстро начал уходить от столь любимой его учителем темы в сторону европеизированной моды имперской России, условно — из православной Москвы в императорский Санкт-Петербург с его аристократической эстетикой. Пусть и при общей любви к декоративизму, вышивке, кружеву и ярким цветам. Названия последующих коллекций Юдашкина — «Екатерина Великая», «Король-Солнце», «Русский модерн», «Анна Каренина», «Ар-деко» — во многом говорят сами за себя. 

Переломным моментом и прорывом в его карьере стала коллекция «Фаберже», показанная в 1991 году уже на неделе кутюрных показов в Париже, куда молодого талантливого дизайнера из России пригласили увидевшие его работы французы. Платья-яйца в виде реально существующих императорских пасхальных яиц работы Карла Фаберже произвели фурор во всем мире и моментально сделали Юдашкина главным кутюрье из России. 

 

Если Зайцев показывал коллекции во французской столице на волне интереса к тому, что происходило за «железным занавесом», и благодаря патронажу дизайнера Пьера Кардена, то Юдашкин был быстро признан профессиональным модным сообществом — в 1996 году его приняли в Chambre Cyndicale de la Couture Parisienne (Парижский синдикат высокой моды), и он оставался в рядах престижного сообщества еще несколько лет. Выбыл из него лишь потому, что не выполнил главное условие членства в синдикате: не открыл собственный бутик и производство в Париже, решив, что выгоднее развивать бизнес в России. Тем не менее Юдашкин первым показал, что высокая мода из России может быть «конвертируемой» и конкурентоспособной, и проложил дорогу на кутюрные недели в Париже коллегам — дизайнерам Юлии Яниной и Ульяне Сергеенко.

В 1993 году модельер открыл собственный Дом моды Valentin Yudashkin на Кутузовском проспекте и за последующие годы первым в стране смог выстроить в нем четкую бизнес-структуру, по которой организована модная индустрия во всем мире: линии от-кутюр и готовой одежды, свадебное ателье, джинсовые коллекции, линии аксессуаров и парфюмерии. То, что должным образом при всем потенциале не заработало  у Зайцева на проспекте Мира, у Юдашкина получилось в том числе и благодаря инвесторам, вкладывавшим его бизнес значительные суммы, и идущей на пользу общему делу семейственности: долгие годы в доме работала мама дизайнера Раиса Петровна, жена Марина и дочь Галина. 

Валентин Юдашкин в посольстве России в Париже, Франция, 31 января 1991 год. (Фото Getty Images)

Вечное соперничество 

В построении и масштабе бизнеса ученик быстро перегнал учителя, хотя долгие годы у них были одни маркетинговые приемы, общая клиентура из числа звезд шоу-бизнеса и политиков, и какое-то время они делили один подиум «Недель моды в Москве» (позже преобразованные в Mercedes-Benz Fashion Week Russia), которые в начале 2000-х были главным окном в мир большой моды в стране и мерилом успеха любого дизайнера. 

Зайцев создавал костюмы для советской сборной для участия в Олимпиаде-80, Юдашкин в 1994 и 1996 годах одел российских спортсменов для участия в  Олимпийских играх в Лиллехаммере и Атланте. В 1970-е Зайцев устраивал посвященные Международному женскому дню показы в Доме кино, а Юдашкин в 2000-е взял за традицию 8 Марта проводить не только модное дефиле, но и концерт певцов и музыкантов из числа первого эшелона отечественной поп-музыки, которые были его клиентами, — билеты на это мероприятие долгие годы расходились моментально. 

Юдашкин так же, как и его учитель, работал с самыми известными женщинами страны — актрисами, телеведущими, спортсменками и певицами, но добавил в их образы больше сексуальности: то, что осуждалось в СССР, приветствовалось в новой России. Зайцев спрятал Пугачеву в романтичные летящие балахоны, с Юдашкиным поп-звезда рискнула облачиться в корсеты и мини — в этом символическая разница в творчестве обоих. И одна из причин того, что Юдашкин становился все более востребованным: его мода больше отвечала запросам времени и новой тяге россиян к роскоши. Недаром историк моды Александр Васильев называл его стиль «гламурный максимализм». 

 
Модельер Валентин Юдашкин и Алла Пугачева во время показа моделей из коллекции «Шутка мастера». (Фото Бориса·ТАСС)

Единственный скандал в успешной творческой биографии Юдашкина случился там, где его учитель благоразумно предпочел отойти в сторону. Зайцев отклонил предложение государства о создании формы для российской армии, а Юдашкин в 2000-х годах на него согласился. Возможно, потому, что сам отслужил в армии, в военной части в Звенигороде, где, будучи рядовым, а затем ефрейтором в картографическом подразделении, постоянно ушивал и подгонял кондовую форму по фигуре сослуживцам и стоящим выше по званию. 

Здесь стремление Юдашкина к совершенству разбилось о реальность: предложенные дизайнером качественные утеплитель и ткани при производстве заменили на другие, в итоге Министерство обороны само забраковало и разорвало контракт с дизайнером. Главным, кто оправдывал Юдашкина в этом неприятном для любого дизайнера опыте, был Зайцев. 

Во многом Юдашкин наступал Зайцеву на пятки, но одновременно заставлял того двигаться вперед. Молодой модельер никогда не покушался на амплуа Славы как художника, телеведущего и профессора моды и всегда высказывался об учителе с большим уважением, публично подчеркивая его первенство. 

Конец большой эпохи 

В силу возраста и умения воспользоваться новыми возможностями в реальности вперед вырывался Юдашкин. Когда в 2010-е годы русский Vogue опубликовал материал «Действующие лица» о главных героях российской моды, то Слава Зайцев стоял на первом месте как «Пионер», Юдашкин шел вторым и под заголовком «Максималист».  

 

Оба были заслуженными, народными, обладали множеством почетных званий и наград, творения обоих оказывались в коллекциях художественных музеев России и мира, выставки-ретроспективы модельеров не раз проходили на родине, хотя у Зайцева — в стенах Манежа в Москве и музея Эрарта в Санкт-Петербурге, а у Юдашкина на более авторитетных площадках — в ГМИИ им. Пушкина и Государственном историческом музее. 

В 2014 году Первый канал снял документальный фильм «Шик по-русски», посвященный 50-летию Юдашкина. Спустя четыре года фильм о Зайцеве выпустил этот же канал, он назывался «Слава и одиночество». Наверняка без всякого умысла, эти названия отражали реальный статус-кво дизайнеров: уже пожилой Зайцев символизировал уходящую эпоху советской моды, все еще молодой и полный сил Юдашкин стал преемником его традиций и продолжателем дела уже на новом витке истории.

Уход из жизни Зайцева, некоронованного короля советского кутюра, мог бы означать, что статус мэтра вместе с «троном» на десятилетия вперед перейдет к Юдашкину, но этой логичной преемственности не случилось. 

После семи лет борьбы с раком Юдашкин ушел из жизни в 59 лет, что в мире долгожителей моды — совсем немного. Зайцеву было 85 лет, столько же по-прежнему находящемуся в строю Ральфу Лорену, Карл Лагерфельд умер в 85 лет и работал до последнего, Джорджио Армани творит в свои 88, Валентино предпочел удалиться на пенсию только в 75 лет. 

 
На открытии выставки «Валентин Юдашкин. Мода в пространстве искусства», посвященной 25-летию творческой деятельности кутюрье. (Фото Александры Мудрац·ТАСС)

С уходом Валентина ушла огромная часть эпохи отечественного кутюра, в котором много лет доминировали и довлели над остальными очень яркие, обласканные властью и обожаемые широкой публикой Зайцев и Юдашкин: Слава и Валя, как ласково назвали дизайнеров коллеги и поклонники. Их логичным преемником остается Игорь Чапурин, который всегда творил камернее, без лишней публичности и эпатажных жестов. Накануне дизайнер посвятил мэтрам пост в социальных сетях, опубликовал совместное фото и написал: «<...> Мне чуть странно без вас <...>». 

Из прочих российских дизайнеров на том же высочайшем уровне мастерства и с таким же размахом бизнеса работают только женщины: Ульяна Сергеенко, Юлия Янина, Татьяна Парфенова. Получается, с уходом Юдашкина патриархат в российской моде может окончательно смениться матриархатом. 

Кто станет преемником самого Валентина? Этот вопрос пока остается открытым. Если дом Slava Zaitsev рискует перестать существовать из-за неблагополучного состояния дел в нем, то семейный бизнес Valentin Yudashkin всегда был гораздо крепче. Преемницей маэстро раньше называли 33-летнюю дочь Галину Юдашкину, которая несколько последних лет занимает позицию креативного директора бренда и продвигает его в Китае, но ей только предстоит доказать свою состоятельность. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+