«ГЭС-2» запустил серию из четырех выставок, и это только разминка. Центральный проспект — «пьяццу», как назвал его архитектор Ренцо Пьяно — скоро застроят своей инсталляцией молодые екатеринбургские художники Анна и Виталий Черепановы. Программный директор фонда V-A-C Алиса Прудникова сообщила на открытии, что все пространство Дома культуры теперь рассматривается как выставочное. Пока в пространствах минус первого этажа и на втором расположились выставки «Облачное хранение», «Краткая история отсутствия», «Чародеи» и «Себе на уме».
«Облачное хранение» опирается на большую базу произведений, созданную «Облачной комиссией», которую в 1992 году образовали художники Аркадий Насонов и Дмитрий Лигейрос, и разросшуюся до объединения под сто участников, среди которых были Павел Пепперштейн, Владислав Мамышев-Монро, Ольга Чернышева. Живописные и графические работы «Облачной комиссии», созданные по мотивам научно-популярной литературы и советских фильмов (Шурик в «облачной» развеске выставки уживается с портретом рыбы-капли), соседствуют с виртуальными мирами художников Полины Абиной и Алексея Себякина. Специально для выставки они разработали проект дополненной реальности, названный по строчке детского стихотворения, которое по легенде читал на своем 50-летии Альберт Эйнштейн: Alles habt ihr gut gemacht/ Und die liebe sonne lacht («Вы все сделали хорошо, и солнышко смеется»).
Так, от интеллектуальных шуток в следующем зале, где идет «Краткая история отсутствия», публика переходит к роялю, где время от времени музыканты (среди них — дирижер Филипп Чижевский) исполняют произведение Джона Кейджа «4'33», а потом стремительно проходит путь от абстракций Филонова к работам Чуйкова, Пивоварова и Рогинского, разбавленным провокативными работами вроде мусорных яиц Мартина Киппенбергера, по всей истории московского концептуализма. В закоулках лабиринта выставки встречаются беседующие Гройс с Кабаковым (на фото оба в дико модных в 1980-е дубленках-тулупах на фоне снегов), гигантский плакатный молоток с надписью «Умри» Андрея Филиппова 1982 года из архива МАНИ и видеодокументация перформанса Елены Ковылиной 2020 года «Спасите мою душу». К каждой выставке выпущен отдельный буклет, который можно читать как роман перед началом осмотра, во время и после для осмысления увиденного.