К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Туризм против алкоголизма: как Томас Кук организовал первый пакетный тур вокруг света

Реклама первого пакетного путешествия Томаса Кука на поезде. (Фото Thomas Cook)
Реклама первого пакетного путешествия Томаса Кука на поезде. (Фото Thomas Cook)
В 1872 году британский предприниматель и миссионер Томас Кук задумал первый в мире организованный тур вокруг света. Он продлился восемь месяцев — почти втрое дольше, чем в знаменитом романе Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней», который был опубликован в том же году. Forbes Life рассказывает, как Кук сделал возможным массовый туризм, а путешествия между континентами из тяжелого испытания превратил в познавательный отдых

Поезд трезвенников

К 1870-м годам на Земле почти не осталось«белых пятен:» в прошлом остались великие географические открытия, а мир был поделен между колониальными державами. Среди них самой обширной была Британская империя с территориями от Канады до Индии и Новой Зеландии. Тогда путешествия на другие континенты чаще совершались с утилитарными целями: державы обогащались благодаря торговым кампаниям, размещали флот в портах дальних морей и «перевоспитывали» коренные народы с помощью христианских миссионеров. А туризм в современном понимании только зарождался: толчок ему дала предпринимательская жилка Томаса Кука и борьба с алкоголизмом.

Кук родился в английском городке Мельбурн в семье рабочих, с детства подрабатывал подручным у садовника и затем выучился на столяра. Одновременно он получил строгое баптистское воспитание и вступил в местное Общество трезвости. Чтобы привлечь побольше людей к антиалкогольному движению, Кук действовал нестандартно — раздавал брошюры, устраивал экскурсии и пикники на природе под оркестр. 

В 1841 году он организовал для членов Общества увеселительную поездку на поезде для участия в очередном заседании. Цена билета была установлена в один шиллинг, около 640 рублей в пересчете на 2023 год, — более 500 пассажиров отправились из городка Лестер в Лафборо и обратно. Тогда по железной дороге чаще перевозили почту и грузы, поэтому «поезд трезвенников», распевающих песни в сопровождении оркестра, привлек много внимания прессы и зевак. 

 

Успех этой экскурсии запустил туристический бизнес Кука. Вскоре компания «Томас Кук и сын» уже отправляла пассажиров не только в английские города, например, в Лондон на международную промышленную выставку 1851 года, но и в континентальные туры по Европе. Они начались со знакового мероприятия середины века — со Всемирной выставки промышленности, сельского хозяйства и искусств в Париже в 1855-м. Тогда Кук впервые предложил путешественникам пакетный тур, куда входили билеты, проживание и питание в пути. Компания богатела, расширялась, и в 1865-м открыла офис на главной улице Лондона — Флит-стрит. Параллельно Кук заводил знакомства  в британских колониях среди соотечественников, которые разделяли его интерес к миссионерству и движению за трезвость, а также к туристическому бизнесу.    

Вокруг света наперегонки

В 1872 году связей и денег в агентстве Кука оказалось достаточно для самого амбициозного пакетного тура в истории — кругосветного путешествия. При этом Томас не забывал и про антиалкогольную миссию: так, во время путешествия он прочитал лекцию о пользе трезвости для 500 офицеров британской армии в Индии. Трезвенники, убеждал он, не только подают хороший пример туземцам, но и меньше страдают от эпидемий холеры. Так что кругосветный тур стал еще и мощной антиалкогольной кампанией. 

 
Томас Кук

К тому времени железные дороги покрыли огромные территории в Индии и Америке, а пароходы становились все быстрее и вместительнее. Поездки, на которые раньше требовались недели утомительного плавания и тряски в конной повозке, сократились до нескольких дней. В 1869 году достроили Суэцкий канал в Египте, и с тех пор кораблям больше не нужно было огибать Африку, чтобы попасть в Индийский океан. Все это вдохновило Кука «познакомиться со странами, маршрутами, транспортом и всем, что касается комфорта путешественников по всему миру».

На новшества в путешествиях в том же 1872 году обратил внимание французский писатель Жюль Верн в романе «Вокруг света за 80 дней». По версии, описанной критиком Адольфом Бриссоном в книге «Интимные портреты», Верн увидел рекламу туров от агентства «Томас Кук и сын», узнал про новые скоростные поезда в Индии — и именно так родилась история о приключениях Филеаса Фога и Паспарту. Книга запустила челлендж: энтузиасты пытались побить рекорд персонажей Верна. Так, в 1889 году американская журналистка Нелли Блай совершила кругосветку всего за 72 дня.  

У Томаса Кука не было цели «догнать и перегнать». При этом его размеренный тур 1872 года был лучшей рекламой масштабных путешествий.  Участники стартовали из Ливерпуля и обогнули Земной шар против часовой стрелки, побывав в США, Японии, Китае, Индии и Палестине. Кук проинспектировал скорость и комфорт пароходов и поездов и доказал публике, что передвигаться между континентами не так уж и страшно.

 

«Ура дешевым путешествиям!»

Зарубежные поездки долго оставались элитным развлечением для европейских и американских аристократов и богатых буржуа. «Золотая молодежь» еще в XVII веке отправлялась в гран-туры по Европе с посещением Рима и Парижа. Несколько месяцев их сопровождали слуги, гиды и переводчики. Кругосветка Томаса Кука в 1872 году тоже была не из дешевых — туристы заплатили по 200 гиней (около 1,7 млн рублей по курсу 2023 года). В Индии участники тура передвигались в отдельном комфортном вагоне с ванными комнатами, который можно было прицепить к любому поезду, а в некоторых отелях за каждым гостем был закреплен слуга. 

Однако при этом в течение всего тура Томас регулярно писал в газету Times, описывая цены на отели, проезд и рестораны. К тому же он искал, с кем и как заключить выгодные контракты. Он направлял свои предложения транспортным компаниям с планом на будущие кругосветки из Англии и Америки: «Мы бы хотели немного снизить заоблачные тарифы для всех наших туристических программ».

Как следует из писем в Times, в поездке не обошлось без туристических лайфхаков. Когда Кук и его группа из 10 туристов прибыла в Нью-Йорк, кучер запросил три доллара с человека за трансфер в отель. Вместо этого Томас отправил за эту сумму багаж вперед в гостиницу, а пассажиров усадил в омнибус. Один билет обошелся всего в 10 центов.

Гид по достопримечательностям

В кругосветке Кук не только инспектировал транспорт и гостиницы, но и отбирал места и маршруты для будущих экскурсий. Многие из них вошли в его туристический гид Excursionist и рекламные буклеты компании агентства.

В Японии его удивил буддийский храм Дзодзе-дзи в Эдо. «Еще недавно иностранцам не разрешали посещать окрестности храма Шиба и гробницы сегунов. Но вчера мы свободно гуляли у этих необыкновенных зданий в городе Эдо, которые по богатству декора превосходят все, что я когда-либо видел», — писал Кук. Озера и реки Японии он присмотрел для британских яхтсменов, а Нагасаки — как сувенирный базар с шелками, фарфором и эбонитом. Один турист из компании Кука даже не удержался и отправил домой две огромные фарфоровые вазы. А вот Шанхай в Китае Томас вычеркнул из будущих маршрутов — настолько ему не понравились «узкие, вонючие, отвратительные улицы, душные базары, уродливые грязные попрошайки, места, звуки и запахи, вызывающие желание поскорее оттуда убраться». 

 

На коренных жителей посещаемых стран Кук — человек середины XIX века — смотрел с интересом, но порой с изумлением и подозрением. В Сингапуре его удивило смешение рас и национальностей, которым так известен город, где «вместе уживаются китайцы, малайцы, сингалы и не только». По их бронзовой коже можно было изучать различия рас и убеждаться в идее инаковости людей из разных концов земли, писал он. 

Он косо смотрел на индуистские обряды, поэтому священный город Варанаси его ужаснул: «Нас провели по возмутительным и грязным местам, где поклоняются быкам, павлинам, обезьянам и другим невообразимым объектам почитания». К японцам Томас Кук был чуть благосклоннее. В Осаке он нанял для своей группы гида из элитных самураев, который «предпочитал доллары путешественников вместо отрезания их голов».

Святая земля как бренд

Под конец тура вокруг света Томас Кук задержался в Яффе, чтобы устроить экскурсию по библейским местам для еще одной группы туристов. Он лично проследил, чтобы 37 дам и джентльменов успешно отправились в длительное путешествие по библейским местам. В маршруте были Вифлеем, Хеврон, Иерусалим, Галилея, Дамаск, Ливан и Бейрут. 

К тому времени у Томаса уже были офисы в Каире и Яффе. В 1869-м он побывал в Палестине и организовал паломнический тур для 60 человек, так что такие маршруты по Святой земле постепенно становились все популярнее. В этих паломничествах туристов с их многочисленным багажом везли лошади и мулы, а ночевки они делали в комфортных палаточных городках.

 
Английские туристы поднимаются на пирамиду во время турне Томаса Кука по Египту. (Фото DR)

Тематические туры по местам, описанным в Ветхом и Новом Завете, увлекали туристов, и круизы в Палестину, Египет, Иорданию и Малую Азию были на первом месте по популярности у европейских и американских путешественников. Именно в таком паломническом туре за три года до кругосветки Томаса Кука побывал Марк Твен — он описал свои впечатления в книге «Простаки за границей». На пароходе «Квакер-Сити» собрались состоятельные американские протестанты, захватив Библию, гиды по Святой земле, и «прочную одежду, способную вынести тяготы паломничества» по Палестине. «Святая Земля входила в программу путешествия и, судя по всему, была ее гвоздем», — заключал Твен. 

Для Кука поездки по библейским местам были не только бизнесом, но еще и духовной миссией. А тур вокруг света, офис агентства «Томас Кук и сын» в Яффе и красочная реклама путешествий к реке Иордан и Мертвому морю в итоге сделали Святую землю модным туристическим брендом.

Конечно, в первые годы большинству такие развлекательные поездки были недоступны. Но уже к началу ХХ века за границу потянулся условный средний класс: юристы, журналисты, учителя и торговцы. Во многом это была заслуга Томаса Кука и его сына Джона Мейсона, который с 1878 года возглавил компанию, когда отец отошел от дел. Просуществовав более 170 лет, в 2019 году британский туроператор Thomas Cook, который был старейшей в мире туристической компанией, прекратил работу из-за финансовых проблем.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+