Туризм против алкоголизма: как Томас Кук организовал первый пакетный тур вокруг света
Поезд трезвенников
К 1870-м годам на Земле почти не осталось«белых пятен:» в прошлом остались великие географические открытия, а мир был поделен между колониальными державами. Среди них самой обширной была Британская империя с территориями от Канады до Индии и Новой Зеландии. Тогда путешествия на другие континенты чаще совершались с утилитарными целями: державы обогащались благодаря торговым кампаниям, размещали флот в портах дальних морей и «перевоспитывали» коренные народы с помощью христианских миссионеров. А туризм в современном понимании только зарождался: толчок ему дала предпринимательская жилка Томаса Кука и борьба с алкоголизмом.
Кук родился в английском городке Мельбурн в семье рабочих, с детства подрабатывал подручным у садовника и затем выучился на столяра. Одновременно он получил строгое баптистское воспитание и вступил в местное Общество трезвости. Чтобы привлечь побольше людей к антиалкогольному движению, Кук действовал нестандартно — раздавал брошюры, устраивал экскурсии и пикники на природе под оркестр.
В 1841 году он организовал для членов Общества увеселительную поездку на поезде для участия в очередном заседании. Цена билета была установлена в один шиллинг, около 640 рублей в пересчете на 2023 год, — более 500 пассажиров отправились из городка Лестер в Лафборо и обратно. Тогда по железной дороге чаще перевозили почту и грузы, поэтому «поезд трезвенников», распевающих песни в сопровождении оркестра, привлек много внимания прессы и зевак.
Успех этой экскурсии запустил туристический бизнес Кука. Вскоре компания «Томас Кук и сын» уже отправляла пассажиров не только в английские города, например, в Лондон на международную промышленную выставку 1851 года, но и в континентальные туры по Европе. Они начались со знакового мероприятия середины века — со Всемирной выставки промышленности, сельского хозяйства и искусств в Париже в 1855-м. Тогда Кук впервые предложил путешественникам пакетный тур, куда входили билеты, проживание и питание в пути. Компания богатела, расширялась, и в 1865-м открыла офис на главной улице Лондона — Флит-стрит. Параллельно Кук заводил знакомства в британских колониях среди соотечественников, которые разделяли его интерес к миссионерству и движению за трезвость, а также к туристическому бизнесу.
Вокруг света наперегонки
В 1872 году связей и денег в агентстве Кука оказалось достаточно для самого амбициозного пакетного тура в истории — кругосветного путешествия. При этом Томас не забывал и про антиалкогольную миссию: так, во время путешествия он прочитал лекцию о пользе трезвости для 500 офицеров британской армии в Индии. Трезвенники, убеждал он, не только подают хороший пример туземцам, но и меньше страдают от эпидемий холеры. Так что кругосветный тур стал еще и мощной антиалкогольной кампанией.
К тому времени железные дороги покрыли огромные территории в Индии и Америке, а пароходы становились все быстрее и вместительнее. Поездки, на которые раньше требовались недели утомительного плавания и тряски в конной повозке, сократились до нескольких дней. В 1869 году достроили Суэцкий канал в Египте, и с тех пор кораблям больше не нужно было огибать Африку, чтобы попасть в Индийский океан. Все это вдохновило Кука «познакомиться со странами, маршрутами, транспортом и всем, что касается комфорта путешественников по всему миру».
На новшества в путешествиях в том же 1872 году обратил внимание французский писатель Жюль Верн в романе «Вокруг света за 80 дней». По версии, описанной критиком Адольфом Бриссоном в книге «Интимные портреты», Верн увидел рекламу туров от агентства «Томас Кук и сын», узнал про новые скоростные поезда в Индии — и именно так родилась история о приключениях Филеаса Фога и Паспарту. Книга запустила челлендж: энтузиасты пытались побить рекорд персонажей Верна. Так, в 1889 году американская журналистка Нелли Блай совершила кругосветку всего за 72 дня.
У Томаса Кука не было цели «догнать и перегнать». При этом его размеренный тур 1872 года был лучшей рекламой масштабных путешествий. Участники стартовали из Ливерпуля и обогнули Земной шар против часовой стрелки, побывав в США, Японии, Китае, Индии и Палестине. Кук проинспектировал скорость и комфорт пароходов и поездов и доказал публике, что передвигаться между континентами не так уж и страшно.
«Ура дешевым путешествиям!»
Зарубежные поездки долго оставались элитным развлечением для европейских и американских аристократов и богатых буржуа. «Золотая молодежь» еще в XVII веке отправлялась в гран-туры по Европе с посещением Рима и Парижа. Несколько месяцев их сопровождали слуги, гиды и переводчики. Кругосветка Томаса Кука в 1872 году тоже была не из дешевых — туристы заплатили по 200 гиней (около 1,7 млн рублей по курсу 2023 года). В Индии участники тура передвигались в отдельном комфортном вагоне с ванными комнатами, который можно было прицепить к любому поезду, а в некоторых отелях за каждым гостем был закреплен слуга.
Однако при этом в течение всего тура Томас регулярно писал в газету Times, описывая цены на отели, проезд и рестораны. К тому же он искал, с кем и как заключить выгодные контракты. Он направлял свои предложения транспортным компаниям с планом на будущие кругосветки из Англии и Америки: «Мы бы хотели немного снизить заоблачные тарифы для всех наших туристических программ».
Как следует из писем в Times, в поездке не обошлось без туристических лайфхаков. Когда Кук и его группа из 10 туристов прибыла в Нью-Йорк, кучер запросил три доллара с человека за трансфер в отель. Вместо этого Томас отправил за эту сумму багаж вперед в гостиницу, а пассажиров усадил в омнибус. Один билет обошелся всего в 10 центов.
Гид по достопримечательностям
В кругосветке Кук не только инспектировал транспорт и гостиницы, но и отбирал места и маршруты для будущих экскурсий. Многие из них вошли в его туристический гид Excursionist и рекламные буклеты компании агентства.
В Японии его удивил буддийский храм Дзодзе-дзи в Эдо. «Еще недавно иностранцам не разрешали посещать окрестности храма Шиба и гробницы сегунов. Но вчера мы свободно гуляли у этих необыкновенных зданий в городе Эдо, которые по богатству декора превосходят все, что я когда-либо видел», — писал Кук. Озера и реки Японии он присмотрел для британских яхтсменов, а Нагасаки — как сувенирный базар с шелками, фарфором и эбонитом. Один турист из компании Кука даже не удержался и отправил домой две огромные фарфоровые вазы. А вот Шанхай в Китае Томас вычеркнул из будущих маршрутов — настолько ему не понравились «узкие, вонючие, отвратительные улицы, душные базары, уродливые грязные попрошайки, места, звуки и запахи, вызывающие желание поскорее оттуда убраться».
На коренных жителей посещаемых стран Кук — человек середины XIX века — смотрел с интересом, но порой с изумлением и подозрением. В Сингапуре его удивило смешение рас и национальностей, которым так известен город, где «вместе уживаются китайцы, малайцы, сингалы и не только». По их бронзовой коже можно было изучать различия рас и убеждаться в идее инаковости людей из разных концов земли, писал он.
Он косо смотрел на индуистские обряды, поэтому священный город Варанаси его ужаснул: «Нас провели по возмутительным и грязным местам, где поклоняются быкам, павлинам, обезьянам и другим невообразимым объектам почитания». К японцам Томас Кук был чуть благосклоннее. В Осаке он нанял для своей группы гида из элитных самураев, который «предпочитал доллары путешественников вместо отрезания их голов».
Святая земля как бренд
Под конец тура вокруг света Томас Кук задержался в Яффе, чтобы устроить экскурсию по библейским местам для еще одной группы туристов. Он лично проследил, чтобы 37 дам и джентльменов успешно отправились в длительное путешествие по библейским местам. В маршруте были Вифлеем, Хеврон, Иерусалим, Галилея, Дамаск, Ливан и Бейрут.
К тому времени у Томаса уже были офисы в Каире и Яффе. В 1869-м он побывал в Палестине и организовал паломнический тур для 60 человек, так что такие маршруты по Святой земле постепенно становились все популярнее. В этих паломничествах туристов с их многочисленным багажом везли лошади и мулы, а ночевки они делали в комфортных палаточных городках.
Тематические туры по местам, описанным в Ветхом и Новом Завете, увлекали туристов, и круизы в Палестину, Египет, Иорданию и Малую Азию были на первом месте по популярности у европейских и американских путешественников. Именно в таком паломническом туре за три года до кругосветки Томаса Кука побывал Марк Твен — он описал свои впечатления в книге «Простаки за границей». На пароходе «Квакер-Сити» собрались состоятельные американские протестанты, захватив Библию, гиды по Святой земле, и «прочную одежду, способную вынести тяготы паломничества» по Палестине. «Святая Земля входила в программу путешествия и, судя по всему, была ее гвоздем», — заключал Твен.
Для Кука поездки по библейским местам были не только бизнесом, но еще и духовной миссией. А тур вокруг света, офис агентства «Томас Кук и сын» в Яффе и красочная реклама путешествий к реке Иордан и Мертвому морю в итоге сделали Святую землю модным туристическим брендом.
Конечно, в первые годы большинству такие развлекательные поездки были недоступны. Но уже к началу ХХ века за границу потянулся условный средний класс: юристы, журналисты, учителя и торговцы. Во многом это была заслуга Томаса Кука и его сына Джона Мейсона, который с 1878 года возглавил компанию, когда отец отошел от дел. Просуществовав более 170 лет, в 2019 году британский туроператор Thomas Cook, который был старейшей в мире туристической компанией, прекратил работу из-за финансовых проблем.