Читать нельзя выкинуть: зачем старые книги отдают в приюты и кто дает им новую жизнь
В апреле Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) выпустил большое исследование, посвященное тому, как менялось отношение к чтению у россиян за последние 10 лет. Не смотря на то, что статус «самой читающей нации» жители России вряд ли получат, опросы показывают позитивную тенденцию: с 2013 года число тех, кто ответил, что читал книги в последние три месяца, выросло на 10 пунктов, с 47% до 57%. И вопреки стереотипам именно молодежь делает это чаще — почти в два раза больше 18–24-летних дали положительный ответ в сравнении с людьми 60+.
В том же опросе 28% людей рассказали, что покупали книги за последние три месяца. Но при этом за последние 10 лет размеры домашних библиотек у россиян практически не изменились. У каждой второй семьи (47%) они небольшие — до 100 книг и только у 4% россиян можно найти дома свыше 1000 изданий.
«В первом квартале 2023 года продажи книг с рук на «Авито» выросли на 40% и составили 68% от общего объема сбыта литературы через сайт. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года объявлений на платформе стало почти на 50% больше, а спрос увеличился на 62%. Онлайн-покупатели наиболее заинтересованы в мировых бестселлерах, русской классике, детской литературе, книгах по психологии и саморазвитию», — говорит руководитель категории Lifestyle «Авито» Алексей Козловский.
Сейчас на платформе размещено около 2,4 млн объявлений о продаже книг. Можно найти лоты как за 50–100 рублей, так и за несколько десятков тысяч. Например, в продаже есть издание Александра Пушкина 1899 года (за 70 000 рублей) и сборник Владимира Маяковского с иллюстрациями Эля Лисицкого (110 000 рублей). Но конечно, не все книги удается продать, и тогда перед владельцами встает вопрос, что с ними делать.
Книжные приюты
В 2016 году активист Максим Люкайтис увидел, как семья несла в макулатуру коробки с хорошими книгами. «Я пришел в ужас от того, что литературное богатство уйдет на свалку, и попросил людей отдать его мне. Принес коробки домой, создал группу «Книжный приют» и начал распространять объявления. Благодаря сарафанному радио вскоре нашлись желающие забрать книги, а другие начали отдавать мне ненужную литературу», — вспоминает Максим.
Он организовал стихийную библиотеку в своей комнате в Москве, фотографировал новые поступления и выкладывал их в группу приюта в соцсетях, предлагая забрать желающим. Переехав в Санкт-Петербург, Максим продолжил работать по той же схеме. Сегодня в его домашнем хранилище около 4000–5000 книг. И идет постоянный книгообмен онлайн. У Люкайтиса есть единомышленники в Краснодаре, Екатеринбурге, Уфе и Заполярном. Каждый организовал сбор книг в своем городе и также находит им новых хозяев среди местных жителей.
По наблюдениям организатора «Книжного приюта», наибольшим спросом пользуется литература из школьной программы, современные и советские учебники (так как многие родители все еще считают, что образование в СССР было лучше). «Иногда проявляют интерес к книгам, которые на первый взгляд устарели. Например, «Как отремонтировать телевизор» 1970 года. Кто-то хранит старые модели телевизоров и хочет поддерживать их в рабочем состоянии. Книги с инструкциями — большая ценность для таких людей. Их ведь тогда выпускали маленьким тиражом, найти было сложно. Фанаты-технари счастливы получить такую литературу, тем более бесплатно», — заключает Максим.
Если библиотека Люкайтиса хранится в его квартире, то иркутский «Книжный приют», созданный семь лет назад, представляет собой деревянную конструкцию под открытым небом: она оборудована стеллажами, и книги на полках рассортированы по темам, жанрам, времени издания. По выходным сюда приходит много людей: они обсуждают прочитанные книги и обмениваются новыми.
По словам создателя проекта Евгения Гинтова, сейчас на полках около 80 000 книг, а некоторые хранятся в коробках и ждут свободных стеллажей. Ежемесячные поступления — от 500 до 5000. «Все зависит от сезона: много привозят перед Новым годом и летом, когда люди делают ремонт на даче и обнаруживают собрания книг, которые им не нужны. Большие библиотеки оставляют семьи, уезжающие из города. Среди наших дарителей — и жители Иркутска, и люди из близлежащих городов и деревень, порой доставляют что-то даже из Москвы», — рассказывает Евгений.
Когда Гинтов понял, что в приюте разбирают только 5–10% литературы, он начал развозить книги по социально значимым учреждениям: больницам, пансионатам, детдомам, сельским школам и библиотекам. По его опыту, лучший прием — в больницах, где рады литературе самых разных жанров. «В 2022 году мы доставили 5200 книг в дома престарелых и реабилитационные центры Бурятии. Подписчики нашей группы передали запрос оттуда, и мы поехали в компании съемочной группы. В марте мы были в поселке на Байкале, где отстроили школу после пожара (подарили детям книжки из школьной программы). А этим летом отправимся на Алтай, в тур по деревенским больницам», — рассказывает Евгений о волонтерской работе.
Проект изначально благотворительный, поэтому книги здесь отдают за символическую цену (50 рублей), иногда приходят пожертвования. Все деньги приют вкладывает в стройматериалы и новые стеллажи, чтобы в теплое время года расширять пространство. Гинтов хочет со временем оборудовать теплое помещение для волонтеров, которые приходят помогать каждые выходные. А еще его мечта — возвести на участке капитальное помещение и открыть в нем «музей старинной книги». Экспонатами станут редкие дореволюционные издания, которые Евгений бережет и отказывается продавать коллекционерам.
«Ближайшая планируемая крупная покупка — книгомобиль. Он нужен для экспедиций, чтобы развозить книги на дальние расстояния, по сложным дорогам. Сейчас у меня только 30-летний грузовик, который часто ломается, многие запчасти приходится долго искать и месяцами ждать доставки из других регионов. Это срывает планы. Мы собирали донаты на книгомобиль лет пять и приблизились к сумме 950 000 рублей. В мае я наконец-то поеду покупать новый транспорт, добавив и личные деньги, которые удалось скопить на основной работе», — делится создатель приюта.
Буккроссинг
Идея обмениваться книгами, конечно, не нова. Однако до 2001 года о буккроссинге никто не слышал, потому что именно в это время веб-дизайнер Роб Хорнбейкер решил создать сайт, который позволял бы «освобождать» ненужные книги. Каждую нужно было зарегистрировать на специально созданном портале, присвоить ей номер, вклеить наклейку, а затем оставить в определенном месте. Сайт позволял следить за путешествием книги, а ее новые владельцы могли посмотреть, где экземпляр уже успел побывать. По задумке Хорнбейкера, это и была основная «фишка» буккроссинга — поделиться с другими впечатлениями о прочитанной книге.
Сегодня в мире почти 2 млн буккроссеров и более 14 млн книг-путешественниц в 132 странах, сайт Хорнбейкера переведен на 15 языков, в том числе русский. Со временем в разных странах появились и собственные сайты буккроссинга. В России такой создали несколько активистов в 2004 году. Он охватывает практически все регионы страны, в каждом есть реальные полки для офлайн-обмена. За 19 лет в нем поучаствовало более 50 000 человек. По количеству найденных и отпущенных книг лидируют Москва и Нижневартовск. Самые популярные авторы в российском буккроссинге — Дарья Донцова, Александр Дюма и Пауло Коэльо.
По мнению администратора российского движения «Буккроссинг» Романа Букина, людей больше всего вдохновляет формат игры: «На сайте можно видеть отзывы новых читателей о твоей книги. Еще буккроссинг привлекателен для экологических активистов, сторонников вторичного использования ресурсов и рационального потребления».
Сегодня пункты буккроссинга есть во многих библиотеках, кафе, музеях, образовательных учреждениях (либо при входе в такие здания). В некоторых парках, двориках и других проходных местах даже устанавливают книжные шкафы, которые сами по себе становятся арт-объектами. Люди могут бесплатно взять себе что угодно, но желательно положить взамен какую-то другую книгу.
Иногда жители домов организуют буккроссинг в собственных подъездах. В Санкт-Петербурге вокруг такого проекта развернулась настоящая борьба. Жительница дома в историческом центре установила полки рядом с дверью квартиры и расставила на них романы русских классиков. Взять книги мог любой желающий. Однако инициативу расценили как нарушение требований противопожарной безопасности, и один из жильцов даже подал через городской портал жалобу на «хранение личных вещей в подъезде». Управляющая компания потребовала ликвидировать книжный уголок, но его удалось отстоять: собрание собственников единогласно решило, что книжные полки в парадном нужно оставить.
Библиотеки как новое место силы
Не покупать книги, но читать их позволяют библиотеки. А еще в них часто можно принести и ненужную или уже зачитанную литературу из дома — во многих есть и полки для буккроссинга и прием книг. В последние годы из библиотек стремятся сделать центры городского притяжения. Один из примеров — Центральная библиотека им. А. П. Чехова во Владивостоке, где есть «поезд дальнего следования в мир литературы», столы-трансформеры из мягких тканей (как в плацкартных вагонах), зоны для чтения у широких светлых окон, стеллажи с портретами и цитатами великих писателей, стеклянная стена-перегородка с цитатами Чехова о Владивостоке и высказываниями известных писателей о творчестве самого Антона Павловича. Еще есть холл с фотозоной, а мобильная мебель позволяет менять пространство зала под задачи любого мероприятия.
В 2020 году учреждение победило в конкурсе на создание модельных библиотек, выиграв 10 млн рублей. В 2021 году библиотека прошла модернизацию в рамках Национального проекта «Культура». После этого преображения (и благодаря мероприятиям для разной аудитории) пришли новые читатели. «Как и прежде, ядро составляют люди старшего поколения, но и молодежь прибавилась. Мы даем возможность быть увиденным и услышанным: выступить в качестве спикера с наболевшим вопросом, стать наставником в социальных проектах, поучаствовать в клубах по интересам», — рассказывает заведующая библиотекой Анна Кириллова.
Центральная городская детская библиотека Самары тоже попала в программу «Национальные проекты» в 2018 году. Городские архитекторы создали новый дизайн по мотивам достопримечательностей Самарской области. Например, есть книжные стеллажи от пола до потолка, представляющие собой песочную гору. В помещении «Молодецкий курган» синяя плитка напоминает Волгу, возвышенности, а под гамаками — песчаный пляж. Стены зала «Фестивальная поляна» выполнены в стиле гор, пуфы представляют собой большие камни, а медиазал оформлен в стиле пещеры.
Новые форматы
Вопрос, что делать с прочитанными книгами, не стоит для тех, кто читает их онлайн или слушает. Согласно исследованию Mediascope 2022 года, в основе которого данные о 15 000 пользователей компьютеров и 20 000 пользователей мобильных устройств, примерно 43% россиян в возрасте 12–64 лет читают книги онлайн. Еще около 33% участников исследования регулярно слушают аудиокниги хотя бы на одном из устройств. А в опросе ВЦИОМ тоже 2022 года более 70% респондентов сказали, что читают книги с экранов.
Книжный рынок подстраивается под читателя. Например, в июле 2022 года «Книжная лавка писателей» запустила культурно-образовательный проект «Аудиокниги петербургских писателей». Он подразумевает знакомство людей с произведениями современных петербургских авторов, которые можно послушать в открытом доступе совершенно бесплатно. В коллекции представлены стихи, проза, исторические романы, произведения для детей и книги по саморазвитию.
«На сегодня в проекте приняли участие 18 писателей, озвучено 32 произведения. Общее количество просмотров наших книг на разных платформах превышает 100 000. Большинство аудиокниг представлены в авторской озвучке. Они сами изъявляют желание и записывают тексты в аудиостудии. Ее работу мы оплачиваем из средств, полученных от продажи печатных книг», — рассказывают в пресс-службе «Книжной лавки писателей».
Последняя книга писателя Алексея Иванова «Бронепароходы» вышла в начале 2023 года одновременно и в печатном в виде, и как аудиосериал. По словам автора, аудиоформат «не противоречит ни художественной выразительности, ни структуре литературного произведения — он просто предъявляет писателю новые требования, в первую очередь к языку».
Как подсчитывал Forbes Life, топ художественных бестселлеров сервиса электронных книг «Литрес» за 2022 год возглавлял «Месяц за Рубиконом» Сергея Лукьяненко (АСТ) — более 28 000, на втором месте был «1984» Джорджа Оруэлла (АСТ) — более 26 800, а на третьем — роман «Тревожные люди» Фредрика Бакмана («Синдбад») — более 26 600. А из аудиокниг на русском языке чаще всего слушали роман Виктора Пелевина «KGBT+» (более 16 900 скачиваний) и практически так же были востребованы романы Криса Уитакера «Мы начинаем в конце» (более 16 800 скачиваний) и «1984» Джорджа Оруэлла (более 16 750 скачиваний).
Менеджер по внешним коммуникациям Ozon Любовь Избицких подтверждает, что спрос на аудиокниги начал набирать обороты в 2019–2020 году и сейчас составляет до 37% от электронных книг. «По нашим прогнозам, к 2026 году их проникновение на российском книжном рынке вырастет до 21% на фоне сокращения доли печатных книг», — отмечает эксперт.