К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Себе и людям: как благотворительные фонды становятся собственниками компаний

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В мире распространена практика, когда бизнесом управляют благотворительные фонды. В Дании такого рода предприятия формируют до 40% экономики страны. Почему собственники компаний выбирают такую конструкцию и почему она может быть интересна для российского рынка?

В апреле на форуме «Эндаументы-2023» были представлены результаты исследования «Модели управления благотворительными фондами — бенефициарными собственниками компаний», проведенного  исследовательской группой Школы управления Сколково по инициативе Центра развития филантропии Фонда Потанина. Мы публикуем отрывок из дискуссии о том, как устроены фонды — собственники компаний.

Участники разговора:

Дмитрий Агеев — исполнительный директора Центра управления благосостоянием и филантропии Сколково;

 

Иван Климов — директор по исследованиям Центра управления благосостоянием и филантропии Сколково.

Влияние на экономику

Дмитрий Агеев: Если задаться вопросом о роли благотворительного сектора и НКО в экономике как в России, так и в мире, то в качестве ответа можно привести размер активов таких организаций —  это $1,5 трлн, и если сложить все НКО, то мы получим пятую по размеру экономику мира. В 2022 году Минэкономразвития проводило исследование о вкладе НКО в ВВП России, и этот вклад составил 1,6%, причем за последние годы произошел значительный рост. Для сравнения: в 2018 году этот показатель достигал всего 0,6%. 

 

Практика, когда бизнесом управляют благотворительные фонды, в России не распространена, да и в мире она распределена неравномерно. Но есть страны, где влияние подобных конструкций на экономику огромно. Один из ярких примеров – Дания, экономика которой на 40% сформирована такого рода предприятиями. Причем существуют они десятилетиями, а в отдельных случаях и столетиями.

Особенности законодательства некоторых государств не способствуют распространению такой практики, например в США или Индии. Для индийской группы компаний Tаtа Group даже сделано законодательное исключение. 

Как это работает

Д. А.: Что делают фонды — собственники компаний, какие функции они выполняют и как они устроены? С одной стороны, в их задачи входит управление. Нет, они не управляют компаниями напрямую как бизнесом, но являются их бенефициарами. При этом у фондов и у компаний разные советы директоров, разные правления, разный менеджмент, поэтому все занимаются своим делом, но соединяются через внутренние конструкции и документы. Кроме того, все стороны участвуют в различных комитетах или в дополнительных советах. Статистика показывает, что такие конструкции как минимум экономически не хуже, чем просто бизнес-конструкции, а в отдельных случаях даже лучше. Как правило, в компаниях, которые управляются фондами, более развито стратегическое мышление, в них работает больше женщин, больше представителей разных поколений, и эти компании более привлекательны для соискателей на рынке труда.

 

С другой стороны, в задачи фондов входит благотворительность, социальное инвестирование, поддержка семьи акционера. 

Как правило, такие фонды зарождаются с подачи основателя бизнеса или тех, кто является его последователями. Один из ярких примеров — компании Bosch. Конструкция управления компанией через фонд была предложена основателем, а реализована — его последователями. 

Опыт для России

И. К.: Подобные практики стоит изучать в России — они могут быть весьма полезны. Частной собственности в нашей стране 30 лет, и как раз сейчас то поколение предпринимателей, которое стояло у ее истоков, подходят к значимому биографическому рубежу, когда нужно задаться вопросом: как твой бизнес будет работать и жить дальше? Возникает проблема преемственности, пора решать, кто и как обеспечит бизнесу устойчивость. Преемником может быть какой-то член семьи — сын или другой родственник, а может и коллективный орган, который принимает стратегические и операционные решения. 

Крупные предприятия и холдинги — это не только частный бизнес, а еще и общественное достояние, по крайней мере, вклад таких компаний в экономическое благосостояние общества большой. Акционер или собственник подобной компании просто не имеет права не думать о том социальном эффекте, который возникнет в результате тех или иных решений. В течение последних 10–15 лет мы видим, как появляются различные инструменты, чтобы собственники и акционеры планировали преемственность и решали эти вопросы. Фонды предприятий — это один из инструментов который можно использовать, особенно если познакомиться с опытом других стран и не полностью его скопировать, а выбрать только то, что подходит. 

Выгода сторон

И. К.: Каким образом государство и НКО выигрывают от распространениях таких практик? Благотворительные фонды получают стабильное финансирование для своих проектов, могут активнее экспериментировать и с различными программами, и с инструментами, и с направлениями деятельности. Что касается государства, то его преимущество в том, что деньги крупных компаний и крупных собственников остаются в стране, они работают и не только вносят вклад в экономику, но и помогают решать социальные задачи.  

 

Например, фонд Cariplo, у которого есть акции банка Intesа, дает гранты на строительство социального жилья и научные разработки, занимается организацией выставок,  реставрацией художественных полотен и предметов старины, а еще поддерживает инициативы, связанные с тем, как выстроено коммунальное управление в городах.

Сложности в организации 

И. К.: Основная проблема таких фондов — собственников компаний заключается в том, кто и как будет управлять структурой. Здесь очень важна управленческая дистанция: те, кто принимает стратегические решения для фонда, не должны быть вовлечены в операционное управление самой компанией, но при этом знания и компетенции людей, руководящих фондом, должны затрагивать и сферу управления бизнесом. 

И наоборот, у людей, управляющих бизнесом, должно быть понимание, как работают благотворительные программы, грантовая поддержка, и если компания требует научных разработок, то в совет директоров вводятся люди, которые знают о состоянии науки в нужной области и сами имеют большой опыт в научной сфере, — это заслуженные исследователи и ученые. В качестве примера можно привести Novo Nordisk, где состав совета директоров прописан в уставе: обязательно должны присутствовать представители бизнеса, представители медицинских учреждений и научных организаций, люди, которые занимаются благотворительными и грантовыми программами и, кроме всего прочего, там должны быть и независимые директора. Кстати, Novo Nordisk входит в топ-3 крупнейших фондов в мире по размеру активов. Группа занимается в первую очередь производством инсулина и других медицинских препаратов, и это означает, что для стратегической успешности нужно вкладываться в разработки, в медицинские эксперименты, нужно поддерживать больницы, которые включают в свою работу тестирование и оценку лекарственных препаратов. Это огромное поле для работы и очень важное направление деятельности фонда — не только способствовать устойчивости и эффективности бизнеса, но и вкладываться в перспективные разработки и переносить результаты исследований из научной среды в производство, в бизнес.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+