«За океан»: cериал о том, как Комитет спасения помогал бегущим от нацизма в Америку
В 1940 году большая часть Франции уже была оккупирована. Со всей Европы на юг страны устремился поток беженцев, надеясь покинуть континент. Среди них — не только евреи, которые, по мнению нацистов, «главный источник зла», но и представители творческой интеллигенции, бежавшие из фашистской Германии. «Я видел ваш плакат на улице. Почему нацисты за вами охотятся?» — спросит раввин Вальтера Меринга. «Я писатель», — скромно ответит один из главных сатириков Веймарской республики, лишенный дома.
Беженцам помогает американка Мэри Джейн Голд (Гиллиан Джейкобс — «Сообщество», «Любовь»), обаятельная и богатая блондинка. Все окружающие советуют ей вернуться в Штаты — там нет войны, рядом богатый отец, империю которого должна унаследовать Мэри. Но такая жизнь не для нее: Голд готова отдать все ради успеха спасательной миссии. В первом же эпизоде девушка переодевается в грязное платье беженки, а ей отдает собственное — лишь бы у сотрудников порта не возникло подозрений.
Официальным лицом комитета оказывается журналист Вариан Фрай (Кори Майкл Смит — «Утопия», «Готэм»). Когда-то Фрай работал в The New York Times и, будучи в Германии, был свидетелем постоянно ухудшающегося отношения к евреям начиная с 30-х годов. Он писал об этом, но многие статьи отказывались публиковать (или значительно редактировали их). Разочарование в политике, которая подавляет свободу СМИ, зародилось у Фрая именно тогда. Это положило начало Комитету спасения — организации, целью которой стала эвакуация беженцев из Европы. Комитет также поддерживала первая леди США Элеонора Рузвельт.
«За океан» (Transatlantic), конечно, отнюдь не детальное воспроизведение работы Комитета спасения. Но в мини-сериале нашлось место общим механизмам спасения — в частности, представлена история с пересечением франко-испанской границы через Пиренейские горы. Благодаря члену комитета Лизе Фитко (Делайла Пиаско — «Ибица-гейт», «Приключения на шоколадной фабрике») удалось разведать тропу, где риск обнаружения французской жандармерией был минимален. В остальном история уделяет основное экранное время главной троице: Вариану Фраю, Мэри Джейн Голд и Альберту Хиршману (Лукас Энгландер — «Гений», «Ведьмак») — немецкому экономисту, а ныне беженцу, решившему остаться в Марселе и помогать комитету.
У тех, кто ждет от нового проекта Netflix экшена, уже к середине мини-сериала может наступить разочарование. Это не шпионский триллер «Серый человек» и не история о двойных агентах, которые ходят по тонкому льду. «За океан» делает акцент на другом: в центре внимания здесь личностные драмы и политическая обстановка, в рамках которой вынуждены действовать герои.
Комитет спасения, несмотря на поддержку первой леди, — инициатива частная; организация не действует от лица Соединенных Штатов, посему рассчитывать Фраю, Голд и Хиршману приходится только на себя. Во многом из-за ограниченности ресурсов и людей количество беженцев, которым помог комитет, меньше, чем могло быть. Сперва они использовали только легальные способы помощи (обращение к консульствам других стран, надежда на помощь посольства США во Франции). Но с течением времени риски пребывания беженцев в Европе выросли, поэтому в инструментарии комитета появились и нелегальные методы (помощь иностранных разведок, подделка документов, взаимодействие с контрабандистами).
Для мини-сериала, основной хронометраж которого приходится на беседы и походы через горы, снят «За океаном» на удивление бодро и динамично. Камера старается держаться подальше от персонажей, изредка переходя на крупные планы — в частности, во время громких ссор членов Комитета, когда они обсуждают необдуманные решения, которые могут стоит кому-то жизни, и романтических эпизодов (любовь во время войны — бессмертная классика). Достаточно внимания уделяется людям творчества, культуры и искусства — всем, кто бежит от войны и Третьего рейха.
Несмотря на сложную тему (во Франции разговоры о коллаборационизме во время Второй мировой войны до сих пор вызывают реакцию в духе «не все так однозначно»), «За океан» не старается показывать какую-либо из сторон исключительно в приглядном свете (или наоборот). Элеонора Рузвельт помогает создать комитет, но посол Америки во Франции при первой же проблеме, связанной с жандармерией режима Виши, «прячет голову в песок» и признается, что ни Фрай, ни Голд ему не друзья (и в очередной раз напоминает о нейтралитете США).
Французские полицейские будто бы закрывают глаза на работу Комитета спасения, но как только становится известно о прибытии маршала Филиппа Петена (премьер-министра коллаборационистского правительства, которое еще называют «режим Виши») в Марсель, улицы зачищаются от «нежелательных элементов». Под арест попадают и граждане США, и беженцы, и совершенно случайные люди — риск последствий не важен, лишь бы выслужиться перед оккупантами.
Экс-журналист The New York Times и его состоятельная напарница помогают евреям, литераторам, философам, поэтам и художникам уехать в Америку, но в то же время дистанцируются от чернокожих работников отеля. «Впервые увидел живого нациста? Привыкай, мы видим своих угнетателей каждый день. Французы белые, мы черные — мы вынуждены учить их язык и носить их одежду, а не наоборот», — отметит в разговоре с Хиршманом администратор в отеле.
Ближе к финалу (крайне драматичному) в альтруизме и бескорыстности главных героев окончательно перестаешь сомневаться. Люди, положившие на «алтарь» помощи не только материальные и финансовые блага, но и шанс на личное счастье, определенно заслужили яркую и увлекательную экранизацию своего подвига.
Реальный Вариан Фрай получил от Израиля звание Праведника мира (его присуждают неевреям, которые рисковали жизнью, чтобы спасти евреев от Холокоста), но не дожил до получения этой награды. Мэри Джейн Голд вернулась в Америку осенью 1941 года и практически не рассказывала о своей деятельности в комитете. Лишь 40 лет спустя она написала о спасательной миссии в мемуарах. Альберт Хиршман поступил на службу в армию США, а после войны вернулся к экономике (анализировал процесс восстановления Европы и выпустил несколько докладов).
Среди тех, кого спас комитет, — философ Ханна Арендт, художники Марк Шагал и Марк Эрнст, писатели Генрих Манн, Артур Кестлер и Андре Бретон, галеристка Пегги Гуггенхайм и многие другие (по разным оценкам, от 2000 до 4000 человек).