К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Объекты масс-культуры: почему растет количество частных театров

Спектакль «Pro Федота» в театре «Событие» (Фото DR)
Спектакль «Pro Федота» в театре «Событие» (Фото DR)
Ежегодно театральные вузы в России выпускают 1300 дипломированных актеров, по данным Минкульта, 18% из них не трудоустраиваются по специальности. На Всероссийской актерской бирже количество размещенных резюме в семь раз превышает число вакансий. Не найдя места на действующих сценах, актеры объединяются в коллективы и создают собственные частные театры, число которых за последние пять лет выросло в десятки раз. Как они живут и за счет чего развиваются — в материале Forbes

«За последние годы число частных театров в Москве выросло примерно в три раза, — рассказывает продюсер Александр Баринов, руководитель собственного театра «Вертикаль». — Давайте возьмем такие критерии: регулярность представлений и наличие постоянного, периодически пополняемого премьерами репертуара. Отвечающих таковым пять лет назад я бы назвал 15–20, а сейчас уже 50–70. Если бы не пандемия и последние события, это число выросло бы еще больше».

В реестре частных театров, который с 2020 года ведет Союз театральных деятелей (СТД) России, сейчас 320 записей. Из них 99 — московские коллективы.  В апреле 2022-го министр культуры Ольга Любимова рассказывала, что в год в стране 1300 человек получают актерские дипломы, по специальности из них трудоустраиваются только 18%. «Статистика достаточно жесткая», — считает министр. Идею создания Всероссийской актерской биржи она назвала «невероятно красивой». Биржа по трудоустройству актеров заработала весной 2021 года, сейчас там размещено 25 вакансий и 177 профилей актеров.

Сам себе театр

Основатель театра «Событие» Вадим Чибисов вырос в Ямало-Ненецком автономном округе, в поселке Тарко-Сале. Окончил  Коми государственный пединститут в Сыктывкаре по специальности «учитель информатики и технологии». Место учебы, как сам вспоминает, выбрали родители по принципу «куда-нибудь, лишь бы в армию не попасть».

 

 При этом в КВН или иной студенческой самодеятельности, как многие будущие актеры, Чибисов не участвовал. «Меня больше тянуло к видеопроизводству, — вспоминает он. — Еще в школе папа подарил мне видеокамеру. Нравилось снимать, монтировать клипы». А потому, закончив в 2005 году педагогический, сразу же поступил на режиссерский в московский Университет Натальи Нестеровой. «До 23 лет я в театре вообще никогда не был, — признается Вадим Чибисов. — Впервые попал в 2005 году на «Тартюф» Любимова в театре на Таганке». И хотя обучение в Нестеровке шло по программе второго высшего, оно затянулось на пять лет: окончив режиссерский курс, Чибисов продолжил на актерском. «Не люблю называть себя худруком, директором, хотя, конечно же, я и числюсь, и выполняю обязанности директора. Мне больше нравится: создатель, основатель. В шутку, конечно, — рассказывает он. — Дата создания театра «Событие» — 29 октября 2010 года. В этот день состоялся первый условно коммерческий спектакль. Примерно через четыре месяца после окончания университета».

Вадим Чибисов (Фото DR)

Фактически театр сложился значительно раньше — вырос из учебных постановок. Костяк труппы составили однокурсники и выпускники  параллельного курса. И первые три спектакля, сохранившиеся в репертуаре и сегодня, были поставлены еще в студенчестве. Это «Антигона», «Сиротливый запад» и «Гамлет. Хроника одной ночи».

 

«Оплата после спектакля, если понравилось»

«Первый раз мы тогда играли в байкерском баре, «Сиротливый запад» по стилистике вписывался в его антураж, — вспоминает Чибисов. — Дальше еще пару раз площадкой была фотостудия. А затем нам удалось договориться с Нестеровкой. Сначала играли на их учебной сцене, потом нам выделили свободную аудиторию, в которой мы оборудовали свою сцену и зал на 100 человек».

Первое время никому не известный театр играл по схеме «оплата после спектакля, если понравилось». В 2012 году зарегистрировали юрлицо и стали назначать небольшую, но фиксированную плату. Жить на те сборы основатель театра еще не мог. «Подрабатывал монтажером на телеканале, снимал свадьбы», — объясняет Чибисов. Серьезной форой было и то, что университет за аренду денег не брал. Но в 2015 году после перехода здания Нестеровки к МФЮА театру пришлось искать новое помещение.

С 2015 по 2019 год театр арендовал подвал бизнес-центра в районе метро Новослободская: 190 кв. м стоили 200 000 рублей в месяц. Стулья, осветительные приборы забрали с прежней демонтированной площадки. «Выстроить сцену и все необходимое, включая материалы, по тем деньгам стоило бы около 200 000 рублей, — прикидывает Чибисов. — Но тогда нам это сделал знакомый бесплатно». Позже театр переехал в нынешнее помещение в районе метро «Курская». «Здесь по БТИ 208 кв. м, — рассказывает создатель театра. — Из них 80 кв. м фактически не используется. Планируем сделать эту часть трансформирующейся: использовать и как фойе-буфет, и как вторую, малую, сцену. В основном зале у нас до 120 мест, а здесь будет еще около пятидесяти».

 

Это муниципальное помещение стоило театру 240 000 рублей в месяц. Но сейчас он перешел от аренды к «ипотеке» — воспользовался правом постоянного арендатора на выкуп.

«Город хотел 27 млн рублей. Мы по суду добились снижения до 21 млн рублей, — вспоминает Чибисов. — Хотя с учетом оплаты юристов и лишних месяцев аренды общие затраты примерно те же самые». По его словам, театр выплачивает за площадку деньги уже три года в рассрочку под 2% годовых, полное погашение запланировано на 2024 год.

На комедиях и Достоевском

Сегодняшний месячный оборот театра, по словам Чибисова, около 2 млн рублей. Стоимость билетов — от 600 до 5000 рублей, на аншлаговые постановки — 1500–7000 рублей.

Методом проб и ошибок поняли, что платить за прямую рекламу бессмысленно — зрительская аудитория со временем формируется как-то сама. А потому ограничились лишь обновлением новостей в Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) и во «ВКонтакте». 

В отличие от большинства московских театров «Событие» летом сезон не закрывает — при отсутствии конкуренции заработки значительно увеличиваются. Если лето дождливое — сборы рекордные, говорит Чибисов.

 

На сайте театра афиша разделена на две части — «Главное» и «Развлечения». Спектакли во втором разделе — комедии. «Изначально мы ставили вещи без оглядки на «пойдет ли зритель?» Трагедии, драмы, абсурд, — объясняет Чибисов. — В конце 2013 года выпустили комедию положений «Шикарная свадьба», в 2014 году — еще две комедии. И со временем их количество продолжает расти. Понятно, что для кассы это выгодно: театр финансово развивается именно за счет комедий. Хотя есть и исключения: наше «Преступление и наказание» оказалось суперпопулярным. В целом за счет комедий поддерживаем постановки, которые, надеюсь, можно отнести к искусству». Согласно афише, по будням дают два спектакля в день, по выходным — четыре. «Бывает, правда, необходимая заполняемость не всегда получается, тогда спектакль отменяем, зрителям приходит уведомление о переносе», — замечает Чибисов.

В текущем репертуаре занято 32 актера, включая самого создателя. «Всегда был играющим режиссером — иногда проще воздействовать на постановку изнутри», — замечает Чибисов, оставивший за собой в том числе и роль Гамлета.  

Спектакль «Преступление и наказание» (Фото DR)

В каждой постановке занято от двух до шести человек. Окладов у актеров нет. Репетиции (около 20 на каждую постановку) не оплачиваются, со спектаклей актеры получают комиссию от сборов с гарантированным минимумом 1000 рублей за выход. В обычное время, по словам директора, актер получает 1500–2000 рублей, а в самые кассовые месяцы, январь и август, заметно больше. «5% от сбора полагается драматургу, автору пьесы, — добавляет Чибисов. — Кстати, автор «Все включено»  — занятая в нем актриса Ирина Смагина. Она же по совместительству моя жена». По его словам, постоянный персонал театра состоит из администратора, капельдинера/буфетчика и техника-осветителя.

 Расходы на декорации и костюмы, конечно, сильно разнятся, но, в общем, они не очень большие. Например, в постановке «Двое в комнате, не считая Менделеева» актеры играют в своей одежде, потратить пришлось лишь 2000 рублей на печать портретов ученых на стену. Самым дорогим стал «Король умирает» — только на пошив костюмов для этого спектакля ушло 80 000 рублей. 

 

 В постановках театра «Событие» играют профессиональные и даже высококлассные актеры. Но, понятно, они работают и в других местах. Зато, по словам Вадима Чибисова, для его семьи собственный театр — единственный источник дохода. «Ну, разве что Ирина получает авторские за постановки ее пьес в других театрах», — добавляет он. 

Как утверждает Чибисов, он никаких грантов и субсидий по линии культуры не получает и не получал. Нет у его театра иных льгот, в частности по налогам. Самое обычное коммерческое предприятие. По оценкам Чибисова, в Москве сейчас работает около 200 частных театров. «Кто-то имеет постоянное помещение, кто-то играет на чужих площадках. В том числе и на нашей», — говорит он. Театр «Событие» сейчас тоже попробует постановку на чужой площадке — в «Театральном центре на Страстном». Спектаклю «Преступление и наказание» в постановке режиссера Германа Пикуса, который всегда идет с аншлагом, уже не хватает места в подвале на 120 мест, поэтому решили попробовать снять зал на 300 кресел. 

Без субсидий и дотаций

«Выжили бы государственные театры без денег Министерства культуры? — пожимает плечами Вадим Чибисов. — Думаю, да. Сократили бы бутафорский цех, избавились от лишнего персонала. При должной оптимизации театр вполне способен приносить прибыль».    

Театр «Странствующие куклы господина Пэжо», по словам его основателя Олега Скотникова, один из старейших частных уличных театров России, создан ровно 30 лет назад в Санкт-Петербурге. Впрочем, он не совсем уличный: у него есть помещение для репетиций, пошива костюмов и т.п., а выступает на открытых площадках — фестивалях, городских мероприятиях, когда платит даже не зритель, а организатор. Как рассказал Forbes Олег Скотников, семь постоянно задействованных актеров получают не только гонорары за выступления, но и оклад, поддерживающий их вне сезона. «Оборот последнего года — 14 млн рублей. Это заметный рост, раньше было 8 млн рублей», — замечает Скотников. 

 

«В Москве и Санкт-Петербурге острый недостаток свободных сценических площадок. В какой-то мере эта проблема даже вдохновила молодых режиссеров на создание спектаклей-променадов, когда зритель во время действия перемещается по разным городским локациям, — рассказывает Дмитрий Мозговой, заместитель председателя СТД России. — Широкое распространение получило новое театральное направление — site-specific theatre. Это театр, выскользнувший за пределы сцены-коробки и расположившийся там, где ему повезло или не повезло оказаться: заводы, гаражи, бассейны, леса, улицы, депо, любые руины, лофты, церкви, автобусы, музеи, квартиры. Все это разнообразило театральную жизнь двух столиц».

Впрочем, «Событие» здесь в некотором роде действительно уникальное явление. Некоторые частные театры, например, «Вернадского, 13» признаны объектами социального значения и освобождены от оплаты аренды муниципального помещения. Театры, не имеющие собственного помещения, договариваются с  площадками без фиксированной аренды — просто делят кассу.

Многие, в том числе и театр «Вертикаль», по словам Александра Баринова, большую часть доходов получают не от спектаклей, а от курсов актерского мастерства. В фойе «События», например, разложены рекламы театральных квестов. «Как правило, частный театр вынужден существовать в состоянии постоянных внутренних ограничений, которые являются экономическими, но оказывают влияние и на художественную составляющую. Это и минималистичная сценография, и небольшое количество артистов на сцене (обычно не больше четырех-пяти), и сложность в том, чтобы привлекать для постановки классных и дорогостоящих специалистов постановочной команды. Но часто это компенсируется талантом и фантазией авторов спектакля и, вопреки всему, приводит к интересным, а иногда выдающимся творческим результатам», — считает театральный продюсер Евгений Худяков.

Спектакль «Pro Федота» (Фото DR)

Выросший из подвала театр, вышедший на большую в прямом смысле сцену с залом на несколько сотен мест, автоматически теряет камерность — не все из репертуара можно перенести буквально. А иной формат спектаклей означает и иные расходы на них. «Камерные постановки можно перенести на большую сцену. Да, они будут смотреться иначе, но иначе — необязательно хуже, — объясняет сооснователь театра «Точка Ру» Сергей Сафронов-Большев. — Что касается хороших перспектив частных театров, то мы сами тому пример: открылись менее года назад, но смогли найти своего зрителя. Пока проходим тот же путь, что и театр «Событие».

 

Сегодня даже в столице, не говоря уже о провинции, государственные театры не в состоянии удовлетворить зрительский спрос. В театре или нет мест, или безумно дорогие билеты. По словам руководителя частного театра «Эскизы в пространстве» Дмитрия Максименкова, небольшие коллективы занимают нишу, которую не в состоянии заполнить крупные государственные структуры.

«Есть запрос на авторские, экспериментальные спектакли. А так как это эксперимент, билеты стоят дешевле, — рассказывает Forbes Дмитрий Максименков. — Например, у театра «Наций» есть новое пространство — дополнительная сцена с залом на 50 человек. И дабы закрыть упомянутый спрос, на нее приглашают молодые коллективы. В данном случае, мы там готовим премьеру».

Фактически частные театры — это как малый бизнес на фоне неповоротливого крупного, готовы гибко подстраиваться под зрителя. «Идти туда, где сейчас зритель физически находится, допустим, играть на открытых пространствах. Подстраиваться под платежеспособность. Расширяться по мере необходимости, — комментирует  Дмитрий Максименков. — Как магазин у дома, кафе, пришедшее в спальный район или на курорт. Мы играем на любых площадках от уличных сцен на городском фестивале до поляны в лесу. И спрос на такие выступления в этом сезоне заметно вырос: только за первый уик-энд лета мы заработали на театральных фестивалях 1,6 млн рублей».   

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+