Как проходит первый международный фестиваль балета в России в 2023 году
Фестиваль балета Dance open был создан в 2001 году продюсером и режиссером Екатериной Галановой при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Министерства культуры России. Во многом благодаря Dance open, который за 20 с лишним лет работы привез в Санкт-Петербург свыше 270 звезд мирового балета, представляющих больше 40 ведущих трупп мира из почти 30 стран, город заслужил репутацию российской столицы современного танца. А сам Dance open вошел в десятку крупнейших европейских балетных фестивалей.
Национальный балет Нидерландов, NDT1, Балет Монте-Карло, Штутгартский балет — вкусы российских зрителей во многом сформированы подборкой звездных трупп на Dance open. Хотя балетные критики называют фестиваль консервативным, рассчитанным прежде всего на массовую аудиторию и узкий круг любителей светских культурных развлечений, вклад фестиваля в популяризацию современного академического танца и contemporary dance в России огромный. По правилам Dance open его концертную программу обязательно сопровождают мастер-классы хореографов, идет большая лекционная программа, открываются выставки.
О том, как сегодня в России может выглядеть формат большого международного фестиваля, Forbes Life рассказала программный директор Dance open Ольга Беленкис.
— Фестиваль Dance open 2022 года не только расширял горизонты зрителей, но и служил прививкой от снобизма, показывая наравне с академическим танцем уличное танцевальное искусство.
— Мы стараемся представить разные по стилистике танцевальные направления, не только классический балет, привозить что-то оригинальное, от брейк-данса до фольклорных направлений. И в этом году нам эту качественную пропорцию удалось соблюсти. Программу, конечно, меняли из-за событий 2022 года. Но получилось все равно интересно. В этом году мы привозим французскую труппу Tie Break, восемь уличных танцовщиков из Лиона. Переговоры с ними мы начали еще в 2020 году, но осуществить удалось только в этом.
— В прошлом году на фестивале была заявлена бельгийская компания Peeping Tom, которые впервые оказалась в России в 2021 году и произвела фурор и на Дягилевском фестивале в Перми, и в Москве на «Территории». В этом году их нет.
— Далеко не все коллективы готовы приезжать в Россию в настоящий момент. Вот и Peeping Tom взял паузу. С французами Tie Break переговоры тоже были непростыми. Сначала нас остановил ковид. Потом не сложилось по датам в 2021 году, когда мы провели фестиваль в ноябре, а не в апреле, как это происходит традиционно. Летом 2022 года вернулись к переговорам. Тогда ответ был: «Наверное, нет». Но мы провели не один zoom и в результате добились согласия. Наш главный аргумент был: люди идут в театры, залы переполнены, искусство в нынешней ситуации работает как лекарство.
Я говорила о том, что российская публика ждет новых имен, новых коллективов. И это сработало. Две недели назад Tie Break получил визы. Спектакль, который они привезли в Санкт-Петербург, создан на стыке брейк-данса и современного танца, с юмором, рассчитан на самую широкую аудиторию.
Еще одна альтернативная постановка на фестивале — «Маламбо от Малево» из Аргентины (маламбо — аргентинский традиционный танец под барабанный аккомпанемент, — Forbes Life). В 2017 году труппа Матиаса Хайме принимала участие в гала-концерте фестиваля. Им удалось так завести зал, что Александринский театр напоминал стадион. Публика хлопала, свистела, топала ногами. В общем мы еще ни разу не пожалели, что на фестивале встречаются танцевальные труппы самых разных форматов.
— Насколько самим артистам важен тот факт, что они приезжают в Санкт-Петербург, столицу мирового балета и выступают на сцене императорского театра, а не в клубе или на улице, как они привыкли?
— Конечно, это важно. Мы, например, были первыми, кто в 2017 году пригласил выступить труппу маламбо на профессиональной сцене. Это были их первые гастроли. До Александринского театра они выступали в клубах с небольшими номерами. Гастроли в Санкт-Петербурге дали труппе такой мощный толчок, теперь они гастролируют по всему миру, на лето запланирован большой тур в США.
— Гала-концерт по традиции пестрел первыми именами академического танца. В 2021 году танцевали Фридеманн Фогель из Штутгартского балета, Даниил Симкин из берлинской Штаатсоперы, солисты Национального балета Нидерландов.
— В этом году на гала выступят солисты наших крупнейших театров. Но будут и танцовщики из Будапешта, ждем подтверждения из Ла Скала. Конечно, участие в гала-концерте — это индивидуальное решение каждого артиста, но они все равно должны получать разрешение в своих театрах. Не всякая театральная администрация одобряет сегодня выступление в Санкт-Петербурге. Поэтому нам передают приветы, благодарят за приглашение, хвалят фестиваль — и разводят руками.
Одна известная испанская труппа так и ответила: если выступим у вас на гала, нам перекроют государственное финансирование. Сancel culture действует, и нам приходится с этим считаться.
— В этом году впервые на фестивале выступит балет Бразилии. Это тоже замена?
— До ковида мы планировали программу на четыре-пять лет вперед. У нас была договоренность с израильской труппой. Нам важно показывать ведущих мировых хореографов. Дефицит качественного современного балетного материала огромен. Мы это видим сегодня: на все российские театры работают максимум десять постановщиков.
Но израилитяне отказались привезти именно ту программу, на которую мы рассчитывали. Хореографы не дают разрешения исполнять свои балеты в России. А с балетом Сан-Паулу все совпало — известная балетная компания, современная хореография, первые имена. Два из трех балетов поставлены специально на бразильскую труппу. Я думаю, такую программу, что везут бразильцы, могли бы показать NDT или Introdans. Билеты на балет Сан-Паулу разошлись следом за билетами на гала-концерт, думаю, многие решили, что раз Бразилия, будет карнавал.
По традиции Азия и Латинская Америка оставались на втором плане для отборщиков фестиваля. Коллектив из США имел гораздо больше шансов оказаться в нашем поле зрения, чем коллектив из Бразилии. Теперь мы разворачиваемся на сто восемьдесят градусов.
— Как меняются маршруты фестиваля?
— Ничего необычного. Аргентинская труппа летит через Дубай. Это не намного длиннее, чем перелет со стыковкой в Париже, Франкфурте или Хельсинки. Но перелеты стали намного дороже. Когда-то мы покупали билеты из Европы в Санкт-Петербург по 20 000 рублей, сегодня такие цены нам и не снились.
Остальные участники приезжают через Турцию. По нашему опыту проходить финскую границу по земле гораздо сложнее, длительнее и муторнее, чем по воздуху. Поэтому только Турция, никакой Финляндии.
— Чтобы как-то компенсировать расходы, будут ли гастроли фестиваля по стране?
— Традиционно Dance Open проходит только в Санкт-Петербурге. Несколько лет назад была мысль устроить какие-то концерты в Москве, но продюсер, который хотел «встать паровозиком» за нами, как это называется на профессиональном сленге, отказался от этой идеи. Если найдется продюсер, который захочет показать спектакли фестиваля после Петербурга где-то еще, то мы сможем разделить расходы и это будет выгодно обеим сторонам.
Мы неоднократно проводили гала-концерты в театре Бахрейна. Возили туда пермский балет, театр балета Якобсона. Dance Open как партнер городского комитета по культуре проводил балетные и оперные концерты за границей. Раньше это была в основном европейская направленность, Братислава, Осло, Копенгаген, сейчас курс меняется в сторону Азии. Сейчас мы анализируем, что мы могли бы показать в Арабских Эмиратах, в Катаре.
— Что вам подсказывает опыт Бахрейна?
— По пожеланию устроителей мы показывали исключительно классические балеты. Современное искусство, открытые костюмы не приветствовались.
— А балетная пачка считается достаточно закрытым костюмом?
— Да. Сейчас мы обсуждаем проект в Арабских Эмиратах, посмотрим, какие у них будут пожелания.
— Сколько тогда стоят билеты на фестиваль, если на авиабилеты артистов уходит от 75 000 рублей?
— Билетная политика фестиваля не изменилось. В среднем билеты стоят до 10 000 рублей. Гала-концерт традиционно дороже. Но как показывает практика, 80% билетов на него продается в первый же день продаж. У фестиваля государственный статус, нас поддерживает Комитет по культуре Санкт-Петербурга, министерство культуры Российской Федерации, а в этом году появился партнер — «Газпром».
— Гастрольная, концертная версия — это почти всегда фонограмма, минимум декораций. Можно считать, что это лишь некое представление о том, что же за спектакль поставлен на самом деле. Как бороться с этим?
— На фестивале мы всегда работали под фонограмму. В Александринском театре нет возможности посадить оркестр. К тому же, я уверена, это никак не обедняет представление о спектакле. Все фонограммы предоставляют сами труппы в той оркестровке, в которой они идут в их театре.
С декорациями в этом году у нас приезжает только пермский балет. Французскому Tie Break нужен только реквизит. Его мы найдем здесь, что называется «в подборе»: наши технические специалисты подберут необходимые предметы в театрах, труппах, закажут, если нужно. Все три одноактных балета бразильцев идут без декораций. Для агрентинского «Маламбо» выстроят специальные декорации.
— Привезти балет из Перми стоит столько же, сколько из Парижа?
— Нет, конечно. Из Перми дешевле. Нет таможенных трат. Не нужно оформлять ввоз-вывоз, сarnet ATA (международный таможенный документ, приравниваемый к таможенной декларации. — Forbes Life) для музыкальных инструментов. Внутри страны все проще и быстрее.
По счастью, в этом году нам не потребовалось разрабатывать альтернативные маршруты по морю. Возможно, будет быстрее и экономичнее изготовить декорации в Санкт-Петербурге, чем везти. Такой опыт у нас уже был уже не раз, когда не успевали доставить декорации.
В 2017 году, например, когда аргентинская труппа прилетала на фестиваль в первый раз, в Париже на пересадке Air France потеряла кахоны, ударные, которые используются в маламбо. Мы объявили клич и за несколько часов нашли в Санкт-Петербурге человека, который одолжил нам барабаны-кахоны. А когда артисты уже улетели обратно в Аргентину, их кахоны нашлись. Пришлось отправлять следующим рейсом, вдогонку.