«Экстраполяции»: сериал о глобальном потеплении с Мэрил Стрип и Эдвардом Нортоном
В 2021 году Университет Южной Калифорнии провел исследование о том, насколько популярна тема глобального потепления в Голливуде. Вернее, насколько не популярна. Проанализировав десятки тысяч сценариев, написанных с 2016 года, исследователи нашли ключевые слова (climate crisis, deforestation и еще 34 варианта) только в 2,8% из них. Слово «собака» в сценариях последних лет упоминается в 13 раз чаще, чем все слова о глобальном потеплении вместе взятые.
Сказать, что Голливуд совсем не говорит о глобальном потеплении, нельзя. Роберт Рэдфорд еще с 1970-х выступает попечителем Совета по защите природных ресурсов. Брэд Питт, Хавьер Бардем, Гвинет Пэлтроу, Кэмерон Диаз, Эмма Уотсон и многие другие звезды известны крупными пожертвованиями в фонды по охране окружающей среды и часто высказываются об экологии в интервью. Лицо «экологичного» Голливуда — Леонардо Ди Каприо: он создал фонд, который занимается сохранением мирового океана, и даже на «Оскаре» говорил об угрозе экологии.
И все-таки на экран проблема глобального потепления попадает редко. Фильмы-катастрофы вроде «Послезавтра» и «2012» обычно критикуются учеными за неправдоподобность и не пользуются популярностью в кинотеатрах. Последним удачным примером жанра можно назвать вышедший в 2015 году «Разлом Сан-Андреас» — но даже участие Дуэйна Джонсона не помогло фильму стать безоговорочным хитом.
О глобальном потеплении не так давно говорил фильм «Не смотрите наверх», но он выбрал другой язык: звездный каст вместо большого бюджета на спецэффекты, метафоры вместо прямых слов. «Не смотрите наверх» вышел на стриминговом сервисе Netflix — и мгновенно стал лидером по просмотрам (111 млн часов). Благодаря Леонардо Ди Каприо, Дженнифер Лоуренс, Тимоти Шаламе, Мэрил Стрип и другим известным актерам проект стал настоящим событием для массовой аудитории — а именно это и нужно фильмам о глобальном потеплении.
Повторить формулу успеха «Не смотрите наверх» на другом стриминговом сервисе — Apple TV+ — вызвался сценарист и режиссер Скотт З. Бернс. Именно он написал для Стивена Содерберга сценарий «Заражения», который все стали пересматривать во время пандемии коронавируса и обнаружили там множество провидческих предсказаний — вплоть до летучей мыши, которая станет «началом конца». Поэтому новую работу Бернса о будущем Земли ждали как пророчество Нострадамуса или Ванги. Бернс написал и поставил сериал «Экстраполяции», первые три серии которого вышли в марте 2023-го. И что же он предсказал?
«Экстраполяции» начинаются в 2037 году и знакомят нас с несколькими персонажами сразу. Беременная зоозащитница (Сиенна Миллер) спасается от лесного пожара. Ее муж (Тахар Рахим) участвует в экологической конференции в Тель-Авиве. Там же молодой человек (Давид Диггс) признается родителям, что хочет быть раввином, а не юристом. Все они и многие другие герои сталкиваются не только с личными трагедиями, но и с одной глобальной катастрофой.
Действие второй серии «Экстраполяций» разворачивается уже в 2046 году и сосредоточено вокруг героини Сиенны Миллер. Она воспитывает ребенка, много думает о матери и пытается спасти популяцию горбатых китов от вымирания. В этой же серии появляется Мэрил Стрип — и ее голосом здесь говорит кит. Дело в том, что люди будущего научились переводить язык животных на английский, и озвучивать их речь можно голосом выбранного человека.
В третьей все сосредоточится вокруг раввина — он спасает синагогу в Майами от наводнения. В этом же эпизоде появится Дэвид Швиммер из «Друзей» и Джадд Херш, который в начале марта чуть не получил «Оскар» за «Лучшую мужскую роль второго плана» в «Фабельманах».
Всего анонсировано восемь серий, остальные будут выходить раз в неделю, и что именно покажут в них, пока неизвестно. Зрители точно увидят Хизер Грэм, Тоби Магуайра, Фореста Уитакера, Марион Котийяр, Эдварда Нортона и многих других популярных актеров. Можно предположить, что больше всего экранного времени в итоге будет отведено мелькающему в первой серии миллиардеру, образ которого явно намекает на Илона Маска. Его играет Кит Харингтон, тот самый Джон Сноу из «Игры престолов».
С точки зрения актерского таланта Харингтон — все же не Мэрил Стрип, при этом саму анонсированную во всех трейлерах Стрип в сериале показывают минут пять — во флешбэках и на видеозаписях. Бюджета сериала хватило, чтобы привлечь в него звезд, но интересных ролей у них тут пока нет. Возможно, мешает странная структура: это не цельное произведение, но и не совсем антология, между сериями проходят годы, ни один из героев не выводится на полноценный первый план. Зрители просто не успевают проникнуться сочувствием к персонажам, которых показывают в паре сцен.
Выглядят «Экстраполяции» на удивление дешево. Заметно, что половину сцен снимали на зеленом фоне, поэтому разные города и страны отличаются друг от друга только цветокоррекцией. Показанный в первой серии Санкт-Петербург мы видим только из окон гостиницы — и как именно он будет выглядеть в 2037 году, так и не узнаем.
«Экстраполяции» можно было бы сравнить с британскими сериалами «Черное зеркало» или «Годы», но ему явно не хватает их злой интонации. Да и что все-таки говорит автор «Экстраполяций» о нашем будущем? Все, что мы знаем и без него: угроза глобального потепления реальна. Это не сатира, не драма, не комедия, даже не совсем искусство — скорее масштабная социальная реклама. Речь Ди Каприо на «Оскаре», а не «Не смотрите наверх». Хорошо, что сериал с крупным бюджетом говорит о проблемах экологии. Плохо, что он делает это так скучно.