Ватикан вернет Греции мрамор, коллекцию Пола Аллена опять продают: новости арт-рынка
Объем арт-рынка в 2022 году составил $16,5 млрд, лидерство Франции под вопросом
В начале марта был опубликован отчет Morgan Stanley и Artnet, согласно которому суммарный оборот аукционов искусства, проходивших по всему миру в 2022 году, составил $15,9 млрд. Это чуть меньше, чем цифра, которую приводят в выпущенном на днях отчете порталы Artprice и Artron.net. По их подсчетам, общая выручка составила $16,5 млрд. По версии Morgan Stanley и Artnet, динамика носит отрицательный характер: за год оборот в денежном выражении упал на 4%. Artprice и Artron.net смотрят на ситуацию более позитивно, ссылаясь на то, что число лотов, выставляемых на продажу, за год выросло на 12%. «Наш анализ, который проводится уже четверть века, свидетельствует о новой фазе ускорения, обусловленной растущим числом коллекционеров, желающих быть активными игроками арт-рынка», — сообщают Artprice и Artron.net. Ускорение в основном связано с тем, что уменьшается средний период владения той или иной работой, благодаря чему на рынок попадают и новые творения молодых авторов, и возвращаются выдающиеся шедевры прошлых эпох, пишет в предисловии к отчету Тьерри Эрманн, генеральный директор и основатель Artmarket.com и Artprice.
Отдельный материал Artnet посвятил аукционному рынку Франции, объем которого по итогам 2022 года составил $4,6 млрд в целом. На сегмент искусства пришлось €2,1 млрд, но это на 12,9% больше, чем аналогичный показатель 2021 года. По мнениям аналитиков, в последнее годы Париж активно возвращает себе статус одного из главных центров мирового арт-рынка. Однако такому положению дел может помешать налоговая директива Европейского Союза, принятая год назад. Она повысит налог с продаж на импорт товаров, включая произведения искусства, с 15% до 20%. Несмотря на то, что директива вступит в действие с 2025 года и будет распространяться на всех членов ЕС, активнее всего протестуют именно французы. Открытое письмо, резко критикующее эту инициативу, уже подписало свыше 120 французских художников.
Предстоящие торги: Хокни из рекордной коллекции Пола Аллена и недавно обнаруженный Кранах
В прошлом году самым громким событием аукционного рынка стала распродажа собрания сооснователя Microsoft Пола Аллена. Полторы сотни работ его коллекции в сумме ушли за рекордные $1,62 млрд. Топ-лотом тогда стала картина Жоржа Сера «Вместе. Позы (Малая версия)», купленная за $149 млн. Кроме нее знаковую отметку в $100 млн превысили цены четырех других лотов. Было установлено 20 новых ценовых рекордов. В мае этого года Christie’s планирует продать еще 7 работ из коллекции миллиардера. Их суммарный эстимейт составляет порядка $30—40 млн. С молотка пустят три работы Джорджии О’Киф (самая дорогая — «Белая роза Калико» 1930 года — оценена в $6—8 млн), три произведения Дэвида Хокни (включая «Ворота» 2000 года с эстимейтом в $6—8 млн) и акварель Эдварда Хоппера ($600 000 — 800 000).
Недавно найденный крайне редкий алтарный триптих Лукаса Кранаха Старшего и его учеников будет выставлен на цюрихские торги аукционного дома Koller 31 марта этого года. Эстимейт работы, которая десятилетиями хранилась в частной коллекции как творение неизвестного автора, составляет 800 000 — 1,2 млн швейцарских франков.
Главный экспонат на ярмарке TEFAF и первая Биеннале исламского искусства в Джидде
С 11 по 19 марта в Маастрихте идет ярмарка TEFAF, программа которой по традиции посвящена искусству старых мастеров. В этот раз одной из самых дорогих работ, представленных на смотре, стала картина Жака-Луи Давида «Весталка» (стенд Wildenstein). В 2016 году работа выставлялась на Christie’s с эстимейтом в $3—5 млн, но осталась непроданной. Возможно, тогда причиной стала неразбериха с датировкой. Слова о том, что это «последняя дореволюционная (1783—1787 годами) картина художника в частных руках» вызвали критику со стороны многих искусствоведов. В этот раз галерея Wildenstein продает работу как произведение 1788—1790 годов, тем самым относя его к пику творческой активности Давида.
В Джидде (Саудовская Аравия) до 23 апреля проходит первая Биеннале исламского искусства. Порядка 45 художников из более чем 20 стран переосмысляют традиционные образы, одновременно с этим меняя облик отведенного им терминала «Хадж» местного международного аэропорта. Центральной темой всех сайт-специфических работ становится связь между культурными традициями прошлого и художественным взглядом, устремленным в будущее. В рамках публичной программы смотра 9 марта прошел премьерный показ документального фильма «По следам пророка» о путешествии Пророка Мухаммеда из Мекки в Медину режиссера Овидио Салазара.
Судьба шедевров: мраморы Парфенона остаются в Великобритании
Весь прошлый год Британский музей довольно двусмысленно обещал разобраться с судьбой мраморных скульптур Парфенона, вывезенных лордом Элгином в Великобританию в начале XIX века. Летом английская сторона заявляла, что готова сесть за стол переговоров о статусе артефактов, но к концу года выяснилось, что речь шла всего лишь о возможности одолжить экспонаты афинскому музею сроком на 10 лет. На днях жирную точку в этом вопросе поставил премьер-министр Великобритании Риши Сунак, подтвердивший, что правительство страны не намерено передавать Греции скульптуры. Официально заявление об этом появилось на сайте газеты The Guardian. Зато, похоже, сбывается обещание Папы римского Франциска вернуть Греции три фрагмента мраморов Парфенона, которые хранятся в Музеях Ватикана с XIX века. Скульптуры будут торжественно переданы греческой стороне уже 24 марта.