Чему не учат в школе: как выглядит рынок онлайн-образования в 2023 году
В 2022 году многие российские специалисты стали искать новые профессии и другие варианты развития, которые могут стать основой для более стабильного будущего. По оценке CEO образовательной платформы «Хекслет» Кирилла Мокевнина, за этот период интерес к ней вырос в два раза (общий рост рынка онлайн-образования в 2022 году составил в 17,9%). Как отмечает Мокевнин, сейчас многие студенты приходят учиться в IT, потому что хотят иметь востребованную профессию, которая позволит работать из любой точки мира. «Даже несмотря на то, что спрос на джунов, то есть работников с минимальным опытом, по некоторым направлениям снизился, на рынке программирования все еще недостаточно кадров по многим специализациям», — подчеркивает СЕО «Хекслета».
Чтобы поддерживать спрос, в 2022 году «Хекслет» увеличил объем рекламы в интернете и сконцентрировался на продвижении продуктов. «Мы начали активнее использовать доступные источники для привлечения и охвата новой аудитории, интересующейся программированием. Например, мы усилили наше развитие коммуникаций с потенциальными студентами в социальных сетях, а также увеличили свое присутствие в контекстной и таргетированной рекламе, инфлюенс-маркетинге. При этом одни из самых сильных каналов, которые мы используем, были и остаются — органика и рекомендации», — говорит Мокевнин.
Оценку Мокевнина отчасти подтверждает и статистика. По итогам 2022 года, суммарная выручка топ-100 компаний рейтинга Edtechs составила 87 млрд рублей — хотя во втором квартале он показывал падение на 14,5% в сравнении с первым. Общие показатели выросли благодаря образовательным продуктам для взрослой аудитории. Дополнительное профессиональное образование (ДПО) показало значительный рост: суммарно выручка компаний ДПО выросла на 44% по отношению к третьему кварталу и составила 10 млрд рублей. По словам CEO «Яндекс Практикум» Ильи Курмышева, в 2022 году «самыми популярными остались наши флагманские направления: программирование (его выбрало 59% студентов) и аналитика данных (21% студентов)».
Кандидат наук об образовании и директор международного Конкурса инноваций в образовании (КИвО) Диана Королева в разговоре с Forbes Life подчеркнула, российский рынок коммерческого онлайн-образования крайне разнообразен и динамичен, в этом плане он выигрывает у европейского, но еще не достает до показателей Китая и США. Однако снижение покупательской способности, качества кредитных условий и инвестиций в 2022 году оставило отпечаток и на этой индустрии.
Что случилось с образованием для взрослых
Центр «Сколково» связывал падение во втором квартале 2022 года с тем, что весной люди оказывали предпочтение не таким долгосрочным вложениям, как образование, а сохранению капитала. Если раньше дорогие и длинные курсы продавались за счет рассрочек и кредитов, во время прошлогоднего колебания курса и изменения базовой ставки ЦБ это стало трудновыполнимым делом.
В июне 2022 года на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) Наталья Царевская-Дякина, директор направления EdTech ИТ-кластера Фонда «Сколково», выделила несколько отраслей, которые получают поддержку и поэтому не проседают. «Сейчас самые популярные меры поддержки получает ИТ-отрасль, а значит, люди потянутся осваивать новые профессии. И спрос на обучение ИТ-специальностям компенсирует падение остального дополнительного профессионального образования», — отметила Царевская-Дякина.
Например, компания SkyEng, занимающая вторую строчку в рейтинге EdTech-компаний с выручкой больше 9 млрд рублей, развивает проект SkyPro, обучающий IT-профессиям с нуля. Как рассказала Forbes Life Светлана Шиманская, руководитель карьерного центра онлайн-университета рентабельного образования Skypro, спрос и интерес к обучению новым профессиям в IT рос последние несколько лет — и до сих пор остается быстрым способом за короткий период (не более одного года) обучиться и устроиться на хорошо оплачиваемую работу. «Сложно сказать, повлияла ли эмиграция на онлайн-обучение в целом. Явного скачка за последний год мы не заметили», — говорит Шиманская.
По ее словам, в 2022 году у учеников появился запрос на soft skills и взаимодействие с международными рекрутерами, компаниями и командами. Центр подстроился под новые реалии и актуализировал курсы под международный опыт. «Помимо этого мы подготовили ряд материалов: как пройти собеседование и устроиться на работу в международную компанию, где актуализировать знания, какие книги и порталы читать, а также — где общается международное комьюнити маркетологов, разработчиков, аналитиков», — рассказывает руководитель карьерного центра.
«Мы анализируем рынок вакансий, запросы компаний, а также уровень зарплаты специалистов сферы, — описывает ситуацию на рынке Шаманская. — С уверенностью можем сказать, что самые популярные профессии в IT — те, которые не требуют навыков программирования. Например, профессия аналитика данных, инженера по тестированию, графического дизайнера. Из более сложного — Java-разработчик, веб- и Python-разработчик».
Помимо этого, Диана Королева отмечает высокий спрос на изучение иностранных языков и получение новых microdegree (микроквалификации — получение навыков в узкой направленности). По ее словам, надстройки новых специальностей — тренд этого года. Вячеслав Юрченков, начальник Центра развития образовательных технологий и руководитель проекта EduTech Club СберУниверситета, в беседе с Forbes Life обозначил тренд на практико-ориентированное обучение, которое пригодится уже завтра. Главными мотиваторами для обучения становятся амбиции и повышение эффективности, а не получение сертификата или диплома.
На первый план выходит гибридный формат обучения — когда студенты синхронно учатся очно и онлайн. Но это не просто присутствие на занятии, а полноценная работа в группах с сокурсниками и консультации с преподавателем или коучем. Также растет спрос на короткие программы, микроформаты (видео, чат-боты, ленты с постами) и сокращение длительных. Онлайн-лекции и вебинары, по словам Вячеслава Юрченкова, выбирает 35% студентов, согласно исследованию, который СберУниверситет провел в партнерстве с «Работа.ру», потратив в среднем около 9,5 часов в неделю, что соответствует одному полноценному рабочему дню с перерывом на обед.
Тренд на гибридный формат обучения выделяют и 61% участников Конкурса инноваций в образовании (КИвО), принявших участие в исследовании НИУ ВШЭ. Сочетание онлайн-формата и аудиторных занятий выбирают опрошенные из крупных городов. Также в топ-три трендов входят программы по микроквалификации (выбирают 46,1% опрошенных зрелого возраста из крупных городов) и совмещение учебы с практикой (38,7% инноваторов, участников КИвО, преимущественно среди студентов и школьников).
НИУ ВШЭ также провел независимый анализ онлайн-образования и выяснил, что 93% опрошенных, прошедших различные онлайн-курсы, в итоге реализовали поставленную карьерную цель. «84% пользователей из числа нашедших работу заняты по специальности, которую изучали на образовательной платформе. 85% из трудоустроившихся нашли работу в течение трех месяцев после завершения курсов, причем 55% достигли этого еще в процессе обучения. Заработная плата у выпускников, нашедших работу в новой профессии, увеличилась в среднем на 38% за полгода после завершения обучения», — говорится в материале.
Как изменилось онлайн-образование для детей
Как узнал Forbes осенью 2022 года, только в сентябре, после объявления мобилизации, из страны эмигрировало порядка 700 000 человек. Так, разработчик программного обеспечения ЕПАМ вывез тысячи сотрудников, зачастую с семьями (в РФ работало около 6 000 человек). Похожим образом поступили десятки других софтверных и ИТ-компаний.
Как рассказывает Екатерина Латыпова, академический директор онлайн-школы «Фоксфорд» и руководитель «Экстерната и домашней школы Фоксфорда», число учеников школы стабильно росло, но в 2022 году было два резких скачка спроса: «Первая [волна] случилась в марте, вторая — в октябре. Безусловно, мы связываем рост с макрособытиями». Согласно данным рейтинга EdTech-компаний по выручке, «Фоксфорд» занимает восьмое место среди платформ для детского образования с показателем в 62% годового роста.
Вообще начало учебного года — время, когда ежегодно увеличивается количество учеников на всех программах. Но в учебном центре Geekz в 2022 году получилось иначе. Как рассказывает Тигран Басеян, генеральный директор и основатель центра, в начале года в нем было до 1000 учеников, к середине – 1500 учеников, а сентябрьские события привели к оттоку аудитории. Это связано с тем, что семьи после объявления мобилизации были вынуждены отказываться от дополнительных способов подготовки к экзаменам. «Для всех подобных учеников мы предоставили гранты, дав возможность продолжить обучение, даже несмотря на то, что не было возможности оплачивать курсы», — рассказывает Басеян.
Одновременно семьи, покинувшие Россию, по словам Басеяна, переживают за организацию обучения детей и стараются сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким и продолжал качественное обучение. Часто школьников переводили на дистанционный формат, например, в частные школы, экстернаты.
Онлайн-образование и государство
В январе 2023 года вышло постановление Правительства РФ, которое рассматривает в частном порядке особенности проведения экзаменов для граждан, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его из-за недружественных действий иностранных государств. 6 февраля Минпросвещения и Рособрнадзор РФ подготовили и изменения правил и сроков сдачи итогового сочинения, ОГЭ и ЕГЭ. Наиболее важными положениями стали разрешение на подачу заявления о дистанционной сдаче ЕГЭ и ОГЭ, а также возможность онлайн-проведения итогового собеседования при сдаче ОГЭ. Но внесенные нововведения вступят в силу лишь в следующем учебном году.
Однако индустрия детского онлайн-образования, по словам Дианы Королевой, уделяет внимание не только подготовке к экзаменам. Существуют и отдельные предложения по предметам и целые экосистемы — онлайн-школы. Влияние на отрасль, точнее, на взаимодействие коммерческого сектора и государства также оказал федеральный проект «Цифровая образовательная среда». По словам Дианы Королевой, проект «существенно встряхнул рынок» во время формирования реестра поставщиков цифрового образовательного контента.
Компании, чьим продуктом пользуются школьники, получают от государства финансирование и внедряют свои предложения в систему образования. «С одной стороны, это хорошо себя зарекомендовавшая в мировой практике история: государство платит Edtechs-компаниям за то, что они предоставляют нужный контент. Но, с другой стороны, это усложняет рыночную конкуренцию, потому что не все компании готовы и имеют возможность вкладываться в доработку контента под гостребования. Далеко не всегда эти требования транслируются прозрачно, порой компании нужно пройти множество итераций. Поэтому часть игроков онлайн-образования не стали ввязываться в эту игру. Кто-то просто остался в коммерческом секторе. Но для некоторых это привело к летальному исходу», — говорит эксперт. По ее словам, госфинасирование уже получили проекты «Учи.ру», «Российская электронная школа» и «Московская электронная школа».
Семьи и взрослые, которые имеют возможность оплачивать услуги образовательных компаний, могут пользоваться разными сервисами на рынке, где существует свободное ценообразование и конкуренция. Но субсидированное взаимодействие неформального сектора как онлайн-образования (Edtechs) и формального (школ или ВУЗов) без финансирования государства невозможно. Королева приводит в пример проект Skyeng, который решил остаться на свободном рынке и отказался от работы со школами.
Как и в других отраслях, прогнозы строить сложно, но переход на специалитет в ВУЗах, возможность трансформации выпускных школьных экзаменов и политические события явно повлияют на Edtechs-рынок. «Edtechs-стартапы — как низовые инновации. Они очень быстро приспосабливаются к изменениям. Мы это видим по истории с пандемией и февральскими событиями. Российский рынок в этом плане один из самых тренированных, потому что эти «черные лебеди» у нас случаются постоянно. Но в целом, если не произойдет глобальных изменений, то серьезного роста или падения рынка в этот год ожидать не стоит» , — заключает Диана Королева.