К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Вся история русского и советского балета: в «Манеже» рассказывают про гордость нации

Анатомия балета
Анатомия балета
До 21 мая в Центральном выставочном зале «Манеж» в Санкт-Петербурге идет выставка «Первая позиция. Русский балет», где представлены около тысячи артефактов из сорока музеев, архивов и библиотек России. История вышла зрелищная, местами суетливая и напоминающая анекдот, как и положено балетному спектаклю

Авторы концепции Анна Ялова (сменившая на должности директора Павла Пригару, при котором «Манеж» стал ведущей питерской выставочной площадкой, а в 2021 году получил премию The Artnewspaper Russia как музей года), архитектор Агния Стерлигова и креативный куратор, художник Павел Каплевич взялись за поистине необъятную тему — русский балет, «наше все». Чтобы не утонуть в мире артефактов, фотографий, костюмов и личных вещей разных персонажей, имевших непосредственное отношение к истории вопроса, экспозицию поделили на большие и малые разделы, часть из которых из разряда обязательных, другая — условно факультативная, для особо интересующихся.

Основных разделов выставки два. «Императорский балет» и «Советский балет» открываются произведениями, раскрывающими образ эпохи dans l’ensemble, то есть в целом. Встречают посетителей изящная скульптура «Амур и Психея» и уменьшенная копия мухинских «Рабочего и колхозницы», — эффектное решение, помимо всего прочего передающее пластический образ и эстетику движения, характерную для своих эпох.

Стиль и характер у разделов разный, визуально они маркированы контрастными цветами: императорская часть бордово-красная, торжественная, разделенная на временные отрезки чем-то вроде порталов в виде профилей основных действующих лиц, причастных к развитию балета в России. Советская, оформленная в цвете зеленого бильярдного сукна, выглядит сдержанно и как будто собрана страстным балетоманом-любителем, не пропускавшим ни единой вещи — от программки давно прошедшего спектакля до фото Николая Цискаридзе. Все начинается с закрытого окошечка кассы с рукописным объявлением «билетов нет» и заканчивается черно-белым телевизором, показывающим «Лебединое озеро». 

 

Внутри «Императорского балета» можно увидеть действующий макет машинерии сцены XIX столетия, балетные туфли и платье для занятий, принадлежавшие Матильде Кшесинской. В «Советском балете» обращает на себя внимание коллекция фарфоровых статуэток на тему «балет» и полотно Зинаиды Серебряковой «Девочки-сильфиды. Балет Шопениана».

Еще один «обязательный» эпизод истории российского балета, и соответственно, раздел выставки, — это, конечно, антреприза Дягилева. Авторы назвали ее «Русский дух» и оформили в стиле рериховских декораций к балету «Весна священная». Собственно эскизы Рериха, а также Натальи Гончаровой и Александра Бенуа, афиши Жана Кокто, костюмы из спектаклей и в придачу к этому и несколько русских традиционных костюмов, не имеющих прямого отношения к балетному искусству, живописуют стиль ballet russes. За углом от «Русского духа» — своеобразная интермедия, где можно познакомиться с историей художника и фотографа Альфреда Эберлинга, который считается первым стрит-фотографом в России и известен моментальными снимками балерин. Он в частности снимал Матильду Кшесинскую, Анну Павлову и Тамару Карсавину, причем не всегда одетых. Его работы демонстрируются в отдельной комнатке, в атмосфере приватности.

 

Разделы выставки, которые условно можно назвать «факультативными», рассказывают как раз о том, о чем всегда интересно узнать. «Анатомия балета», например, с помощью видео показывает, сколько мышц танцовщик задействует и сколько калорий тратит, исполняя тот или иной элемент классического танца. Буквально «по косточкам» разложена техника исполнения и история знаменитых тридцати двух фуэте. Таймлайн прослеживает эволюцию «Лебединого озера» от первого постановщика Рейзингера, через триумфы Мариуса Петипа и Рудольфа Нуреева, к версиям Мэтью Боурна и Грэма Мерфи.

Обширный раздел «Костюмерный цех» открывается эффектной инсталляцией, посвященной разнообразию балеринских пачек, наглядно показывает эволюцию балетного костюма. Как и они, выставка получилась нарядной, яркой и демократичной. Ее можно смотреть слету, забежав на часок, а можно провести здесь целый день. Но самый серьезный вердикт экспозиции вынесут не художественные критики, а питерские балетоманы с большим зрительским багажом. 

«Амур и Психея»

«Амур и Психея»

Миф о любви Амура и Психеи был очень популярен на балетной сцене в XVIII-XIX веках, а первым спектаклем по этому сюжету считается трагедия-балет композитора Жана-Батиста Люлли «Психея» (1671). Формально это была опера, потому что балетного спектакля как жанра тогда еще не существовало.

Родоначальником балетного спектакля, или как его называли «героико-пантомимного балета», признан французский хореограф Жан Жорж Новерр, в наследии которого тоже есть балет «Амур и Психея».

Платье и туфли для занятий Матильды Кшесинской

Платье и туфли для занятий Матильды Кшесинской

Примы Императорского балета имели право на собственные костюмы, чем активно пользовалась Матильда Кшесинская (иногда такое позволяют себе и современные примы). Но на утренние классы все должны были являться в одинаковых белых платьях (тюниках).

Фарфоровые статуэтки работы Натальи Данько

Фарфоровые статуэтки работы Натальи Данько

Фарфоровая скульптура, изображающая балерин, была в СССР экспортным товаром. Специально по заказу Внешторга скульптор Наталья Данько, работавшая на Ленинградском фарфоровом заводе, создала статуэтки «Балерина А. П. Павлова в балете «Умирающий лебедь» на музыку Камиля Сен-Санса» (1931-1932), «А.П.Павлова в роли Одетты в балете П.И.Чайковского «Лебединое озеро» (1933) и «Балерина С.В.Федорова 2-я в балете А.К.Глазунова «Раймонда» (1922).

Афиша «Русских сезонов» Сергея Дягилева работы Жана Кокто

Афиша «Русских сезонов» Сергея Дягилева работы Жана Кокто

С 1911 по 1929 годы с перерывом на период Первой мировой войны труппа Сергея Дягилева обосновалась в Монте-Карло. На афише Жана Кокто изображен Вацлав Нижинский в образе Юноши-Розы (в костюме по эскизу Бакста) из балета «Видение розы».

«Анатомия балета»

«Анатомия балета»

Устройство балета всегда интересовало публику. Раньше зрители, например, полагали, «что у балерин ноги копытом», иначе как они могут танцевать на пуантах. Это и другие измышления старались опровергать многие видные журналисты. В XIX веке издатель и театральный критик Алексей Суворин написал для «Санкт-Петербургских ведомостей» статью про анатомию ног балерин.

«Костюмерный цех»

«Костюмерный цех»

В императорском театре юбка балерины состояла из накрахмаленных тюлевых слоев (тюник), количество которых зависело от роста балерины — чем выше балерина, тем больше тюник. Длина тоже строго регламентировалась, и за тем, чтобы юбки не укорачивали, следил сам директор Императорских театров Владимир Теляковский. В СССР тоже следили за длиной юбок. Рассказывают, что министр культуры Екатерина Фурцева, когда увидела на прогоне короткие платья Майи Плисецкой в «Кармен-сюите», сказала: «Майя, прикройте ляжки».

Николай Рерих, эскиз к балету «Весна священная»

Николай Рерих, эскиз к балету «Весна священная»

Николай Рерих создал не только визуальный образ постановки, но и написал либретто «Весны священной». Композитор Игорь Стравинский, который по легенде увидел сюжет во сне, специально приезжал обсуждать идею балета с Рерихом, который в этот момент гостил в имении княгини Марии Тенишевой Талашкино. Рерих иронично оценивал версию со сном композитора, подчеркивая тот факт, что это он получил гонорары за оформление и за либретто, а Стравинский — только за музыку.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+