К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Я не фанат супергеройских историй»: Лиам Нисон о боевиках и своем актерском методе

Лиам Нисон (Фото Juan Naharro Gimenez / WireImage)
Лиам Нисон (Фото Juan Naharro Gimenez / WireImage)
23 февраля в российский прокат выходит новый фильм с Лиамом Нисоном «Марлоу». По сюжету частный детектив Филип Марлоу накануне Второй мировой войны расследует загадочное дело о коррупции в Голливуде, в которой замешаны торговля наркотиками и похищение людей. Forbes Life поговорил с актером о съемках, ирландском кино и о том, как чай помогает ему оценивать сценарии

«Марлоу» — новый фильм Нила Джордана, лауреата премии «Оскар» за лучший сценарий к фильму «Жестокая игра», одного из самых известных ирландских режиссеров, автора картин «Интервью с вампиром», «Завтрак на Плутоне» и многих других. В главной роли — ирландский, британский и голливудский актер Лиам Нисон. Он сыграл Филипа Марлоу — одного из наиболее известных частных детективов в мировой литературе, придуманного американским писателем Раймондом Чандлером в 1939 году и ставшего культовым героем нуар-фильмов. Ранее в кино его играли Хамфри Богарт, Роберт Митчем, Эллиотт Гулд, Джеймс Каан и другие звезды. 

Кинокритик Иван Афанасьев поговорил с Лиамом Нисоном о том, как актер создавал характер персонажа, чем его Филип Марлоу отличается от десятка предыдущих версий героя и как ирландскому кинематографу помогла «Игра престолов».

— Вокруг детектива Марлоу сложилась определенная мифология. Что значит для вас этот персонаж и каково было играть его? 

 

— Вокруг самого жанра американских нуар-фильмов всегда был определенный флер: мы все представляем, как они выглядят, хотя это жанр редко выходит на первый план. Например, и в моем образе, и в образах Алана Лэдда в фильме «Оружие для найма», и Хамфри Богарта в «Глубоком сне», и Джона Гарфилда в «Почтальон всегда звонит дважды» у главного героя, кажется, всегда есть с собой плащ (имеется в виду, что в нуар-фильмах часто идет проливной дождь. — Forbes Life).

Но я не могу сказать, что вырос вместе с этими образами и с образом частного детектива Филипа Марлоу. Более того, стыдно признаться, я вообще никогда не читал книги Рэймонда Чендлера, пока не взял на себя обязательство сниматься в этом фильме. В последнее время я снимался скорее в скандинавских нуарах — «Снегоуборщик» например. Так что вокруг Филипа Марлоу действительно есть определенная мифология, но вся она прошла мимо меня.

 

— Чем ваш Филип Марлоу отличается от предыдущих? Допустим, от персонажа, сыгранного Эллиоттом Гулдом в фильме «Долгое прощание» Роберта Олтмена?

— На самом деле, в «Долгом прощании» лучше всех сыграл Стерлинг Хейден, исполнивший роль писателя Роджера Уэйда, — это совершенно фантастическая работа. Но Гулд тоже шикарный, и если вы обратите внимание, то заметите, что его Филип Марлоу в каждой сцене либо курил сигарету, либо тушил ее, либо закуривал новую. И первое, что я подумал как человек, который бросил: «Я не буду столько курить, как Эллиотт!» Но, к сожалению, в такое время, особенно если снимаешься в кино, курить все-таки приходится.

— Как сыграть роль так, чтобы она не казалась фальшивой?

 

— Я бы сказал, что это на 80% зависит от режиссера. И, пожалуй, главное, чтобы это не превращалось в «пастиш» (pastiche, от фран. «паштет» — стилизация под что-либо, подражание. — Forbes Life). Важно стараться сыграть правдиво в каждой сцене. Когда я играю в фильме, я всегда думаю, о чем он весь, о чем конкретный эпизод, который мы снимаем, как мне сыграть, чтобы аудитория и партнеры по съемочной площадке поверили в то, что я говорю, — все это фундамент актерского ремесла, мне кажется.

— Мне очень понравилось, что в «Марлоу» нет стремления навязать зрителю романтическую линию. Конечно, есть некоторая химия между вашим героем и персонажами Дианы Крюгер и Джессики Лэнг, но нет ничего нарочитого.

— Подобная линия — это плохое клише, не так ли? У меня было довольно много любовных сцен в карьере, и после всего этого я рад, что в этом фильме их не было. Разумеется, Диана Крюгер очень красивая женщина, честно говоря, я боялся, что если такие сцены будут, то я просто влюблюсь в нее. К счастью, этого не случилось.

— Вас знают по фильмам самых разных жанров. Вы играли в комедии «Реальная любовь», в фантастике «Звездные войны», в боевике «Заложница» и теперь в детективе «Марлоу». У вас есть жанр, который нравится больше других?

— Думаю, что нет. Точно могу сказать, что я не большой поклонник хорроров, потому что они меня пугают. И я не фанат супергеройских историй. Я знаю, что сейчас они повсюду, и я ими восхищаюсь, но все эти голливудские прибамбасы — просто не мое. Мой интерес всегда лежит в области сценария: если я вижу, что он интересный и хорошо написан, я обращаю внимание на такой проект. Есть такое выражение — not my cup of tea (дословно «не моя чашка чая», то есть что-то, что не пришлось по вкусу. — Forbes Life). Так вот, если мой агент прислал сценарий и я, прочитав пять страниц, думаю, что надо бы заварить чай, — это плохой знак. Но если я прочитал его целиком и за это время даже не подумал о чае, то, видимо, сценарий действительно хорош.

 

— Как вы думаете, можно ли по-новому снять нуар о временах Великой депрессии, ведь действие огромного числа фильмов происходит именно в этот период?

— Думаю, что-то у нас получится. Как минимум потому, что этот фильм сделала команда больших профессионалов. Книгу, по которой снят фильм, написал замечательный писатель Джон Бэнвилл (лауреат Букеровской премии 2005 года за роман «Море». — Forbes Life). Он, кстати, ирландец. Рэймонд Чандлер, придумавший Филипа Марлоу, попросил его написать так же, как сделал бы он сам. И Бэнвиллу удалось: он написал книгу под названием «Черноглазая блондинка», которая оказалась очень успешной.

Автор сценария Уильям Монахэн (лауреат премии «Оскар» за сценарий к фильму «Отступники». — Forbes Life) — один из лучших сценаристов Голливуда. Нил Джордан, второй сценарист и режиссер, хотел в этом фильме создать мир Голливуда накануне Второй мировой войны, когда там было много коррупции и лжи. Идеальный контекст для фильма про Филипа Марлоу. Я думаю, Уильям и Нил написали действительно прекрасный сценарий.

— «Марлоу» — уже четвертый фильм, на котором вы работаете с Нилом Джорданом после «Бодрости духов», «Майкла Коллинза» и «Завтрака на Плутоне». Какие у вас отношения?

 

— Мы знакомы с 1980 года. Мы вместе работали на «Экскалибуре» Джона Бурмена (Нисон сыграл в этом фильме сэра Гавейна из свиты Короля Артура. — Forbes Life), где Нил был соавтором сценария. С тех пор мы и дружим. Больше сорока лет. Во многом наши отношения развивались именно на съемочной площадке, у нас даже сложился своего рода «язык тела». Когда мы заканчиваем сцену, я вижу, как Нил подходит к нам из-за монитора, как именно он жует жвачку, я сразу понимаю, что в этой сцене что-то не так или что у него есть особое пожелание к артистам или лично ко мне. Мы развиваемся вместе.

— Думали ли вы когда-нибудь о том, что станете звездой экшен-фильмов? И насколько тяжело играть подобные роли, требующие физической подготовки?

— Позвольте мне вас поправить. В этом фильме всего две сцены с потасовкой — маловато для экшен-фильма. Самое интересное, что первоначально в одной из сцен действительно шла речь про драку, но я добавил к ней дополнительную строчку, которой не было в сценарии. По сюжету два уложенных мною парня валяются на полу, я беру шляпу и иду к двери, которая располагается минимум в десяти шагах, мимо них. Я подумал: «Мне нужно что-то сказать, а не просто молча двигаться — это совсем не похоже на правду». И уже у двери я надеваю шляпу и внезапно говорю: «Я слишком стар для всего этого». Нилу понравилось, и он сказал: «Давайте оставим так». В итоге сцена так и вошла в фильм. Мне кажется, это ответ на ваш вопрос.

— Начинали вы именно как ирландский актер. Что вы думаете по поводу ирландского кино сегодня?

 

— Когда я начинал карьеру, киноиндустрии в Ирландии вообще не было. Впервые я стал играть в театре в Белфасте в 1976 году, и очень многое изменилось с тех пор, в том числе после «Игры престолов» (многие сцены из сериала HBO снимались в Ирландии, например панорамы Дотракийского моря или бесконечных зеленых полей, которые издалека казались морем. — Forbes Life). Кстати, интересный факт: фильм Кеннета Браны «Белфаст» о жизни североиранской семьи снимался в Англии, а вот «Игра престолов» как раз снималась в гигантских студиях в Белфасте и на севере страны. Это стало мощным толчком для индустрии. Теперь к нам приезжают иностранные туристы, чтобы посмотреть, где снималась такая-то сцена из сериала — есть даже специальные указатели. Пару лет назад там же, на севере, снимали сагу о викингах — «Варяг» с Николь Кидман и Александром Скарсгардом. Еще планируется много всего — и это здорово. Не только для севера Ирландии, но и для всей страны.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+