От «Тайной вечери» до виноградника: история палаццо, в котором жил Леонардо да Винчи
В конце декабря итальянская газета Corriere della Sera, а за ней и ряд международных изданий сообщили, что глава LVMH Group Бернар Арно приобрел в собственность конгломерата Casa degli Atellani, или Дом Ателлани в Милане, который больше известен как резиденция художника Леонардо да Винчи.
С момента появления данной новости прошло уже больше месяца, но никаких официальных заявлений так и не последовало. И на сайте LVMH Group данный актив не пополнил новой строкой перечень прочих. Также не оглашалась сумма сделки. Напомним, что состояние в $184 млрд сделало в прошлом году Бернара Арно самым богатым человеком планеты, а прошлогодний оборот возглавляемой им компании составил €79,2 млрд. Чем же эта историческая недвижимость могла привлечь такого масштабного предпринимателя, если, конечно, информация СМИ о сделке соответствует действительности?
Ренессансное палаццо XV века, расположенное в самом центре Милана, на улице Корсо Манджента, является одновременно музеем, отелем и единственным в городе действующим винным хозяйством. Последнее обстоятельство, вероятнее всего, и могло сыграть решающую роль в приобретении данного актива у прежних владельцев, представителей семейств Конти и Порталуппи. Бернар Арно уже не первый год тщательно собирает для LVMH Group эксклюзивную коллекцию. Сегодня из 75 брендов, которые входят в состав конгломерата, 25 — это хозяйства по производству шампанского и вина Dom Perignon, Moet & Chandon, Ruinart, Vevue Clicquot, Cheval Blanc Belmond, Chateau d’Yquem и других. Общая выручка этого сегмента бизнеса LVMH Group за 2022 год составила более €7 млн.
Кстати, в 2013 году Арно приобрел в Милане мажоритарный пакет акций компании Pasticceria Confetteria Cova Siri, которая управляет существующим с 1817 года знаменитым литературным кафе Cova на виа Монтенаполеоне. В его стенах бывали еще Джузеппе Верди и Эрнест Хемингуэй — личности не менее известные, чем да Винчи. Сегодня компания открыла кофейни под брендом Cova в Гонконге, Шанхае, Пекине, на Тайване, в Монте-Карло и в Париже, в возрожденном универмаге Samaritaine. Это один из примеров того, как LVMH приумножает потенциал входящих в ее состав исторических и культурных достояний.
В ожидании официальных новостей о новых владельцах миланского актива Forbes Life рассказывает историю Дома семейства Ателлани. За 500 лет он сменил нескольких владельцев, пережил период забвения, был неоднократно перестроен, не избежал бомбардировок во Вторую мировую войну, но недавно возродился как винное хозяйство.
Художник и виноградарь
Первым и самым знаменитым хозяином палаццо стал Леонардо да Винчи. В 1492 году 40-летний художник покидает Флоренцию, где трудился при клане Медичи, и прибывает в Милан по приглашению герцога Людовико Иль Моро («Мавра») Сфорцы. Здесь многогранный мастер работает при его дворе как архитектор, знаток инженерного и оборонного дела.
Спустя три года Людовико заказывает художнику масштабную фреску «Тайная вечеря» на стене трапезной церкви Santa Maria delle Grazie, которая как раз расположена неподалеку от палаццо, в доминиканском монастыре, и является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Как известно, памятник дошел до сегодняшнего дня в утерянном состоянии, поскольку в качестве эксперимента да Винчи отказался от классической техники росписи по влажной штукатурке, предпочтя ей темперу по сухому грунту. Фреска начала разрушаться еще при жизни мастера, и только регулярные реставрации поддерживают ее в надлежащем состоянии все прошедшие столетия.
Миланский герцог увидел «Тайную вечерю» в первозданной красоте и остался настолько доволен работой художника, что в 1498-м подарил ему часть собственного владения — палаццо и участок предположительно площадью свыше одного гектара с 16 рядами виноградников, которые находились на территории нынешнего сада Дома Ателлани.
Но в 1500-м войска короля Франции Людовика XII захватывают Милан и всю Ломбардию, герцога захватывают в плен, а художник покидает город и возвращается во Флоренцию. Надежду вернуть свою собственность да Винчи не оставлял до последних дней, но тщетно. В 1519 году, чуть ли не на смертном одре, он составил завещание, по которому одна ее часть отходила верному слуге Баттисте де Вилланису, а другая половина — любимому ученику Джан Джакомо Капротти по прозвищу Салаи («Дьяволенок»). История гласит, что первый уступил свою долю монастырю, а Капротти пользовался наследством до 1524 года, пока не был убит выстрелом из ружья неизвестным.
Упадок и Возрождение
Палаццо с виноградником вновь отошли государству, и последний герцог Милана Франческо II Сфорца подарил эту недвижимость представителям благородного семейства Ателлани, которые были соседями да Винчи.
Обосновались они на той же улице Корсо Манджента раньше художника. Еще в 1490 году герцог Людовико Иль Моро наградил своего верного рыцаря и оруженосца Джакометто ди Лючия делль’Ателла двумя особняками. В 1524-м эта семья дипломатов и придворных, чья фамилия свободно склонялась и как Ателлани, и как делла Телас, получила в собственность третий особняк. Наследники семейства обитали здесь вплоть до XVII века, вели жизнь без громких событий, и виноградники пришли при них в упадок.
И если исторических следов пребывания в этих стенах Леонардо да Винчи не осталось, то артефактов времени Ателлани предостаточно. Все они демонстрируют преданность семейства династии миланских правителей. Это фрески галерей первого этажа, созданные по случаю бракосочетания герцога Франческо II Сфорцы и Кристины Датской, вероятнее всего, в 1533 году и, предположительно, семьей художников Авогадро-ди-Традате. И портреты членов семьи Сфорца на первом же этаже, на сводах парадного зала, в люнетах. Правда, это созданные в начале XX века копии, а оригиналы авторства художника Бернардино Луини и его сыновей в 1902 году были приобретены администрацией города для экспозиции музея замка Сфорцы.
В 1919 году новым владельцем палаццо становится Этторе Конти, граф Верампио, промышленник, сенатор в правительстве короля Витторио Эмануэле III и преподаватель Политехнического университета Милана. Конти был энтузиастом новых технологий и в 1901-м основал первую в Италии электрическую компанию Conti & Co., снабжавшую им хозяйства по всей стране по системе, в которой была задействована энергия воды. Позже Конти возглавлял промышленную ассоциацию Confindustria, являлся президентом AGIP (Итальянской национальной газовой компании) и занимал корпоративные должности в BCI (Banca Commerciale Italiana). В 1931 году за свои заслуги на промышленном поприще стране был удостоен рыцарского звания.
Как правило, в связи с личностью Конти вспоминают и дружбу с Бенито Муссолини, и членство в Национальной фашистской партии, в которую он вступил в 1932 году. Но после окончания Второй мировой граф был признан невиновным в совершении каких-либо военных преступлений.
Все эти события произойдут позже, а пока, в 1922-м, Конти поручает архитектору Пьеро Порталуппи переделать резиденцию под современные нужны. Порталуппи также был незаурядной, многогранной личностью: инженер, дизайнер, режиссер, мультипликатор и коллекционер, он преобразовал немало старинных палаццо, а позже, после войны, отвечал за восстановление облика полуразрушенного Милана. В комплексе из трех домов Casa degli Atellani Порталуппи снес разделяющие их стены, объединил с помощью внутреннего двора с колоннадой и в целом гармонично внедрил в ансамбль симметрию эпохи ар-деко, максимально сохранив насыщенные деталями ренессансные интерьеры.
Восстановлением палаццо уже после войны, во время которой пострадали несколько салонов второго этажа, фасад здания и сад образца XIX века, тоже занимался Порталуппи. Не только на правах архитектора, но и как постоянный жилец палаццо. В том же 1922-м Пьеро женился на племяннице графа Конти и стал членом семьи; пара обитала в личных апартаментах до смерти творца в 1967 году. Собственно его племянник Пьеро Кастеллини Балдиссера, тоже известный архитектор, и называется в качестве продавца семейного гнезда LVMH Group.
Интересно, что и все представители рода Ателлани, и Этторе Конти захоронены в некрополе церкви Santa Maria delle Grazie, в которой находится «Тайная вечера» да Винчи. А граф финансировал восстановление церкви и реставрацию фрески после войны. И здесь история владельцев палаццо окончательно переплелась с биографией Леонардо.
In vino veritas
Что известно о современном вине, которое производят в хозяйстве La Vigna di Leonardo и которое могло попасть в зону особого внимания LVMH Group? У него своя история.
Виноградники, за которыми да Винчи ухаживал лично, были забыты четыре последующих века. Только когда начались работы по перестройке палаццо, Порталуппи обратился за консультацией к Луке Бельтрами, реставратору и специалисту по творчеству Леонардо, тот поднял историческую документацию эпохи Возрождения и установил расположение виноградника в глубине сада, в низине.
Последние владельцы палаццо в союзе с властями города приняли решение открыть историческую резиденцию для публики и одновременно возродить виноградники. Первая часть проекта была завершена к проходившей тогда в Милане международной выставке Expo 2015.
Но даже открытие музея и организация пяти доступных для любой аренды апартаментов не потребовало стольких усилий, как процесс восстановления виноградной лозы, к которому привлекли энолога, генетика и профессора ДНК из Миланского университета. Эта команда ученых произвела раскопки, взяла биологический материал, и его экспертиза установила, что сорт лозы, которую возделывал сам Леонардо, это «Мальвазия-ди-Кандия-Ароматика». В 2018 году она впервые дала урожай и из него было получено вино.
Разумеется, собственных скромных объемов виноградника в центре Милана недостаточно, чтобы удовлетворить даже малый спрос. Поэтому первая партия La Malvasia di Candia Aromatica Anno I была произведена в частном хозяйстве Cascina Eugenia и превращена в эксклюзивную серию из 330 декантеров, изготовленных по рисунку да Винчи со страниц Виндзорского кодекса.
Все та же лоза с корнями из XV века для производства второго белого вина La Dama di Milano была высажена уже в Castello di Luzzano, другом частном винном хозяйстве, в погребах которого и созревает. На этикетку символически помещено изображение картины «Дама с горностаем» кисти да Винчи, которая считается портретом Чечилии Галлерани, поэтессы и любовницы герцога Людовико Сфорцы, покровителя художника.
Если предположить, что LVMH Group действительно приобрела Дом Ателлани в центре Милана, то этот актив достался конгломерату на пике своей исторической формы. Палаццо полностью отреставрировано, уже восемь лет успешно функционирует как музей, вместе с церковью Santa Maria delle Grazie является обязательной точкой посещения туристов на маршруте достопримечательностей, связанных с именем да Винчи в Милане. И главное — в хозяйстве La Vigna di Leonardo уже пять лет производится вино. Все эти факторы остается только отточить до совершенства. Так или иначе Forbes Life будет следить за дальнейшей судьбой Дома Ателлани в руках новых владельцах.