Нэпманы и воры: какими изображали предпринимателей в советском кино
В СССР положительные герои фильмов работали на благо родины и не думали о материальном, а любой предприниматель в кино априори был негодяем, который стремится нажиться на других или социалистической собственности. В комедиях их изображали гротескно, карикатурно, c элементами эксцентрики, что естественным образом формировало коллективное отрицательное восприятие. Такой способ репрезентации задали еще в первое послереволюционное десятилетие («В угаре НЭПа», «Девушка с коробкой», «Дом на Трубной») и впоследствии только развивали.
В постсталинский период ряды отечественных злоумышленников пополнились цеховиками. Теневая экономика начала формироваться еще при Сталине, при Хрущеве укрепилась и разрослась, а при Брежневе приняла такие масштабы, что трудно было найти сферу, куда не дотянулась бы рука теневика. Эти предприимчивые люди, придумывавшие, например, технологии, как из отреза ткани, рассчитанного на три рубашки, выкроить пять, или как из куска кожи на две пары туфель стачать четыре, были в фокусе внимания кинематографистов с 1950-х и до самого развала Советского Союза.
В 1950-е экранные преступники рисовались утрированными негодяями и отщепенцами. В 1960-е герои стали расчетливее, циничнее и добрались до высоких постов, а размах криминальной мысли стал таков, что одного универмага или оптовой базы им оказывалось недостаточно. В 1970-е на экранах появились сытые и довольные дельцы — этакие нарождающиеся мещане, которые обзавелись еще и собственной философией. И, наконец, на исходе брежневской эпохи эти герои окончательно становятся частью системы, зачастую взбираясь на самый ее верх.
Forbes Life рассказывает про самые характерные фильмы разных эпох, где главными героями становятся предприниматели, коррупционеры и даже целые предприятия.