Конец маскарада: на выставке в Санкт-Петербурге исследуют опыт Казановы и Дягилева
Мультижанровая выставка-спектакль, придуманная кураторами Натальей Метелицей и Аркадием Ипполитовым при участии актрисы Илоны Маркаровой и режиссера Джулиано Ди Капуа, не просто собрание артефактов по заявленной теме: «Как Дягилев сделал так, что Петербург начала ХХ века стал казаться Венецией XVIII века». Речь здесь идет не только о внешнем сходстве городского ландшафта, изрезанного каналами, о карнавалах, любовных треугольниках и кабаре, где избранные воображали себя Арлекинами, Пьеро и Коломбинами. Главное сходство в том, что и Венеция Казановы, и Санкт-Петербург Дягилева — закрытый мир, принципиально отгородившийся от внешних обстоятельств.
С первого шага по экспозиции посетитель сразу попадает в актуальный формат — авторскую экскурсию, ведет которую сам Джакомо Казанова. Казановой были буквально одержимы многие деятели Серебряного века: Бенуа, Серов, Цветаева. Мемуары Казановы «История моей жизни» для многих художников были культовой книгой. Идея маскарада и маски — символов Венеции — пронизывает искусство этого периода. А собрать два города и две эпохи, венецианский миф XVIII века, или «сеттеченто», и петербургский миф начала ХХ века, Казанову и Дягилева в один сюжет кураторы решили, сочинив трагикомическую сказку в духе Карло Гоцци в четырех актах с прологом и интермедией. Можно предположить, что это та самая пьеса «Любовь к трем апельсинам», которую хотел поставить, да так и не сделал этого, один из главных героев выставки, театральный режиссер Всеволод Мейерхольд.