«Флейшман в беде»: лучший сериал о кризисе среднего возраста и переживании развода
История, рассказанная в мини-сериале «Флейшман в беде», — поистине удивительная для 2022 года. А удивительная она, потому что самая обычная: ну кто в нынешние времена говорит о «проблемах белых привилегированных людей», переживающих банальные человеческие драмы — разводы, кризис среднего возраста и карьерные провалы? В интервью The Hollywood Reporter Тэффи Бродессер-Акнер, автор одноименного бестселлера, который лег в основу сценария сериала, говорит, что сегодня он выглядит «немного ретро», потому что книга была написана в 2016 году.
Но парадокс этой «банальной ретро-истории» ровно в том, что нам этого так не хватало — честного и человечного разговора о том, что переживают 40-летние мужчины и женщины, оказавшиеся в мире, где, пока они были женаты, строили карьеры и растили детей, изменилось практически все. И кто они в этом мире, где убрать привычные паттерны успеха в работе и личной жизни? Что они могут передать своим детям?
Узнаем мы о проблемах героев (а в них — себя) при странных обстоятельствах, которые обещают зрителю триллер или как минимум детектив: у врача-гепатолога Тоби Флейшмана (Джесси Айзенберг) в одно неудачное утро пропадает бывшая жена Рэйчел (Клэр Дэйнс), оставив ему на попечение двоих детей. Рэйчел не берет трубку, ее ассистенты не знают, куда она пропала, и даже на йога-ретрите, куда она должна была отправиться на выходные, никто не может помочь Тоби. А Тоби злится и тревожится с каждым днем все больше — он и без внезапных исчезновений имеет к бывшей жене массу претензий, о которых лишь ненадолго забывает в объятиях очередной женщины, с которой познакомился в дейтинговых приложениях.
Да, Тоби 40-летний разведенный после многолетнего мучительного брака мужчина, который открывает для себя дивный новый мир «Тиндера» и случайных связей. При этом Тоби — довольно застенчивый и сомневающийся парень, в отличие от своего университетского друга-тусовщика Сэта (Адам Броди), поэтому открывающиеся сексуальные возможности вызывают у него скорее панические приступы, чем восторг.
А тут еще и бывшая жена пропала, свалив на него детей, которых на каникулах, посреди изнывающего от жары Нью-Йорка совершенно некуда приткнуть, пока Тоби работает и разбирается с личной жизнью. О том, что думает и чувствует по этому поводу доктор Флейшман, мы узнаем от третьего ключевого персонажа сериала — университетской подруги Тоби и Сэта — Либби (Лиззи Каплан). Именно ее голос мы слышим весь сериал, она рассказчик и невидимый наблюдатель этой запутанной истории, которая могла претендовать на триллер или хотя бы детектив, но на деле оказалась обычной человеческой драмой. Маленький тизер: не стоит недооценивать роль Либби в этой истории.
Все восемь серий вместе с Тоби и Либби мы пытаемся понять, куда пропала Рэйчел, погружаясь в детали жизни всех участников процесса, чтобы в очередной раз прийти к толстовскому выводу про счастливые и несчастливые семьи. Тоби пытается осознать себя в новом статусе, а еще — понять, почему им с Рэйчел не удалось построить счастливую семью. И виновата в этом, конечно, Рэйчел — она карьеристка, зарабатывает намного больше Тоби, покупает им квартиру на Манхеттене, заводит подобных себе друзей, забывает о детях ради работы и, главное, требует от мужа похожих амбиций. Но Тоби — настоящий врач, он хочет спасать людей, а не вот это все бытовое и низменное.
И ровно в тот момент, когда вы подумаете «ну все с ними понятно», сюжет сериала делает поворот, который меняет всю перспективу — и не только для зрителя, но и для самих героев.
Конечно, все оказалось не так просто и очевидно, как мы видели через призму переживаний Тоби, потому что в любой ситуации есть две стороны, но мы так часто забываем об этом, когда злимся на тех, кто причинил нам боль. А у развода часто есть еще одна сторона — дети, которые страдают, может быть, сильнее самих разводящихся. Линия отношений Тоби с дочерью и сыном, возможно, самая нежная и важная в сериале. И заканчивается она потрясающей сценой диалога девочки с раввином перед ее бар-мицвой.
«Ханна, — говорит ей раввин. — Мир сейчас перевернулся с ног на голову, и нам нужны умные и думающие девочки, чтобы его починить». И услышав это, Ханна, которая долго готовилась к церемонии, вдруг отказывается в ней участвовать. И когда Тоби говорит ей, что так делали поколения и поколения евреев до них, и она тоже должна вступить во взрослую жизнь через бар-мицву, Ханна отвечает: «Но я не хочу ничего чинить, я даже ничего не ломала, мне всего 11 лет». А еще она задает отцу простой вопрос: почему мы должны что-то делать, если так делали до нас? Какой в этом смысл?
И кажется, что на этот вопрос, который рано или поздно задает каждый ребенок своему родителю, нет убедительного ответа. И у Тоби его тоже не оказалось, но вовремя нашлись принятие и любовь. А этого уже вполне достаточно для 11-летней девочки, которая не успела ничего сломать, зато успела пострадать от родительских отношений.
«Флейшман в беде» — это тонкое, остроумное, грустное и честное осмысление того, что происходит с людьми в тот момент, когда они понимают, что большую часть своей жизни, свою молодость и зрелость они провели так, как провели. Это нельзя изменить, нельзя вернуться назад и нельзя снова стать молодым. Осознание этого и ранит, и отрезвляет — если, конечно, осознание вообще происходит. К концу последней серии мы слышим голос Либби: «Тоби был близок к осознанности, но с криком убегал от нее».
И, конечно, «Флейшман в беде» — это актерский бенефис Джесси Айзенберга, Клэр Дэйнс и Лиззи Каплан, каждый из которых сыграл своего персонажа настолько сильно, что в итоге остаются только полутона — в сериале нет виноватых, правых, сильных или слабых. Отдельные аплодисменты уходят Клэр Дэйнс, которая своей актерской игрой за одну серию разрушила все ожидания зрителей от своей героини — и построила их заново, напомнив нам, что, кроме счастья, материнство может приносить много страданий. Впрочем, поклонники сериала «Родина» хорошо знают, как Дэйнс умеет показать сильную женщину на гране нервного срыва.
Хотя на самом деле, каждый из них — просто человек на грани нервного срыва и в разгаре кризиса среднего возраста. Нужны ли в 2022 году такие истории? Они нужны каждый год, потому что банальность человеческих переживаний еще никто не отменял — даже когда рушится мир. Как сказала Лиззи Каплан в том же интервью The Hollywood Reporter: «Это история, черт возьми, обо всем на свете».