Куда чаще всего ездили россияне в 2022 году
В 2022 году, по подсчету АТОР, поток поездок российских туристов в европейские страны снизился на 95% по сравнению с доковидными временами. Соответственно, тут же вырос спрос как на пляжный отдых в России, так и на активный в горах или необычных местах. Первое место ожидаемо заняли Сочи и Краснодарский край (на официальном сайте города сообщается, что к началу осени Сочи принял почти 5,25 млн отдыхающих, и ожидается, что до конца года его посетит более 7,2 млн туристов, — это станет новым рекордом курорта). На спрос также сильно повлияло, что в Адлере остался единственный открытый в Южном федеральном округе аэропорт (до сих пор временно ограничены полеты в аэропорты городов Анапа, Белгород, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, Симферополь и Элиста).
Как отмечает глава аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев, в списке популярных авианаправлений также лидируют Санкт-Петербург, Калининград и Минеральные Воды. К ним эксперт по туризму компании Hottey Tour Николай Мельник добавляет Республику Дагестан и Чечню. В совокупности, по оценкам Минтранса России, в 2022 году российские авиакомпании обслужат 94-96 млн клиентов. Показатель занятости кресел, по словам Пантелеева, и вовсе демонстрирует рекорд: самолеты зачастую заполнены на 80-90%, притом что многие годы традиционные сетевые перевозчики держались на уровне 65-80%.
Например, пресс-служба компании S7 Airlines рассказала Forbes Life, что за 11 месяцев 2022 года она перевезла почти 15 млн пассажиров. Это сопоставимо с показателями прошлого года и на треть выше, чем в 2020 году, когда международное авиасообщение было также ограничено. При этом в границах России было перевезено 13,7 млн человек. В факторах, влияющих на показатели внутреннего пассажиропотока, пресс-служба S7 Group (включает в себя авиакомпанию S7 Airlines) особенно выделяет ограничения деятельности аэропортов юга.
По данным Федеральной пассажирской компании (ФПК), предоставленным Forbes Life, среди железнодорожных перевозок летом традиционно популярными были поезда в Анапу, Адлер, Новороссийск и Кисловодск. Помимо этого, вне зависимости от времени года большим спросом пользовались перевозки между Москвой и Санкт-Петербургом. «Интересуются путешественники и северными городами, к примеру Ярославлем, Псковом, а также городами, расположенными на Волге: Нижним Новгородом и Волгоградом. Из Санкт-Петербурга часто отправляются в города Республики Карелия и другие», — заявили в пресс-службе ФПК.
Поездом или самолетом?
Количество пассажиров железной дороги также выросло по отношению к 2021 году, согласно данным ФПК. Так, с начала года их поездами воспользовались более 89 млн человек, что на 16% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. С мая по сентябрь РЖД перевезла 56,7 млн пассажиров на поездах дальнего следования (из них свыше 42 млн — поездами Федеральной пассажирской компании). Это на 17% больше уровня прошлого года. Более 10 млн человек с мая по сентябрь совершили поездки в направлении курортных городов юга России, что на 29% больше, чем за май — сентябрь прошлого года.
При этом Роман Мюнге, эксперт-аналитик Европейского железнодорожного агентства, отмечает, что официальная статистика далека от истины, потому что настоящие цифры достаточно сложно подсчитать. Обычно точные данные перевозок за год определяются к середине февраля следующего года. Если ФПК сейчас заявляет о приросте показателей, то Мюнге смотрит на это более скептично. По его мнению, реальная картина, скорее всего, покажет падение рынка перевозок на 30% к совокупному уровню 2019 года. Во многом это связано с неудовлетворенным спросом, например, по поездкам в Крым, которые обслуживает не РЖД, а частный железнодорожный перевозчик «Гранд Сервис Экспресс». Поезда в течение летнего сезона не справлялись с нагрузкой, назначались дополнительные рейсы, которые не всегда закрывали потребности путешествующих и не соответствовали туристическому классу. Поэтому высокий трафик пассажиров часто переходил на другие виды транспорта. Например, в этом году, по словам Мюнге, прирост перевозок на автобусе составил 11%.
Для удобства туристов ФПК и «Аэрофлот» разработали программу по организации комбинированных перевозок (поезд + самолет) через Сочи в Анапу, Краснодар, а также Ростов-на-Дону. Такое решение отчасти упростило логистику путешествий для пассажиров, использующих Сочи как крупнейший транспортный хаб черноморского побережья. «В количественном выражении ж/д перевозки, без сомнения, пользуются спросом среди туристов, но связано это скорее с транспортными условиями. Хочу напомнить, две трети российских территорий не имеют аэропортов, из-за чего люди вынужденно обращаются к железной дороге. Как правило, потребитель делает выбор на основе логистических возможностей и временного фактора. Если время передвижения на поезде занимает свыше 30 часов, то никто уже не выберет подобный вариант. Поэтому, хотя ж/д в этом году занимает первое место по перевозкам, заметно, что при наличии финансов и возможностей люди выбирают авиатранспорт», — делится Мюнге мнением о ситуации на рынке перевозок.
По наблюдениям Николая Мельника, лидерство авиасообщения перед другими видами транспорта стало особенно заметно. Порядка 70% туристического трафика пришлось на передвижение с помощью самолетов, одновременно из-за отсутствия разрешений на полеты за границу и возможности ареста самолета лизингодателем авиакомпании перекинули чартерные рейсы на внутренние. Например, S7 Airlines в этом году сфокусировалась на развитии пассажирских перевозок за Уралом, открыв множество направлений между регионами и начав выстраивать маршрутную сеть из Иркутска. «Общий пассажиропоток авиакомпании за Уралом вырос на 21% к прошлому году, а в Иркутске, например, рост еще выше — плюс 37%», — рассказали Forbes Life в пресс-службе S7 Group.
Отечественный сервис категории эконом
Главные туристические рекордсмены этого года явно обозначены, и их выделяют все эксперты. Рейтинг самых популярных направлений для путешествий по России, по данным Российского союза туриндустрии, традиционный: Краснодарский край, Москва, Московская область, Санкт-Петербург, замыкает пятерку Крым. В десятку также вошли Татарстан, Тюменская и Свердловская области, Башкортостан и Ленинградская область. Подобная картина связана с тем, что внутренний туризм характеризуется несколькими неизменными на протяжении многих лет критериями.
По словам президента Российского союза туриндустрии (РСТ) Ильи Уманского, первый — значительная нехватка качественного номерного фонда. Второй — его неравномерное распределение по стране. И третий — неоднородное проживание потенциальных туристов на территории России. На этой основе формируются все туристические тренды. «На протяжении последних лет принципиальная картина по посещаемости регионов не меняется. И причина очень простая: турпоток определяется гостиничной емкостью направлений», — объясняет Уманский.
Регионы, находящиеся в топе гостиничной емкости, пользуются популярностью среди путешествующих по стране. По словам Уманского, за границами первой пятерки изменения могут быть, потому что там уже не столь значимый перевес в номерном фонде. Там уже заметна конкуренция. А вот первая пятерка не оставляет шансов никому, потому что примерно 50% всего гостиничного номерного фонда сосредоточена в этих пяти дистанциях.
Уровень сервиса по стране тоже находится не в лучшем состоянии. По словам Николая Мельника, это большая проблема в индустрии гостеприимства. «Хороших кадров практически нет. Абитуриенты не хотят учиться туризму, потому что считают отрасль малооплачиваемой. К тому же последние годы практически выкосили профессионалов, они ушли в другие сферы, в основном в недвижимость. Поэтому, если считать по международной классификации ISO, уровень отечественного гостиничного сервиса оценивается в 3 из 5 баллов. Даже в пятизвездочных отелях легко столкнуться с непрофессионализмом», — говорит он.
Дать однородную оценку отечественного сервиса, по мнению Уманского, достаточно сложно, потому что уровень оказания услуг тоже достаточно разный. «У нас есть отличные отели, уровень сервиса в которых способен конкурировать с лучшими зарубежными аналогами, есть уникальный санаторно-курортный комплекс, сочетающий в себе комфорт хорошего отеля и высококлассную медицину. Одновременно с этим в отрасли функционирует и большое количество гостиниц среднего и экономкласса, где сервис невысокого уровня компенсируется такой же невысокой ценой», — рассказывает эксперт.
Самый конкурентный сегмент гостиничной отрасли, по словам Уманского, — экономразмещение. Основная доля российского внутреннего турпотока — люди, которые тратят на поездку с семьей от 25 000 до 50 000 рублей и выбирают для размещения различные базы отдыха, кемпинги, гостевые дома и мини-гостиницы, которых по стране «невероятное количество». По статистике информационного агентства Report, в 2020 году наибольшее количество коллективных средств размещения (включает в себя мини-гостиницы) находится в Южном федеральном округе — это 30%.
Если же рассматривать другую крайность — пятизвездочные отели, которых на всю страну насчитывается всего 350, — то стоимость услуг и их качество напрямую связаны с развитием конкуренции. В столице, Санкт-Петербурге и других крупных городах можно встретить примеры высококлассных новых отелей. «Прошедшие ПМЭФ (Петербургские международные экономические форумы) 2021 и 2022 годов показали, что индустрия развивается. За это время были заключены сетевые контракты и вложены инвестиции. Но не стоит забывать, для роста индустрии нужно развивать и сами туристические направления», — объясняет Николай Мельник. И хотя отдых в пределах страны явно стал популярнее за последний год, отечественный туризм не всегда может подстроиться под новые реалии и стабилизировать соизмеримость цены и качества.
Отдых в России — это дорого
В 2022 году за счет спроса на внутренний туризм цены в России повысились на всех этапах цепочки путешествия: от транспорта до жилья и питания. Например, тарифы авиакомпаний на регулярных рейсах выросли минимум на 15%. Весной и летом они устанавливали ценовые рекорды: по словам Олега Пантелеева, стоимость авиабилетов на внутренних воздушных линиях поднималась до наивысших значений за всю историю наблюдений. В то же время авиакомпании проводили и очень масштабные распродажи, в ходе которых тарифы становились заметно ниже.
«Полагаю, что обобщенные данные по тарифам можно будет собрать в начале будущего года. Рост, очевидно, будет, но явно не драматический. При этом издержки авиакомпаний, естественно, увеличились. Например, полеты в Сочи из Москвы и из ряда других городов стали значительно дольше из-за необходимости облетать ряд областей, где введены ограничения на полеты. Аналогичная ситуация при полетах в Калининград, хотя там прирост продолжительности полета меньше», — рассказывает Пантелеев.
О снижении стоимости на некоторые перелеты рассказывает и пресс-служба S7 Group. Поскольку конкуренция на внутреннем рынке обострилась, а государство поддерживало спрос программами субсидирования, билеты авиакомпании на внутренние рейсы по некоторым тарифам не только не подорожали, но даже стали дешевле, чем в прошлом году. «Тарифы для пассажира на километр пути, по нашим расчетам, этим летом были ниже на 4%. Без учета субсидий можно было бы говорить о росте цен на билеты в рамках инфляции на 8-10%», — делится статистикой пресс-центр.
Ж/д сообщение также старается сдерживать тарифы, несмотря на повышенный спрос. ФПК особо уделила внимание ценообразованию билетов на проезд в сообщении с теми городами, где с февраля начали действовать ограничения на полеты гражданской авиации. В том числе компания зафиксировала тарифы на все поезда, связывающие различные города России с Анапой, Новороссийском, Ростовом-на-Дону, Адлером, Кисловодском, Краснодаром, Туапсе, Минеральными Водами и Белгородом.
При этом цены на билеты в плацкартные и общие вагоны регулируются государством. В рамках тарифов, утвержденных ФАС России, они могут изменяться в зависимости от сезона. А вот в сегменте купейных вагонов ж/д перевозчик самостоятельно устанавливает стоимость, которую ежегодно индексируют в соответствии с прогнозным значением индекса потребительских цен.
Если стоимость перевозок меняется, но все-таки держится под контролем, с номерным фондом все иначе. Ведь это простое правило экономики: где есть большой спрос — там и высокие цены. Резкий скачок заинтересованности среди россиян привел к заработку отелей и туроператоров на ситуации. «Из-за роста спроса гостиницы повысили цены, а вслед за ними и турагентства, которые получают проценты от продажи туров и руководствуются общим прайсом», — отмечает Николай Мельник.
Ситуация сезонна и выглядит по-разному в зависимости от места отдыха. Жители Москвы, по словам Мельника, активно бронировали отели в Московской области в категории четырех — пяти звезд и с питанием «все включено». Подобные локальные туристские объекты стоимость не подняли. У них хороший приток туристов круглогодично, но и стоимость отдыха в подобных местах зачастую выше, чем в южных городах. Для сравнения: экоотель в Подмосковье Cosmos Collection Izumrudny Les на три ночи с выходными выставляет стоимость в 59 000 рублей. При этом в Radisson Hotel Сочи на такие же даты стоит цена в 25 200 рублей.
В остальном жители России в основном бронировали отели на черноморском побережье, где можно заметить значительное повышение цен. «Ковидный 2020-й был репетицией по ценообразованию. Изначально стоимость была низкая, но как добавились санкционные факторы и пошел спрос, цена резко пошла вверх. Но важна сезонность: если сравнивать один и тот же объект в Сочи, то летом его цена могла быть 100 000 рублей, в октябре-ноябре — до 40 000, а в декабре с перелетом — 20 000. Динамичное ценообразование!» — обрисовывает ситуацию Мельник.
Как отмечает Мельник, пока выезд за границу остается открытым, семьи с детьми (основные клиенты турфирм) будут отдавать предпочтение более дешевому варианту, а зачастую это зарубежные отели. «Динамика ценообразования в России — это «урви пока можно». В 2019-м отдохнуть в Крыму с перелетом, проживанием и трансфером можно было за 2900 рублей на человека, а в 2020 году тот же тур стоил 37 000 рублей. Сейчас ситуация по сути повторяется. Как только где-либо что-либо закрывают, цены в России резко поднимаются», — отмечает эксперт. Для сравнения он приводит примеры путевок в отель Rixos в Турции, где проживание «все включено» на семью стоит около 300 000-400 000 рублей в новогодние праздники. На Красной Поляне подобные путевки на те же даты могут стоить до 500 000-600 000 рублей только с завтраком.
По мнению президента РСТ, такое сравнение нельзя считать объективным. В тех сегментах, где конкуренции недостаточно (а в сфере высококлассных отелей ее явно нет), цена действительно может быть выше, чем стоимость выездного турпродукта. «Но как только мы опустимся в экономсегмент, где много предложений, которыми пользуется большинство россиян, конкуренция сразу намечается. Десятки миллионов туристов, которые едут ежегодно, допустим, на Черное море, не живут в пятизвездочных отелях. Они заселяются в недорогой номерной фонд. И, конечно, его цены нельзя сравнить ни с одним зарубежным аналогом, здесь они гораздо ниже», — рассказывает Уманский.
Туризм перешел из рук в руки
Закрытые границы, санкции, кризис запчастей и неравномерный потребительский спрос усложнили условия оказания услуг путешественникам. Например, в отечественной авиации существенно увеличилась стоимость топлива. При этом государство старалось оказывать отрасли поддержку. Одним из решений стало выделение 100 млрд рублей на авиаперевозки, отчасти поэтому компаниям удалось сохранить финансовую устойчивость и удержать на достаточно высоком уровне пассажиропоток.
В условиях действующих ограничений маршрутная сетка и частота полетов осталась стабильной. Но при этом, по словам Ильи Уманского, самолеты, находящиеся в зарубежном лизинге, не смогли вылетать за рубеж, наметился дефицит мощности и самих транспортных средств для обеспечения туристического трафика. «Было принято решение о расширении количества самолетов иностранных авиакомпаний, которые запустили в российское небо для обеспечения перевозки туристов, в частности, из России по зарубежным направлениям. При этом на внутреннем рынке произошел избыток мощностей и значительно расширилась география перелетов внутри страны. Это приводило к доступности и снижению стоимости. Поэтому перелеты по стране в этом году даже стали более доступны, чем в прошлом. На туристическом бизнесе разборка самолетов никак не отражалась», — говорит президент РСТ.
В 2023 году, по мнению Олега Пантелеева, несколько сократится объем поддержки авиаперевозок. Но дефицита провозных емкостей пока не предвидится. То есть, на его взгляд, отрасль сможет достаточно успешно противостоять вызовам, не допуская обвала. «Предпосылок для радикального улучшения ситуации на авиарынке в 2023 году не просматривается. Но мы реалисты — незначительное снижение объемных показателей станет в нынешней ситуации значительным достижением».
В этом году из-за ухода с российского рынка иностранных производителей (Siemens и Alstom) железная дорога, как впрочем и другие транспортные сферы, столкнулась с проблемой обслуживания составов. На отечественные вагоны запчасти по-прежнему производятся в России, и проблем с техобслуживанием нет. «А вот такие составы, как «Ласточка» и «Сапсан», производства Siemens, обслуживать в ближайшем будущем возможности нет. На сегодня запчастей пока хватило, с учетом запасов и возможности разобрать неиспользуемые составы. Сейчас пытаются возобновить производство в Верхней Пышме, договориться с Siemens», — говорит Роман Мюнге.
20 октября Владимир Путин подписал указ об упразднении Федерального агентства по туризму (Ростуризм), его функции были переданы Минэкономразвития. Официально было заявлено, что указ подписан «в целях совершенствования государственного правления в сфере туризма и туристской деятельности, повышения эффективности развития туристской индустрии и оптимизации структуры федеральных органов власти». Временно регулировать вопросы туризма поручили замглаве Минэкономразвития Дмитрию Вахрукову.
«Не думаю, что после упразднения Ростуризма произойдут глубокие структурные изменения, потому что сохраняется в целом управление, которое работало вместе с главой Дмитрием Чернышенко. Он так же остается у руля и продолжает курировать эту отрасль. Дальше важно, в каком виде Минэкономразвития подхватит их деятельность. Но думаю, оно способно продолжить позитивные тенденции. Туристическая отрасль не в первый раз переходит из одних рук в другие. Дело не в том, какое ведомство занимается туризмом, а в том, чтоб люди были небезразличны и желали, чтоб отрасль развивалась», — подчеркивает Уманский.