Жаждущее простоты время: вся эпоха Екатерины II на выставке в Твери
Тверская картинная галерея в равной степени наследует и музеуму, одному из первых в России публичных художественных собраний, и путевому императорскому дворцу Екатерины II. Всего по пути из Санкт-Петербурга в Москву для императрицы было создано 14 таких дворцов. Тверской дворец строили в 1763-1778 годах, а 200 лет перестраивали. Автором проекта и первым архитектором дворца был Петр Никитин. В начале XIX века Карл Росси переделал дворец для внучки Екатерины II, великой княгини Екатерины Павловны и ее мужа Георга Ольденбургского, генерал-губернатора Твери. В руках Екатерины Павловны Тверской дворец превратился не только в светский, но и политический салон, где Николай Карамзин читал императору Александру I свою «Историю государства Российского».
Музеум в Твери основали в 1866 году. С 1937 года Тверская картинная галерея стала работать как самостоятельный музей.
Имя Екатерины — знаковое и для Тверского дворца, и для галереи. Каждый год к 7 декабря, Дню Екатерины, музей открывает особенную выставку. В этом году — «Екатерина II. Прекрасная эпоха»: живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства, мебель из 15 частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга. Организаторы — Международная конфедерация коллекционеров, антикваров и арт-дилеров.
Куратор выставки, галерист Александр Киселев отмечает, что на выставке представлены и портреты из частных собраний работ художников первого ряда («Парадный портрет Екатерины II» Иоганна-Баптиста Лампи Старшего, «Портрет неизвестного» Дмитрия Левицкого, «Портрет дворянина Тверского наместничества» Владимира Боровиковского), и портреты неизвестных художников, изображающие дворянскую династию Юреневых, с XVIII века проживавших в Твери.
Открывает экспозицию красавица-императрица в резной золоченой раме в окружении портретов фаворитов: Платона Зубова, Алексея Орлова-Чесменского, Григория Потемкина-Таврического. С противоположной стороны на свою царственную мать и цареубийц с портрета смотрит младенец Павел. Так светская парадная история встречается со своей кровавой стороной, как гравюры со сценами войн и сражений соседствуют с портретами и медальонами придворных, посудой и мебелью — материальными свидетелями достатка и праздности золотого века Екатерины II.
По мнению коллекционера, искусствоведа Сергея Подстаницкого, предоставившего на выставке своего Боровиковского, интерес к русским портретам переживает новый подъем. Благодаря выставке в Таврическом дворце в 1905 году, организованной Сергеем Дягилевым и художниками «Мира искусства», русский портрет XVIII века работы Левицкого, Рокотова, Боровиковского вошел в моду. Вновь обратил внимание на русский портрет XVIII века московский собиратель, коллекционер Феликс Вишневский, подаривший городу в 1960-х годах Музей Василия Тропинина. В 1990-е реставратор, искусствовед, коллекционер Савва Ямщиков стал активно возвращать русские портреты из-за границы. По мнению Сергея Подстаницкого, сделавшего немало находок русских портретов XVIII века в Европе на аукционах и блошиных рынках, это большой материальный пласт, разрабатывать который предстоит еще много лет.